Open
Close

Для всех и обо всем. Тайны острова Пасхи разгаданы: Научное подтверждение действительности Кем были рапануйцы

Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.

Этот клочок суши посреди Тихого океана находится вдалеке от континентов, а потому долгие годы не был известен европейцам и жил своей особой – таинственной и драматической жизнью.

Первые люди, поселившиеся на нем, были выходцами из Восточной Полинезии, приплывшие двумя большими семьями на двух пирогах за несколько сот лет до наступления нашей эры. Они назвали его Рапа-Нуи - Большой Рапа. Даже самому ничтожному человеку хочется считать себя центром Вселенной. И, похоже, что у туземцев с острова Пасхи мнение о месте их обитания было явно завышенным. 7 апреля 1722 года, когда, этот остров был открыт остальному миру голландским адмиралом Якобом Роггевеном, первый туземец, который поднялся на борт его флагмана, простер руку в направлении суши и пафосно изрек - «Те-Пито-о-те-Хенуа» - «Пуп Земли». У голландцев имелось свое представление, где находится «пуп Земли», а потому они назвали остров по-своему. В честь Светлого праздника воскресения Господня, в первый день которого они наткнулись на затерянный в океане кусок каменистой суши, и нарекли ее островом Пасхи. С тех пор именно так он и известен. А для чересчур амбициозного туземца тот день стал последним в жизни. Адмирал потом рассказывал: «Стреляя в них (т.е. в туземцев), мы, к сожалению, многих убили, в том числе и первого гостя, поднявшегося к нам на борт...». Правда зачем они стреляли, адмирал не уточнил.

Моряки Роггевена первыми увидели своими глазами главную достопримечательность острова Пасхи – гигантских каменных исполинов с огромными головами и бесформенным телом, которые стояли повсюду. Рост некоторых достигал 20-ти метров. Голландцы сочли их стражами острова. И с тревогой наблюдали, как утром туземцы разожгли костры перед своими каменными истуканами и начали усердно их просить о чем-то. Сидя на пятках и преклонив головы, они усердно поднимали и опускали руки. От греха подальше голландцы предпочли уплыть прочь, проведя на открытом ими острове лишь один день. Но потом они еще долго гадали относительно некоторых подмеченных странностей. Почему-то жители острова имели самые разные расовые признаки. Среди них были черные, желтые, красные и даже один бледнолицый. А еще их тела были разрисованы изображениями всевозможных птиц и зверей. Это было удивительно, поскольку из всей живности на острове водились только крысы и мелкие ящерицы.

Спустя полвека, в 1774 году, остров Пасхи посетил знаменитый мореплаватель Джеймс Кук. Его команду тоже поразили каменные истуканы. И члены экспедиции Джеймса Кука первыми основательно призадумались относительно их появления на острове. Англичане восхищенно взирали на огромные статуи, высеченные из камня и неизвестно как доставленные на побережье, потом переводили взгляд на туземцев и недоумевали: неужели эти никчемные создания могли создать эти шедевры. Участник экспедиции Кука - Георг Форстер потом писал, что жители острова не имеют никаких инструментов, у них нет даже крова и самой необходимой одежды. Они не имеют даже самых примитивных навыков ремесла. И единственно в чем преуспели, так это в свободной любви. Фостер отмечал, что туземцы, и особенно туземки, предавались разврату с превеликим удовольствием и неистощимостью. Понятие семей на острове отсутствовало, женщины беспорядочно вступали в половые отношения со всеми мужчинами племени. Англичане не могли поверить, что эти жалкие людишки, погрязшие в разврате, голоде и нужде, могли даже помыслить о сооружении таких колоссов.

Эта загадка остается главной тайной острова Пасхи и по сей день. В качестве ответов на нее есть несколько версий. По одной из них гигантские истуканы – творение рук представителей древних цивилизаций. Дело в том, что происхождение самого острова Пасхи – тоже загадка. Существует несколько теорий его происхождения.

