Open
Close

Что означает сирена на море. Сирены в греческой мифологии. Социальное значение мифа

Страшные мифические существа, завораживающие своим пением, сирены наверняка знакомы каждому любителю древних мифов и легенд. Сегодня существует множество хорошо известных литературных произведений, фильмов, сказок, компьютерных игр, посвященных сказочным морским обитателям. Что же скрывают эти персонажи мифов, почему они получили такую популярность?

Кто такие морские сирены, как они произошли

Сирена – это мифическое существо, соединяющее в своем образе красоту и коварность морских просторов. Они такие же непредсказуемые, как и водная гладь, которая, на первый взгляд, может казаться мелью, а на самом деле, полна подводных рифов или, наоборот, черная глубина, которая может оказаться заросшей водорослями мелью.

В мифах рассказывается о двух внешних обликах этих морских красавиц. Одни легенды о сиренах говорят, что это полу-девушки, полуптицы, а другие настаивают на том, что сирены – родственницы русалок, которые обладают такой же завораживающей девичьей красой и длинным рыбьим хвостом.

Всеми известная «Одиссея» рассказывает о существовании двух сказочных монстров, однако автор (Гомер) не называет их имена. В более поздних источниках уже упоминается и третья красавица. Эти волшебные создания, как и все смертные, носили имена. Их звали Персинойя, Аглаоа и Тескепия, соответственно старшая, средняя и младшая сестры. Каждая из них имела свой особенный дар: одна завораживала путников, играя на кефаре, средняя приманивала добычу прекрасным голосом, а младшая обладала талантом игры на флейте. Сирен в мифологии можно встретить и под другими именами. Так старшую называли Парфенопой, среднюю – Лигейей, а младшую – Левкосией.

Нет достоверных сведений, кто мог быть родителем этих страшных созданий. Если верить одним сказаниям, то их родительницей была одна из трех главных муз, по другим версиям – Богиня хаоса Кета, третьи же называли их матерью Стеропу. По поводу отца также нет конкретного ответа: одни считали, что это был Ахелой, другие же – Форкий.

Каждый из возможных родителей, которых можно встретить в мифах о сиренах, также имеет свою интересную историю и предпосылки к порождению этих водных чудовищ.

К примеру, Форкий, морской подземный царь, который правил океанскими просторами до появления Посейдона, был очень жестоким и недолюбливал людей. Ради забавы он, вместе со своей властной женой Кетой, могли поиздеваться над смертными с помощью водяных монстров. Эти ужасные божества являются создателями таких чудовищ, как Ехидна, Ладон (100-главый дракон), горгон, гесперид. Поэтому, вполне вероятно, что создание смертельных певиц – их рук дело.

Если говорить об Ахелойе (властелине рек), он был менее жестоким, чем два предыдущих «кандидата в родители». Он стал одним из героев мифа про Геркулеса. Там бог предстал в образе быка, которого поверг герой ради спасения прекрасной девушки. Если верить одним источникам, то благодаря союзу Мельпомены с речным божеством и появились поющие русалки.

Форкий, так же, как и Ахелой, умел менять внешность. Возможно, именно поэтому так разняться описания морских сирен в различных источниках, ведь оба из предполагаемых отцов были оборотнями. Легенды, появившиеся после «Одиссеи», описывают океанских чудищ, как сладкоголосых девушек, обладающих крыльями, как русалок с волшебными голосами, как существа с птичьим телом, но головой женщины. Один из отцов дал существам свой ужасный, злобный, жестокий, кровожадный характер, а мать одарила их талантом.

Можно встретить версию, что сирен прокляли и поэтому они остались наполовину в человеческом обличии, а на половину в животном. Согласно одному сказанию, морские певицы не смогли защитить Персефону от Аида, а после ее исчезновения, не предпринимали попыток найти свою покровительницу. За такую безответственность мать Персефоны Деметра «наградила» нерадивую свиту своей дочери проклятьем.

