Open
Close

Чем занимаются на курильских островах. Ключи от рыбы. Курильские острова - страницы истории

Чем интересны Курильские острова и возможно ли самостоятельно организовать путешествие? Кому сейчас принадлежат Курилы: суть конфликта Россия-Япония.

Острова Сахалинской гряды, граничащие с Японией, считаются восточным чудом природы. Речь, конечно же, идет о Курильских островах, чья история так же богата, как и природа. Для начала стоит сказать, что борьба за 56 островов, расположившихся между Камчаткой и Хоккайдо, началась с момента открытия.

Курильские острова на карте России

Курильские острова - страницы истории

Так, в конце 16 – начале 17 столетия, когда русские мореплаватели нанесли на карту доселе неизведанные земли, оказавшиеся обитаемыми, начался процесс присвоения необжитых территорий. В ту пору Курильские острова населял народ, зовущийся айанами. Российские власти пытались привлечь этот народ в свое подданство любыми методами, не исключая силовых. В итоге айаны, вместе со своими землями, все-таки перешли на сторону Российской империи в обмен на отмену податей.

Ситуация в корне не устроила японцев, которые имели свои виды на эти территории. Дипломатическим методами прийти к разрешению конфликта не удалось. В итоге, согласно документу от 1855 года, территория островов считается неразделенной . Ситуация обрела ясность только после окончания Второй мировой войны, когда удивительная территория с суровым климатом была передана в официальную собственность.

Согласно новому миропорядку Курильские острова перешли во владение Советского Союза - государства-победителя. У японцев, сражавшихся на стороне гитлеровцев, шансов не было.

Кому на самом деле принадлежат Курильские острова?

Несмотря на итоги Второй мировой войны, которые закрепили за СССР право владения Курильскими островами на мировом уровне, Япония по-прежнему претендует на территорию. До сих пор между двумя странами не подписан мирный договор.

Что происходит в настоящее время - в 2019 году?

Сменив тактику, Япония идет на компромисс и в настоящее время оспаривает право собственности России лишь на ЧАСТЬ Курильских островов. Это Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи. На первый взгляд это малая часть Курил, ведь всего в архипелаге 56 единиц! Смущает один момент: Итуруп, Кунашир, Шикотан - это единственные курильские острова, где есть постоянное население (около 18 тыс. человек). Они же расположены ближе всего к японской «границе».

Японские и мировые СМИ, в свою очередь, подбрасывают дровишек в топку конфликта, муссируя тематику и убеждая рядовых граждан Японии, что Курильские острова им жизненно необходимы и несправедливо захвачены. Когда, кем, в какой момент - не суть важно. Главное, создать как можно больше потенциальных очагов конфликтности вокруг одной необъятной, но немного непутевой страны . Вдруг повезет, и где-то дело «выгорит»?

Представители РФ в лице президента и МИДа сохраняют спокойствие. Но не устают лишний раз напомнить, что речь идет о территории России, которая принадлежит ей по праву. Ну в конце концов ведь не предъявляет претензии Польше на Гданьск и - на Эльзас и Лотарингию 😉

Природа Курильских островов

Занимательна не только история освоения островов, но и их природа. По сути, каждый из Курильских островов - это вулкан, причем добрая часть этих вулканов являются ныне действующими . Именно благодаря вулканическому происхождению, природа островов так разнообразна, а окружающие ландшафты - рай для фотографов и геологов.

Извержение вулкана Крымский (Курильские о-ва, Россия)

Местные жители. Медведи Курильских островов.

На Курильских островах имеется множество геотермальных источников, которые образуют целые озера с горячей водой, насыщенной полезными для здоровья микро- и макроэлементами. На Курильских островах проживает огромное количество животных и птиц, многие из которых встречаются встречаются только в этих краях. Богат и растительный мир, представленный по большей части эндемиками.

Путешествие на Курильские острова 2019

По своим параметрам территория Курильских островов подходит для путешествий как нельзя лучше. И пусть климат суровый, почти нет солнечных дней, высокая влажность и обилие осадков - погодные недостатки сторицей покрываются красотой природы и удивительно чистым воздухом. Так что если вас беспокоит погода на Курильских островах, то ее можно пережить.