По одной он является частью материка Лемурия, ушедшего под воду и бывшего прародиной всего человечества – Лемурия. По другой – о. Пасхи остаток знаменитой Атлантиды. В пользу этих теорий говорят местные легенды о боге Увоке, который расколол землю своим огненным посохом, разгневавшись на людей. Но надо полагать, до этого, представители древних цивилизаций, обладавшие высоким уровнем развития, успели поставить на поток возведение больших и малых каменных истуканов. Конечно, сразу возникает вопрос: зачем им это было нужно? На этот вопрос современные обитателя острова Пасхи имеют свое мнение. Они рассказывают, что статуи, которые они называют «маои» обладают священной силой и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность. Мол, именно поэтому остров и назвали «Пуп Земли». Маои, которые смотрят на юг, отличаются от остальных. Они сохраняют силы арктических ветров.

Еще более интересная версия, что каменных истуканов создали инопланетяне. Она была озвучена, например, в известном фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».


И наконец, самая реальная и понятная версия, что каменные статуи создавались жителями острова. В кратере вулкана Рано-Рараку до сих пор сохранились следы мастерской под открытым небом, где каменными топорами и зубилами из туфа высекались скульптуры. Знаменитый путешественник Тур Хейердал в 1955 году провел эксперимент. Он уговорил жителей Пасхи вспомнить занятие предков и изготовить статую. Те расстарались, смозолили в кровь ладони, но за несколько дней высекли из туфа истукана весьма похожего на древнего. А потом продемонстрировали способ его вертикальной транспортировки. Статую раскачивали веревками, попеременно продвигая вперед ее правое и левое плечо. Однако разгадать до конца загадку каменных изваяний Хейердалу не удалось. Он экспериментировал с «малышами». А этот способ транспортировки не годился для многометровых колоссов массой по 50 тонн и более. К тому же Хейердал так и не смог объяснить, как на маои надевались шапки весом до двух тонн. Подъемных кранов у древних жителей острова Пасхи не было точно.

Кстати сами туземцы до сих пор уверены, что каменные гиганты ходили сами. Правда одни из аборигенов говорят, что заставляли их ходить местные жрецы, то ли обладавшие волшебной силой, то ли владевшими секретами управления гравитаций. А другие утверждают, что статуи оживляла магией и заставляла их идти местная колдунья, жившая около Рано Рараку. А конец стройке пришел из-за пустяка. Якобы каменотесы тайком съели большого омара, но ведьма нашла пустую раковину от него и рассердилась, что ее не угостили. В гневе она опрокинула носом в землю все двигавшиеся статуи.

Исследователи отмечали, что их не покидает ощущение будто люди десятилетиями усердно работали, поставив на конвейер изготовление и транспортировку каменных изваяний, а потом в один момент все бросили и ушли. В каменоломнях продолжают валяться заготовки статуй и древние орудия труда, а готовые маои лежат вдоль трех древних дорог, по которым они спускались к побережью. Так что вряд ли конец стройке положила разгневанная ведьма.

Складывается такое впечатление, что на трудолюбивых жителей острова Пасхи обрушилась некая беда, которая привела их общину в упадок и довела людей до деградации. Все это похоже на некую кару, ниспосланную свыше за грехи. Чем же могли прогневить богов древние жители острова? Ответ напрашивается сам собой - каннибализмом.

В IX-X веках остров начал заселяться прибывавшими на него полинезийцами. Образовавшуюся на нем народность называют рапануйцами. В то время остров Пасхи был покрыт пальмовыми лесами. А в этих лесах обитало немало разнообразной живности. Король Хоту-Мату’а, приплывший с таинственной родины Мара’э Ренга, доставил сюда семена экзотических растений: хау, марикуры, макои. Рапануйцы неплохо освоили сельское хозяйство и рыболовство, а потому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек. И к середине XVI века его население составляло порядка 7-9 тысяч человек. Однако раем для жителей этот остров не стал. Рапануйцы были чрезвычайно воинственны и постоянно враждовали. Практически непрекращающаяся война шла между двумя могущественными союзами: «хоту-ити», который составляли жители восточной части острова, и «ту’у» из представителей Запада. Те и другие были настоящими каннибалами.