Согласно другой версии, девушки все же пытались найти свою госпожу, что было не по нраву Зевсу, который был не против кражи Персефоны. Чтобы избавиться от сирен, боги осуществили превращение красавиц в птиц.

Еще по одной версии, морские красавицы сами возжелали принять такой облик.

Мифические существа сирены в легендах

Одно из сказаний повествует о песенном турнире между морскими певицами и музами, устроенном богиней Герой в городе Аптер. Неизвестно, зачем Гере понадобился этот турнир. Ходили слухи, что Зевс влюбился в одну из океанских красавиц, и, чтобы устранить конкурентку, богиня брака придумала такой конкурс. Музы победили и оборвали перья у океанских певиц, сделав из них себе украшения на голову. Сжалившись над униженными существами, Зевс даровал им Анфемоэссу (остров в океане).

Древние сказания, которые появились после Гомеровского произведения, рассказывают о морских чудовищах, которые поют на острове, окруженном острым рифом. Эти монстры завораживают моряков звуками своих голосов, корабли разбиваются о скалы, а добычу девушки вытаскивают на берег и съедают. Счастливчику Орфею со своими спутниками удалось спастись от этих чудищ. Благодаря тому, что Орфей сам обладал чарующим голосом и волшебной игрой на лире, все время, пока корабль проплывал мимо опасного места, молодой человек играл и пел. Однако один из моряков чудесным образом все же был заворожен. Он спрыгнул с корабля в море и поплыл навстречу смерти. Ему удалось выжить только благодаря богине любви.

Первым источником, где упоминались морские чудища, была «Одиссея». Там Гомер детально описал, где находился остров, на котором обитали океанские певицы. На острове творилось ужасное: он был «застелен» остатками высохшей кожи и костьми. Одиссей, благодаря своей изобретательности, смог спасти себя и свою команду. Он придумал засунуть в уши пчелиный воск, который смог защитить моряков от чарующих звуков. Сам же, в силу любопытства, попросил приковать себя к мачте, чтобы понять, почему эти песни такие чарующие. Команда смогла удержать капитана и не отправить его на верную гибель.

Для сирен было губительно пропустить хотя бы один корабль без жертв. Им напророчили скорую гибель после такого случая. Пропустив корабль Одиссея, водные монстры сошли с ума. Одни из них бросились в воду. Сирены в море превратились в большие скалы. А другие, начали ощипывать себя и остальных, после чего утопились. Чаще всего можно встретить версию, что смерть сирена принес не Одиссей, а Ясон с Аргонавтами.

Если верить Софоклу, ему удалось не только повстречаться с живыми сиренами, но и пообщаться с ними. Согласно его повествованию, эти воздушные девы обитают в Аиде и создают истинную гармонию с помощью своих песен.

Встречается в источниках и связь водных красавиц с существом под название Дельфийский Оракул.

Картинки с изображением таинственных созданий размещали на могилах во времена Древней Греции. Создавались множество повествований и легенд об этих существах, в их честь был возведен храм и гробница.

Морские Чудовища в период Средневековья

С приходом периода Средневековья все древние мифы стали трактоваться со стороны, выгодной католичеству.

«Физиолог», средневековый труд, вещает о сиренах следующее:

Этот текст был переписан иными словами из творения Гомера. Под образом сирен средневековый автор имел в виду всех двуличных людей, в том числе, пришедших к власти.

В трактатах этих времен встречается сравнение Одиссея с Христом, которого приковали не к мачте, а к кресту. Церковь сравнили с кораблем, а сирен – с пороками. Сладким пением пороки пытались соблазнить человека, но лишь вера (представленная в образе веревок) смогла его спасти. В средневековом переводе сирены как раз и обрели рыбьи хвосты.

Сирены в современной культуре

Сегодня эти мифические существа фигурируют как одни из главных героев множества сказок, произведений и фильмов. Фото океанских красавиц встречаются на множестве сайтов в интернете. Про них даже снимают многосерийные сериалы и создают компьютерные игры.