Каково это - жить далеко от Большой земли? Скажем сразу: жить можно. Главный принцип - умей ждать и дождись. Власти заявляют о грандиозных планах по развитию Курильских островов и настойчиво зовут туда туристов. При этом мы, сахалинцы, далеко не все там побывали, и судить о переменах приходится, в основном, по оптимистичным отчетам о поездках губернатора. О том, что удалось увидеть своими глазами, эти путевые заметки.

Море - "наше все", а для жителей Шикотана - дорога жизни, причем единственная.

"Игорь Фархутдинов" вот-вот причалит к берегу, в глаза бросаются сторожевые корабли, которые охраняют бухту, бело-синие домики на сопке, в которых живут военные, и новая школа. Пока идет высадка и проверка документов, можно рассмотреть местные достопримечательности.

Ехать нужно только "к кому-то" и "зачем-то", просто так, в никуда, не получится.

Историческое здание у воды со словами "Слава партии" и ржавое судно, груда железяк на берегу морально настраивают прибывших на путешествие во времени.












Крабозаводское

На острове есть два поселка - Малокурильское, куда причаливает теплоход, и Крабозаводское (входят в состав Южно-Курильского городского округа). Нам предстояло жить в Крабозаводском, поэтому больше всего впечатлений осталось именно от этого местечка.

Дорога, над которой висит туман, занимает всего несколько минут. По пути достопримечательности - монумент труженикам моря, местная свалка, выбранный властью участок под взлетно-посадочную полосу, развалины старых зданий, огромные цистерны под топливо.

Рыбаки, военные и бюджетники - вот кто здесь живет. Охраняют, учат и лечат. Плюс те, кто вышел на пенсию. По официальным данным, сельское население всего городского округа составляет 3824 человека, а это 9 сел: Менделеево, Отрада, Маяк Ловцова, Буровая Рудный, Застава Докучаева, Головнино, Дубовое, Крабозаводское, Малокурильское. На Шикотане сейчас живут около 2,5 тысячи человек, а до 1994-го было 7,5.

В Крабозаводском есть гостиница на 4 номера, в этом же здании расположена рабочая столовая (раньше это был ресторан). Рядом библиотека, дом культуры, два магазина, рыбоперерабатывающий завод - это центр. Самые красивые здания, гордость поселка - больница и школа.

Асфальта на острове нет, поэтому в сухую погоду люди глотают пыль, а в дождь надевают обувь понадёжнее.









В советские годы работали шесть консервных заводов: три в Малокурильском, три в Крабозаводском. В 1977 году рыбопромышленные объекты Шикотана объединили в одно предприятие - рыбокомбинат "Островной" в подчинении Сахалинрыбпрома, который стал впоследствии крупнейшим рыбоперерабатывающим комплексом СССР. Сюда приезжали студенты и специалисты, приглашенные по оргнабору из 20 регионов страны. В начале 90-х объемы выпуска рыбы и консервов резко упали, а землетрясение 1994 года ускорило разрушение комбината. Сотни жителей покинули остров навсегда.

Первый вопрос, который задала мне разговорчивая местная жительница: не связь ли мы приехали налаживать, а то все обещают! В каком-то смысле да.

Недолюбленный остров

С Интернетом очень плохо, но люди приспособились его как-то добывать малыми порциями. Поднимаюсь на высокую точку поселка и пытаюсь через Мегафон войти на Sakh.com - "колесико" долго крутится, оставляя надежду, но увы. Впрочем, люди наслышаны и ждут, что Ростелеком вот-вот приступит к прокладке подводного волоконно-оптического кабеля на Южные Курилы. Скорее бы.

Хочешь найти авторитетных людей - иди в библиотеку и школу. Местная школа расположена на вершине сопки (в цунамибезопасной зоне) в живописном месте. На вид просто чудо, но детей в ней всего 128 человек, 11-классников в этом году выпущено в мир двое. Очевидно, строили с заделом на будущее, лет на пятьдесят. Поговорить с учителями не удалось, в этот день сдавали ЕГЭ. Неподалеку дорожка сворачивает вниз и вдруг появляется тротуар, выложенный плиткой - это путь к больнице.










Таких зданий библиотек встречать еще не приходилось. Женщины здесь работают чудесные, встретили радушно. Ведущий библиотекарь Нина Исупова рассказывает исторические факты, показывает книги о Шикотане, говорит о "бородатом народе" айнах. О том, как четыре русских корабля под командованием капитана Мартына Шпанберга совершили плавание к берегам Японии, а на обратном пути русские исследователи изучали острова Шикотан, Итуруп, Уруп и Кунашир.