В этой связи любопытна одна из легенд о причинах очередного военного конфликта на острове. Согласно ей двое молодых людей Макита и Рокехауа как-то нанесли дружественный визит Каинге, великому воину союза хоту-ити. Тот расстарался и приказал принести своему младшему сыну для дорогих гостей местный деликатес - внутренности курицы. Однако Рокехауа, шутки ради отказался их есть, сказав, что он любит внутренности человека. Каинга понял шутку буквально. Он убил своего младшего сына и подал гостям его приготовленные внутренности. Макита и Рокехауа перепугались и убежали. Но самое поразительное, что Каинга разгневался на них не из-за того, что убил сына, а из-за того, что гости не отведали его угощения. Он собрал своих воинов и отправился в поход против ту’у. Рокехауа и Макита вместе со своими соплеменниками уплыли на остров Моту-Нуи. Но Каинга достал их и там. Напал на них со своим отрядом и всех перебил. А Рокехауа он поджарил в земляной печи, после чего закусил им вместе со своими воинами.

Так что блюда из убитых врагов были обычными в рационе рапануйцев. Уже упоминавшийся Каинга как-то уничтожил племя тупа-хоту на острове Маротири. А потом каждый день отправлял туда каноэ за провизией. Лодка возвращалась груженой трупами людей, которых победители с удовольствием поедали.

Но надо полагать все же не все островитяне занимались людоедством. Не случайно для обозначения каннибалов у них появилось особое название каи-тангата («пожиратели людей»). Видимо в основном любителями человечинки были воины, поскольку поедали на Пасхи преимущественно пленников. А способствовало превращению воинов в каи-тангата жестокость, с которой велись боевые действия. Оружие островитян было примитивным, а средствами защиты они попросту пренебрегали. Когда враждующие племена сходились в битве, то сначала забрасывали друг друга камнями, потом по мере приближения начинали метать дротики с наконечниками из вулканического стекла и наконец сходились в рукопашную, где безжалостно крошили друг другу черепа деревянными палицами. Особо ненавистных врагов, попавших в плен, предавали мучительной казни. Прыгали у них на животах, пока те не лопались и из них не вываливались внутренности. Прочих пленников, их жен и детей сгоняли в хижины, находившиеся возле священных камней. Оттуда их по мере надобности извлекали и поедали. Особым лакомством считались пальцы рук и ног. Если среди пленников оказывался вождь, то его участь была наиболее печальной. Предводителя не только съедали, но еще и сжигали его голову. По преданию это должно было навлечь на него и всех членов его семьи гнев богов загробного мира. А чтобы унизить каждую частичку тела мертвого вождя, оставшиеся после него обглоданные кости пускались в производство. Из них делались швейные иглы и рыболовные крючки. Такие крючки назывались «мангаи-кахи», и считалось, что при их использовании рыболову передавалась «манна» (сила) погибшего человека. Особенно хорошие крючки выходили из бедренной кости человека. Их использовали обычно при ловле тунца.

Может быть, войны и растущий каннибализм приостановил совместный труд по изготовлению каменных истуканов. Племенные различия потеряли остроту, поскольку главным признаком стала длина ушей. Еще выше упомянутый Георг Форстер отмечал особенность некоторых островитян: «Самое странное у них - это размер ушей, мочки которых так растянуты, что почти достигают плеч: кроме того, в них прорезаны такие большие отверстия, что туда свободно могли пройти четыре-пять пальцев». В то время на острове Пасхи сложилось две народности: «ханау момоко» (короткоухие) и «ханау еепе» (длинноухие). Длинноухие стояли рангом выше. Они много времени уделяли искусственному вытягиванию собственных ушей, а работали за них короткоухие. О том, что каменные истуканы создавались в период сосуществования этих народностей говорит то, что некоторые изваяния тоже имеют длинные уши. Потом, как это часто бывало в человеческой истории, «чернь» взбунтовалась. Малочисленные длинноухие бежали на полуостров Пойке, где укрылись за широким рвом длиной в два километра. А чтобы противник не смог преодолеет преграду, длинноухие пустили под корень кучу пальм, которые свалили в ров, чтобы поджечь в случае опасности. Но короткоухие в темноте обошли врага с тыла и сбросили его в горящий ров. Власти длинноухих пришел конец. Все они были истреблены. А поскольку сделано это было с чрезвычайной жестокостью, то остров постигло еще одно проклятие.