Мистические существа сирены действительно завораживают человека и по сегодняшний день своей таинственностью и красотой. Ведь до сих пор не удалось разгадать, в чем же такое волшебное свойство их голоса.

Сирены - одни из самых известных чудовищ из греческой мифологии. О сиренах в современном мире знают также благодаря многочисленным фильмам, книгам, комиксам, играм, обращающимся к древнегреческой истории в мифологическом ключе. Посмотрим на них через увеличительное стекло.

В статье:

Сирены - происхождение и характерные черты

Эти существа олицетворяют прекрасную, изменчивую и коварную гладь моря - мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным существам - их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают .

В «Одиссее» Гомер писал, что сирен было двое, но по именам он их не называл. Позже их стало трое, как и . Старшую звали Персинойей, среднюю - Аглаофой, а младшую - Телскепией. Первая в совершенстве владела игрой на кифаре, другая обладала красивым голосом, а третья завораживала игрой на флейте. Кроме этого, они обладали завораживающим взглядом. По другим мифам, сирен звали Парфенопой, Лигейей и Левкосией.

Кто породил созданий чарующих пением, доподлинно неизвестно - это мог быть Форкий , или хтоническая богиня Кето , или божество Ахелой . Иногда их матерью легенды называют одну из муз - Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу . Кроме этого, мифы указывают на то, что матерью сирен могла быть Стеропа , а также Гея .

Другой возможный отец, Ахелой, был могущественным божеством рек, потомком Тефии и Океана, или же сыном Океана и Геи, или Геи и Гелиоса. От союза Ахелоя с Мельпоменой или Терпсихорой появились сирены. В своих странствиях Геракл сражался с Ахелоем. Бог принял облик быка, чтобы бороться с героем, но Геракл сломал ему один из рогов и спас царевну Деяниру от нежеланного ухажера.

Кадр из фильма «Пираты карибского моря»

Различные облики принимал и Форкий - таким образом, возможные отцы сладкоголосых созданий были оборотнями, отсюда проистекает двойственность в описании их звериных частей. Послегомеровские сказания о сиренах описывают их как дев с крыльями птиц, или женщин, похожих на русалок, или дев с человеческими головами, но птичьими телами и ногами. От отца они унаследовали яростный, стихийный, необузданный нрав, а мать-муза подарила свой чарующий голос.

В некоторых легендах указано, что сирены обрели полуживотный облик в результате проклятья. Если верить сказаниям, они составляли свиту Персефоны, а после ее похищения Аидом бесцельно слонялись по земле. В конце концов, они присоединились к Аполлону. Разозленная потерей дочери Деметра прокляла сирен, отчего у них выросли птичьи крылья.

Существует иная версия этой легенды - боги превратили сирен в птиц за отчаянные поиски пропавшей богини, поскольку сам Зевс позволил брату похитить её. Или же проклятье наслала Афродита, поскольку они отвергали замужество. По третьей версии, новый облик был желанием самих сирен, которое было исполнено богами.

Сирены в легендах

«Орфей и сирены», Герберт Драпер, 1909

Одна из легенд описывает соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера посоветовала морским девам вызвать муз на поединок - цель ее неизвестна, но, возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.

Послегомеровские легенды описывали их как обладательниц невероятно прекрасных голосов. Пением они завлекали моряков, а когда их корабль разбивало об острые прибрежные скалы, отыскивали выброшенных на берег людей, чтобы разорвать на куски и съесть. Аргонавтам удалось спастись - вместе с ними плыл Орфей, способный своей музыкой заглушить песню сирен. Все время, пока корабль плыл мимо гибельного острова, Орфей играл на форминге (лире) и пел. Одному из членов экипажа, Буту, все же довелось услышать голоса сирен - он бросился с корабля в морские волны, стремясь доплыть до острова, но его спасла Афродита. Остаток своих дней Бут провел в Лилибее.