А 3 июля они оказались в районе мыса Край Света, шли отсюда вот сюда, - показывает на карте Нина Михайловна, - и примерно в этом месте тормознули, переночевали. Вдали виднелись три макушки сопок, это были вулкан Тятя, Богдана Хмельницкого и, возможно, Мендель. И тогда решили остров Шикотан немножко обогнуть - это было как раз напротив Малокурильской бухты. Вышли, бухта понравилась - круглая, глубокая, удобна для стоянки судов (правда, когда с севера ветер дует, по-всякому выкручиваются корабли), и решили набрать пресной воды. Набрали 14 бочек (в том месте, где у нас "пожарка", в этой речке), после чего сделали заметку в журнале: "Вода очень сладкая" (а это так и есть), а также "Народ мы не видели, но очаги были теплые". 7 июля они уже были на острове Зеленом, запись "Место гладкое. Зелено". Сейчас на всех этих островах: Полонского, Зеленом, Юрий, Анучино, Танфильева - стоят заставы…

Прощаемся, и фото на память.


Сотрудники библиотеки Нина Исупова, Екатерина Синькевич, Светлана Решетникова

Дом культуры носит известное имя "Утро Родины". Как рассказал исполняющий обязанности директора учреждения Валерий Тоцкий, кружки и секции посещают около 150 человек: пожалуйста - танцы для детей, фитнес, эстрадный и театральный кружки, литературная гостиная. Пытаются днем показывать мультфильмы, но дети не приходят. Потому что взрослым тоже не до кинопросмотров. Кинозал просторный, но пустует.

Конечно, прокатные фильмы первой величины мы показывать не можем, это дорого. Дискотеки тоже оказались не востребованы, кому на них ходить? Рыбаки работают по 18 часов в сутки, им не до танцев, молодежи мало, если уезжают учиться, то возвращаются редко.

На вопрос, где, например, молодые отмечают свадьбы, собеседник отвечает, что кафе в поселке нет, раньше был ресторан с громким именем "Империал", - работал один день в неделю (допустим, по пятницам) и тоже пустовал. Ради двух-трех человек содержать его не имело смысла, вот и закрыли.

А свадьбу и в нашем поселке можно отметить, я видел пару раз, - улыбается Валерий Тоцкий и переходит к любимой теме о талантливых детях и их успешных выступлениях на районных конкурсах.

Можно съездить повеселиться в Малокурильск, автобус между поселками ходит бесплатно, но до 17 часов. Возвращаться придется на такси, цена поездки 350 рублей.

Магазин небедный, депутаты, побывавшие недавно на Шикотане, . Товары привозят из Владивостока и из Южно-Сахалинска, поэтому цены в большинстве соответствуют нашим, хлеб стоит около 50-60 рублей, помидоры 160-200 рублей, огурцы 200-250, зелень, рыба, молочная, мясная продукция в ассортименте, большой выбор местной выпечки.















Рядом магазинчик промышленных товаров, где продаётся всё-всё - от резиновых тапочек до новинок последних коллекций одежды. Это грустная шутка, конечно. С одеждой здесь унылая картина. И обслуживание ввиду отсутствия конкуренции, как показалось автору, осталось на уровне времен Сахалинрыбпрома. Куда вы денетесь, все дороги ведут в Рим.

Хорошо отдыхают те, у кого есть машина. Час езды - и ты в красивейшей бухте. У кого нет, довольствуются красотами бухты Крабовой. Выйти к морю можно рядом с действующим рыбокомбинатом. Эту народную набережную называют "пятым причалом". Камни, следы от костров, остатки бетона и, вероятно, не очень безопасное дно для купальщиков.











Интересная особенность здешнего поселка: людей в рабочий день на улице встретишь редко. Они с любопытством разглядывают прохожих из окон. Многие приветливо здороваются. Рассказывают, какой это каторжный труд - гнуть спину на рыбообработке, но любят свою работу… Если пожить здесь подольше, можно раскопать уникальные судьбы для сюжетных историй. И еще в поселке летают стаи огромных ворон и щелкают клювами у тебя перед носом. Для устрашения их прибивают к "позорному столбу".

















Наш остров власть недолюбливает, - рассказывает собеседница из числа старожилов поселка. - После землетрясения 1994 года здесь построено по программе переселения, кажется, 4 дома. Правда, вон там, на площадке, где крест стоит, уже землю раскопали, будут строить арендный дом.