Оно настигло сначала деревья, которые невольно оказались символом трагедии длинноухих людей. Окончательному уничтожению деревьев на острове поспособствовали крысы, которые сожрали семена пальм. Остров превратился в каменисто-травянистую пустыню.

С исчезновением лесов люди лишились стройматериалов для изготовления хижин и лодок. А поскольку с истреблением длинноухих были уничтожены лучшие мастера и агрономы, то жизнь на острове Пасхи вскоре превратилась в каждодневную борьбу за существование, спутником которой был опять начавший набирать обороты каннибализм.

Довершили букет из внутренних бед и невзгод островитян налет перуанских рабовладельцев, 8 кораблей которых причалили 12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа. Перуанцы схватили около тысячи рапануйцев, среди которых оказались король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата. Всех пленников перуанцы увезли с собой и продали их владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за суровых условий и тяжелого труда почти все рапануйцы вскоре умерли. Только благодаря вмешательству правительства Франции и губернатора Таити удалось вернуть на родину 15 оставшихся в живых островитян. Но они привезли с собой на остров Пасхи вирус оспы. В результате численность островитян, еще недавно составлявшая несколько тысяч, сократилась до 600 человек.

Однако иноземцы сыграли в истории острова Пасхи не только отрицательные роли. Первые миссионеры, появившиеся там в XVIII веке, благодаря христианизации населения уничтожили в нем склонности к поеданию себе подобных. Помощь с материков помогла туземцам с острова Пасхи не только выжить, но и постепенно улучшить свое благосостоянию. Благодаря этому их численность к 1960 году достигла тысячи человек, а сейчас составляет около 5 тысяч человек.

Кажется, что проклятия перестали тревожить жизнь островитян, а 887 каменных статуй лишь печально взирают пустыми глазницами на них и на туристов, зачастивших в этот уголок в поисках ответов за загадки острова Пасхи.

Каннибализм

Название «каннибалы» произошло от «Каниба» - имени, которым называли Колумбу жители Багамских островов обитателей Гаити, страшных, будто бы, людоедов.

Самой известной жертвой каннибалов стал упоминавшийся в статье про остров Пасхи британский капитан Джеймс Кук. В 1779 году он был убит туземцами на Гавайях. Его останки нашли спустя несколько дней: обглоданный череп, рваные лохмотья и груда костей – остальное было съедено дикарями. Грустный конец для славного мореплавателя.

Самой массовой трапезой каннибалов стали 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «The Boyd» в 1809 году в Новой Зеландии. Они были убиты и съедены маори, отомстившими таким образом за унижение одного своего соплеменника. Того высекли кнутом за то, что он отказался работать в рейсе судна из Австралии.

Самый «юридический» случай каннибализма рассматривался в 1884 году в британском суде при расследовании обстоятельств убийства членами экипажа английской яхты «Mignonette» своего товарища. Когда эта яхта попала в шторм и затонула, спаслись 4 моряка. После нескольких дней плаванья один из них потерял сознание от голода и солёной воды. Двое решили его убить и съесть, а третий воспротивился. Это процесс явился прецедентом по использованию необходимой обороны.

Ритуальный каннибализм ацтеков

Человеческие жертвоприношения ацтеков ярко были показаны в фильме Мэла Гибсона «Апокалипсис». И это была не выдумка, ритуальные убийства действительно играли важнейшую роль в государстве ацтеков. Вот только в этом жестком фильме не показали, что ритуальные казни ацтеков часто сопровождались каннибализмом.

Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали юношу за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств.

Особо красивым считалось жертвоприношение в честь великого бога Тецкатлипока. За год до праздника этому богу выбирали в жертву самого красивого пленника. И потом весь год его холили и лелеяли - кормили изысканейшей едой, одевали в лучшие наряды. За 20 дней до праздника к нему приводили четырех красивых девушек, которые считались его женами. Но спустя 20 дней сладкая жизнь пленника заканчивалась на каменном жертвеннике храма Тецкатлипока, где верховный жрец разрубал ему грудь красавца, чтобы извлечь из нее еще трепещущее, окровавленное сердце и поднести его великому богу. А остальные части тела откормленного красавца порой шли к столу знатных граждан.