Самым древним источником с упоминаниями об этих созданиях является гомеровская «Одиссея» . Гомер описывал расположение острова сирен - он находился между владениями Цирцеи и обиталищем Сциллы. Остров усеян иссохшей кожей и побелевшими костями жертв. Команде Одиссея удалось спастись благодаря предупреждению Цирцеи и хитрости - они залепили уши пчелиным воском, потому не услышали песен. Сам же Одиссей, желая понять губительную тайну волшебных песен, велел привязать его к мачте. Как бы он ни буйствовал, желая отправиться к источнику звука, моряки не отвязали его, и корабль благополучно миновал смертельный остров.

Задолго до этих событий сиренам было предсказано, что гибель придет к ним вместе с кораблем, прошедшим мимо их острова без жертв. Когда корабль Одиссея невредимым прошел мимо, они обезумели. Большая часть из них бросилась в море и превратилась в утесы, а оставшиеся вырвали свои перья и утопились. Но зачастую в качестве смертельного корабля называют судно Ясона и Аргонавтов .

Софокл утверждал, что встречал уцелевших сирен, что открыли ему закон Аида. Поклонник классической античности, Софокл представлял их благими умудренными девами, обитающими каждая на своей небесной сфере на мировом веретене богини-всематери Ананке. Своим пением они порождают величественную космическую гармонию. Обиталище классических сирен - Аид. Поздние легенды связывают их с Дельфийским Оракулом и мировой гармонией.

С течением времени эти существа стали близки к и . Изображения сирен можно встретить на надгробиях позднегреческого периода. Никомон и Феопомп создали одноименные комедии об этих существах. Южноиталийский город Сурренте некогда обладал великолепным храмом в честь сирен, а рядом с Неаполем имеется гробница старшей сирены.

Сирены в Средние века

С началом средневековья в античное виденье мироздания и его чудовищ вмешалось христианское видение. Гомеровские мифы стали восприниматься с точки зрения католиков, видевших во всем библейские каноны и трактовки. Изменилось восприятие и каноничного мифа об Одиссее.

В «Физиологе» , самом первом труде, с которого после писались позднейшие бестиарии, из гомеровского текста заимствован эпизод с сиренами. Автор переписал его по-своему:

Нравоописателем сказано, что сирены несут смерть. Обиталище их - море, а песни их завораживают. Услыхавшие сирен моряки лишаются сознания, падают в морские волны и там гибнут. До пупка тела у них женские, а от пупка - птичьи.

Таким образом, автор сделал вывод, что двоедушные люди коварны во всём. И те, что пришли к церкви, но не удалились от своих грехов, подобны сиренам. Ласковыми словами грешники обманывают легковерных и ведут их на гибель.

Одиссея средневековые авторы сравнили с Христом, а мачту, к которой он был привязан, с крестом. Корабль стал аллегорией церкви, сирены - плотских желаний. Их сладкие песни выражали мирские блага, губительные для души. Лишь веревки, символизирующие веру, смогли удержать Одиссея от впадения в грех и вечных мук в посмертии. Три сестры-сирены стали выражением алчности, гордыни и распутства. Игнорируя описания Плиния и Овидия, средневековые монахи лишили сирен крыльев и птичьих лап, наградив рыбьими хвостами. «Небесное» прошлое дев оказалось забыто.

Сирены в современной культуре

В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.

В древние времена все опасное и непонятное воспринималось как нечто волшебное и божественное. Так, морская поверхность привлекала своей красотой моряков. Она же пугала их острыми утесами и мелями, которые скрывались под ней. Так появились мифы, главными персонажами которых стали сирены . В мифологии Греции эти морские существа получили от матери божественный голос, а от отца - дикий нрав.

Характеристика персонажей

Наиболее популярными персонажами древнегреческих сказаний считаются сирены. Мифология, дошедшая до нас, описывает их в виде птиц, которые имеют подобие женщин. Иногда их представляют в виде смеси рыб и женщин.