Дорога? До Малокурильска по федеральной программе построили, что называется, деньги закопали. По курильской программе здесь много "закопали". Очистные сооружения построили, запустить обещали, но руки так и не дошли закончить. Реконструкцию систем энергообеспечения обещали. Деньги освоили, а результат мизерный, за это Хорошавина, видимо, и посадили. Но сбегать отсюда все равно не собираюсь, потому что дышать не могу без этих сопок и тумана. Вы вон в теплую куртку нарядились, а я, посмотрите, как одета! Это мой любимый климат, и те, кто прожили здесь всю жизнь, а потом уехали в Краснодар - уже умерли либо назад вернулись.

А еще люди просят построить общественную баню. 15 июня должны были отключить тепло, в домах станет сыро и холодно, лета еще нет. Прогреться негде.

Вот как мы здесь живем, - вздыхает женщина и рекомендует приехать на Шикотан в августе, когда золотая пора, солнце, голубые бухты, счастье.

У нас один нехороший подрядчик взялся дом строить, но ничего не сделал и вроде бы его даже в тюрьму посадили, - рассказывают два подростка и просят "не вздумать снимать их на камеру".

Не скучно вам здесь? Чем занимаетесь?

У нас круто, весь день гуляем, свежим воздухом дышим, - наигранно смеются парни.

Если на закате подняться по этой лестнице, дождаться, пока осядет пыль и зажгутся фонари, поселок предстанет в новом свете. И вроде бы никакая не провинция.

Малокурильское

Приличный портовый поселок. Красивые школа и детский сад, есть детские площадки и новые дома (арендные для военных и бюджетников ярко-желтого цвета, всего обещают построить 7), знаменитый спорткомплекс "Шикотан-арена" и кафе: сюда ездят отмечать праздники и жители Крабозаводского.

С арендными домами не все гладко, местные называют их "коробочками" и рассказывают страсти про хрупкие стены и потолки. Чтобы начать там жить, нужно вложить немало средств. Благоустройство возле домов? Это можно увидеть на фото.

Каждое лето сюда приезжают японцы, прибывшие на острова по безвизовым обменам, чтобы поклониться могилам предков.














Подход теплохода - событие в поселке. Конечно, шикотанцы хотят чаще выезжать на Сахалин, но такой возможности практически нет. Билеты распроданы на месяц-два вперед.

С появлением возможности купить билет через Интернет исчезла коррупционная составляющая, - рассказывает местный житель Александр, - а то раньше займешь очередь, ты вроде первый, а когда время выкупать, ты уже 41-й. Теперь можно планировать отпуск за два-три месяца вперед, выстраивать выезд с Сахалина. Но если нужно уехать срочно, то ты пленник острова. Сезонные рабочие едут бесконечно, они и занимают все места, а нас отодвигают. Вертолет? Это идти в администрацию, просить, обосновывать, почему мне нужно улететь по семейным обстоятельствам… Так нас много таких. И сколько это будет стоить?

Градообразующее предприятие здесь - рыбокомбинат "Островной", видно, как активно готовится площадка под строительство консервного завода. Обещают создать 800 новых рабочих мест, но пока трудно представить, где будут жить эти сотни счастливчиков.









От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.

Объем действующей до 2015 года ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" составляет 21 млрд рублей.

Основная часть этой суммы выделяется из федерального бюджета. Также Сахалинская область планирует привлечь для развития Курил средства частных инвесторов. Частные инвестиции в экономику островов составляют сейчас миллиард рублей в год, а к 2015-му — возрастут до 6 миллиардов. подробно о новой инфраструктуре Курильских островов (много фото) Курильские острова включают 30 больших и множество мелких островов. Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Население Курильских островов — 18 735 человек остров Кунашир - самый южный остров Большой гряды Курильских островов. Население — около 8000 человек . Южно-курильск - административный центр Южно-Курильского округа.


Социальное жилье

В августе 2012 г. в Южно-Курильске состоялась церемония вручения ордеров и ключей от новых квартир. 10-квартирный дом построен на средства областного и местного бюджетов по одной из областных программ.
Дом культуры (медико-просветительская экспедиция «Рубежи России»,август 2010 г.)
Новый детский сад Порт Южно-Курильска Новый глубоководный причал

Ввод в эксплуатацию современных глубоководных причальных комплексов на Кунашире и Итурупе выведет на качественно новый уровень транспортную инфраструктуру на Курилах и повысит качество жизни на островах. Теплоход «Игорь Фархутдинов» впервые пришвартовался у нового причала (февраль 2011 г.)
На средства федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов и бюджета Сахалинской области идет строительство морского вокзала на территории построенного причального комплекса в Южно-Курильской бухте. В этом здании кроме пассажиров будут располагаться различные службы — пограничный контрольно-пропускной пункт, таможенный пост, портнадзор, администрация и диспетчерская морского порта. Окончание строительства планируется в 2012 году.