Считается, что они были гетерами. Между собой они отличались тем, что играли на разных музыкальных инструментах. Все они обладали сладостными голосами. Персонажей часто сравнивали с гарпиями. Иногда их воспринимали в качестве муз из потустороннего мира. Поэтому их изображения встречались на надгробных памятниках.

По одному из сказаний, они были спутницами Персефоны, которая считалась богиней плодородия. К тому же она управляла царством мертвых, после того как ее похитил Аид. Боги превратили дев в полуптиц, чтобы те разыскали Персефону. По другой версии, девушки сами превратились в птиц, оплакивая Персефону, которую увезли в царство мертвых.

Кто же создал этих полуженщин?

Родословная поющих существ

Древнегреческие авторы по-разному относились к тому, кого считать отцом сирены. Мифология Софокла, который жил в пятом веке до нашей эры, называет отцом морского божества Форкиса. Существовали и другие версии на этот счет.

Возможные родители сирен:

  • отец - речной бог Ахелой, мать - муза Мельпомена или Терпсихора;
  • мать - Стеропа;
  • мать - Гея, отец - Понт;
  • Кето.

Представления о персонажах

Сирены в древнегреческой мифологии появились давно. До нас первые упоминания о них дошли из «Одиссеи» Гомера. По временным рамкам это восьмое столетие до нашей эры. В произведении описываются две сирены, которые при помощи своих чарующих песен заманивали путников к себе. Их слушатели подплывали к острову и гибли там вместе с кораблями. Никто не видел этих существ.

Современные исследователи считают, что морякам все эти чарующие звуки слышались из пещер, которых в греческих морях предостаточно. Может, поэтому поющих существ никто не видел. Но вернемся к мифологии.

Как же выглядели сирены?

Мифология послегомеровской эпохи представляет их в виде дев с птичьими крыльями, телом и когтистыми лапами. Существует вариант в виде дев с рыбьим хвостом.

По произведениям Аполлодора можно судить о сиренах как о невероятно красивых девах, обладающих очаровательным голосом, который достался им от матери-музы. Одна из трех сестер играла на кифаре, другая - на флейте, а третья пела. Усыпленные музыкой путники разрывались сиренами на части и съедались. Такой дикий нрав был у них от отца Форкиса.

В произведении же Аполлония Родосского идет речь о множестве сирен. Сколько же всего сирен описано в мифологии?

Список мифических существ

За всю историю развития древнегреческой культуры было описано несколько вариантов мифических дев.

Сирены в греческой мифологии:

  • Аглаопа - ее имя означает та, у которой «искрящийся голос». Считается дочерью Ахелоя с Мельпоменой.
  • Писиноя - творение Ахелоя и Мельпомены.
  • Левкосия - был остров, названый ее именем, он расположен у мыса Сиренусс. По легенде, ее тело было выброшено на берег около Посейдонии.
  • Молпа - имеет прозвище «Пляска». Считается дочерь Ахелоя с Мельпоменой.
  • Лигейя - тело девы выбросило у берега около Терины.
  • Парфенопа - могилу этой сирены показывали в Неаполе.
  • Фелксиопа - имя означает «услаждающая взор». Также является творением Ахелоя и Мельпомены.

Места обитания

Существует легенда, по которой сирены (мифология Аттики) решили посоревноваться с музами в пении. Провести соревнования посоветовала Гера. В результате победу одержали музы, которые ощипали сирен, а из их перьев сделали венки. С этих пор подобное украшение стало головным убором муз.

Соревновались персонажи возле города Аптер, который располагался на острове Крит. Главный олимпийский бог выделил для мифических дев остров Анфемоэссу.

Места обитания персонажей:

  • сицилийский мыс Пелор;
  • Сиренузские острова;
  • мыс Пелориады;
  • Капрея;
  • Сиренусс.

Использование образа

Про сирен писали с древнейших времен. Существуют отдельные произведения про мифических дев, например комедия Никофона «Сирены». Также персонажи упоминаются в произведениях Гомера и Аполлония Родосского.

Во все времена морских дев изображали в произведениях живописи. Можно отметить таких художников, как Армитидж, Уотерхауз, Дрейпер, Крупиньский, Корольков и другие.

В средневековой геральдике эти персонажи используются в качестве щитодержателей.

В начале двадцатого века был открыт астероид, который назвали (1009) Сирена.

Тананова Екатерина

Сирены

Краткое содержание мифа

Фигура Сирены. Бронза. 8,1 см. Этруски, V в. до н.э.

Сирены — мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки. Они были порождением одного из морских богов — то ли Форкиса, то ли Ахелоя — и одной из муз, вероятнее, Терпсихоры. Обитали сирены на одном из безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии.

По преданию, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Однажды, когда Персефона гуляла на лугу близ Энны у озера Перг, бог подземного царства, Аид, похитил её, чтобы сделать своей женой. Бедные нимфы не могли простить себе, что не уследили за своей прекрасной богиней. Никто не мог сказать им, куда исчезла Персефона, поэтому они решили самостоятельно отправиться на её поиски. Не найдя молодую богиню на суше, они отправились за помощью к матери Персефоны, Деметре. Отчаявшаяся мать превратила нимф в полуптиц и полурыб, чтобы они смогли искать Персефону в воздухе и водном царстве. Но и это не помогло. Когда же сирены обратились за помощью к обычным людям, смертные отказали им в помощи. Сирены в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому: девы-рыбы пением утягивали моряков в пучину морскую. Крылатые девы высасывали кровь тех, кто останавливался их послушать.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Когда Одиссей проплывал на своём корабле мимо острова Анфемоэсс, он прислушался к предостережению Цирцеи и приказал всем на корабле заклеить уши воском, а его самого привязать к мачте. Лишь благодаря этой хитрости, корабль Одиссея остался цел, а сирены бросились в море и обратились в утёсы.

Образы и символы мифа

Уотерхаус Джон Уильям
Сирена, 1900

Образ сирены в древнегреческой мифологии представляет собой манящую, но губительную красоту. Сирен сопровождает многочисленная символика, которая и делает образ полным. Хотелось бы выделить основные символы в мифе о сиренах.

Птичьи и рыбьи тела символизируют ту часть натуры сирен, которая является животной и озлобленной.

Красота сирен показывает нам, насколько может быть обманчива внешность. Часто за красивым приятным лицом скрываются плохие мысли и намерения.

Одиссей и сирены. Рисунок с античной вазы

Пение сирен привлекает мужчин и заставляет их идти на верную смерть. Пение сирен символизирует опасность и угрозу. Не зря в современном мире сиреной называют сигнал, используемый для предупреждения о чём-либо.

Почти всегда сирены встречаются в море. Возможно, это связано с тем, что на водных пространствах путешественники становятся беззащитными и легче поддаются чарам сирен.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Герберт Дрейпер. Одиссей и сирены. 1909

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в Одиссее Гомера. По его словам, они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Они погубили многих людей, чьи кости белеют на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв про всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры.

Скульптура сирены
Золото. 3x4 см
Конец IV века до н.э.

В Средневековье сирены тоже пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами и с рыбьим хвостом, но даже с телом четвероногого животного.

Фонтан"Сирены" Ф. Ф. Щедрин
1805 год. Петродворец

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду).

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют о связи сирен с целым рядом ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Социальное значение мифа

Эдвард Бутибонн. Сирены. 1883

В греческой мифологии сирены — демоны в женском обличье. Сирены олицетворяют собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирена - символ коварства, прельщения, гибельного соблазна материального мира, искушающего дух на его пути к цели.

Фредерик Лейтон
Рыбак и сирена
1858

В целом образ сирен актуализирует мотив гибельной женской красоты, свойственный греческой культуре на определенной стадии (при переходе от матриархата к патриархату). Сирены связываются с разрушением и смертью.