Аэропорт «Менделеево» Аэродром был построен японцами, когда остров Кунашир ещё находился под управлением Японии и с тех пор практически не перестраивался. В 2006 г. был закрыт из-за полного износа инфраструктуры и разрушения взлётно-посадочной полосы. В ходе реконструкции, в рамках ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, были введены в эксплуатацию новый пассажирский терминал, рулевые дорожки, новый перрон, взлетно-посадочная полоса (ВПП),система посадки и светосигнальное оборудование. На острове действует Менделеевская ГеоТЭС (геотермальная электростанция), которая обеспечивает остров теплом и электричеством. Энергия вулкана как источник тепла и света для человека — принцип работы этой станции. Ввод в эксплуатацию в 2007 г. II очереди станции обеспечил на 100% потребность в тепле Южно-Курильска. Запланированная модернизация Менделеевской ГеоТЭС позволит увеличить ее мощность с 3,6 МВт до 7,4 МВт.
На о. Кунашир работают два рыбоперерабатывающих производства — ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» и ООО «Дельта" . Южно-Курильский рыбокомбинат модернизировал свои производственные перерабатывающие линии. Вся рыба и морепродукты, выловленные своим собственным траловым флотом, доставляются на берег без потери качества. Комплексная смена из 25 человек успешно справляется с большими объёмами поступающего сырья. В 2011 году на о. Кунашир были положены первые километры асфальта.

остров Итуруп -остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага. Население — 6387 человек . Курильск - административный центр острова. В п.Курильск в последние годы построен современный микрорайон «Северный». В его черте планируется возвести большой дворец культуры и спорта, под крышей которого разместятся спорткомплекс, бассейн, дом культуры и другие учреждения. В 2006 году на острове был запущен современный рыбоперерабатывающий комплекс «Рейдово" .
Шесть камер воздушной заморозки обеспечивают выпуск 74 тонн готовой мороженой рыбопродукции в сутки.
На о. Итуруп так же расположен рыбоперерабатывающий цех «Ясный»,оснащенный единственным в своем роде морозильным тоннелем для воздушной заморозки рыбы,позволяющим непрерывно замораживать 210 тонн готовой рыбопродукции в сутки. Имеется икорный цех, где изготавливают 3 тонны икры в сутки. Кроме этого, посольный цех производительностью 25 тонн в сутки и холодильник мощностью 2300 тонн единовременного хранения. Работает еще несколько рыбопромышленных предприятий, самые крупные из которых — «Скит», «Буг», «Континент». На острове уже построены здания Курильской средней школы на 250 учащихся, а также современная центральная районная больница на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену. Новая больница
Спортивный комплекс

работы по благоустройству

В феврале 2012 г. сданы в эксплуатацию два 8-квартирных дома
Новый аэропорт «Итуруп» располагается на солнечной стороне острова, что позволит беспрепятственно добираться до острова даже в непогоду. Увеличенная взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км будет принимать все типы самолетов, эксплуатирующиеся в регионе. Рядом с Курильском расположен геотермальный источник с радоновыми водами.
Несколько лет назад источники представляли собой два бетонных чана для засолки рыбы, в которых и принимали ванны отдыхающие, не забывая при этом усеивать окрестности битым бутылочным стеклом. Благоустроила геотермальные источники компания «Гидросторой»
остров Шикотан - самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Малокурильское - административный центр острова. Население — около 2100 человек . На средства федеральной программы уже возведен и эксплуатируется глубоководный пирс в Малокурильской бухте на Шикотане, а в соседней бухте Крабозаводской на том же Шикотане близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования — собственных средств ЗАО «Гидрострой» и областного бюджета.



Рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск» оснащен самым современным оборудованием .
мощность цеха позволяет ежесуточно принимать и обрабатывать до 300 тонн рыбы-сырца.
Новый детский сад на 70 мест (2010 г.)

От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.