Также, вспоминая о сиренах, древние греки часто говорили о их двоедушии и видели в этом большую опасность, ведь никогда не знаешь, как они себя поведут: как прекрасная девушка или как животное.

Однако с сиренами связаны не только отрицательные ассоциации. Образ сирен может наделяться позитивными коннотациями (в контексте истолкования музыки и пения как символов миросозидания). У Платона, например, сирены располагаются на восьми сферах космического веретена богини Ананке, своим сладкозвучным пением создавая гармонию мира.

Сиреной называют птицу с женской головой. В мифах она известна как соблазнительница моряков. Атрибутами сирен являются лиры и флейты - музыкальные инструменты, олицетворяющие чувственный соблазн.

Сирена символизирует искушение, совращение женщиной, обман, отклонение мужчины от его подлинной цели; прельщение притягательностью преходящего, ведущее к духовной смерти; душу, пойманную чувственными соблазнами. Это также символ похорон.

В Египте птицы-сирены считались душами, отделенными от тел. В греческой мифологии это злые души, жаждущие крови.

Сирены считаются намного опаснее своих мифологических двойников-русалок : они искушают людей прекрасным пением, чтобы уничтожить их.

В славянской мифологии аналогом сирен, но куда более положительным, являются вещие человеко-птицы - сирины (Сирин, Алконост, Гамаюн), умеющие предсказывать будущее и вызывать дождь.

Сирены (Σειρήνες), в греческом мифотворчестве демонические существа, морские музы, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которою скрываются острые утесы или мели. Сирены были рождены речным богом Ахелоем и музами: Терпсихорой, Каллиопой (Аполлоний Родосский, IV 892-898), Мельпоменой или дочерью Стеропа (Аполлодор, I 3, 4; I 7, 10).

Отцом сирен также считали морского бога Форкиса, а матерью Гею. По Гомеру, сирен было две; позднее называли трех сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Тельксиэпея или Парфенопа, Лигея и Левкосия. В греческой традиции считается, что в демонов сирен превратила Деметра за то, что они не пришли на помощь Персефоне, когда ее похищал Аид. Некоторые греческие авторы утверждают, что это сделала Афродита за то, что они пренебрегали любовью. Однажды сирены вызвали на состязание в пении муз. Одержавшие победу музы выщипали у них перья и носили их как украшение, поэтому сирены не могли летать. Они жили на острове, усеянном костями и высохшей кожей жертв их сладкоголосого пения.

Первые упоминания о сиренах имеются в гомеровской Одиссее. Они обитали на западе, на острове между землей Цирцеи и Сциллой, и здесь, сидя на цветущем прибрежном лугу, чарующими песнями заманивали плывущих мимо путников, которые, забыв все на свете, подплывали к волшебному острову и погибали вместе с кораблями. Лишь благодаря предостережению Цирцеи, Одиссей избег коварных сирен. Он приказал привязать себя к мачте корабля и повелел залить воском уши своих товарищей (Гомер, Одиссея, XII, 39; XII 166-200).

В послегомеровских сказаниях (например, в "Аргонавтике" Аполлония Родосского, IV, 893) сирены изображались девами чудной красоты, с очаровательным голосом; звуками своих песен они усыпляли путников, а затем раздирали их на части и пожирали. Когда аргонавты плыли мимо острова сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на лире; один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасен Афродитой, поселившей его в Лилибее (Аполлоний Родосский, IV 900-919). В послегомеровских мифах сирены представлялись в образе крылатых дев, или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Этот последний атрибут они получили по собственной просьбе, чтобы им было легче разыскивать по морям и островам их пропавшую подругу Персефону, после того как ее напрасно искали на земле.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдет мимо их острова, не поддавшись искушению; поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утесы. Поздние античные авторы определяли местонахождение острова сирен близ Сицилии и называли как таковое или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова, или остров Анфемузу. Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира, их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превратились в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых располагалась на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Платон, Тимей, X 617). В древнеиталийском городе Сурренте существовал храм сирен; возле Неаполя показывали гробницу сирены Парфенопы.