Это вулканический остров, его размеры сравнительно не велики, всего 166 кв. км, а высота 539 метров, расположен в восточной части Тихого океана. На острове 70 потухших вулканов, которые ни разу не извергались за 1300 лет с момента колонизации. Остров принадлежит Чили (к западу до чилийского города Вальпараисо 3600 км). Его население всего около 2000 человек, поэтому говорят, что это самый уединенный уголок мира.

Древние скульпторы старались экономно применять природный материал и не делать лишнюю работу, для этого при разметке будущих статуй они использо —
вали малейшие трещины в каменном монолите и вырубали изваяния целыми сериями, а не по одному. ■

Остров Пасхи и вся его история окутана тайнами. Откуда приплыли его первые поселенцы? Как им вообще удалось найти этот остров? Для чего сделали и установили 600 многотонных каменных статуй? В 1772 году остров открыл нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен, это произошло в пасхальное воскресенье, отсюда и название — остров Пасхи (на языке же полинезийцев остров назывался Рапануй). Каково было удивление Я. Роггевена, когда он обнаружил, что тут мирно уживаются три различные расы, чернокожие, краснокожие и совершенно белые люди. Все они были приветливы и дружелюбны к гостям.

Аборигены поклонялись богу, которого они назвали Мак-Маком. Исследователи нашли резные письмена, сделанные на деревянных табличках. Большая их часть была сожжена европейцами и можно назвать чудом, что что-то сохранилось.

Исследователи думают, что это могут быть статуи вождей, обожествленных местными жителями после их смерти.

Эти таблички, их называют ронго-ронго, писались сначала слева направо, а потом справа налево. Долгое время расшифровать нанесенные на них символы не получалось и только в 1996 года в России удалось расшифровать все 4 сохранившиеся дощечки.

Но самое таинственное и увлекательное открытие на острове Пасхи это гигантские монолитные статуи, называемые аборигенами моаи. Большинство из них доходят в высоту до 10 метров (есть и поменьше 4 метра) весом в 20 тонн. Некоторые достигают еще больших размеров, а их вес просто фантастический около 100 тонн. У истуканов очень массивная голова, длинные уши, тяжелый выступающий подбородок и совсем отсутствуют ноги. У немногих на голове есть шапки из камня красного цвета (возможно, это обожествленные после смерти вожди в облике статуй).

Для создания моай строители использовали застывшую лаву. Моайи вытесывались прямо из скалы и держались лишь на тонкой перемычке, от которой, после завершения обработки, статую откалывали и доводили до нужных форм. Кратер вулкана Рано-Рараку, как наглядное пособие, до сих пор хранит все этапы обработки каменных гигантов. Сперва вырезался общий вид статуи, потом мастера переходили к контурам лица и тесали переднюю часть туловища. Затем обрабатывали бока, уши и наконец, руки сложенные на животе с непропорционально длинными пальцами. После этого лишняя порода удалялась, и лишь нижняя часть спины узкой полосой еще соединялась с вулканом Рано-Рараку. Далее статую из кратера, через весь остров, передвигали на место установки (аху).

Насколько сложно было передвигать моай, говорит тот факт, что многие статуи так и небыли установлены на свои аху и большое их количество осталось лежать на пол пути до цели. Иногда это расстояние доходило до 25 километров. И сейчас остается загадкой, как собственно передвигали эти статуи, весившие не один десяток тонн. Придания гласят, что истуканы сами шли к берегу океана. Ученые провели эксперимент, вертикально установленную статую раскачивали (привязанными веревками к верхней части) и поочередно толкали вперед то левое, то правое плечо. На тех, кто наблюдал за работой, это производило такое впечатление, что статуя движется самостоятельно. И тем не менее простые подсчеты доказывают, что небольшое население не могло бы обработать, перенести и установить и половину готовых статуй.

Кто же они жители Полинезии, от кого произошли, как и когда заселили эти острова? Тайна о происхождении местных жителей породила много разных гипотез. И поскольку записей об истории острова Пасхи не велось, а были лишь устные рассказы, понятно, что со сменой поколений культура и традиции островитян становились все более туманными.

Есть мнение, что местное население Полинезии произошло с Кавказа, Индии, Скандинавии, Египта и конечно с Атлантиды. Сами же островитяне утверждают, что с тех пор прошло 22 поколения, когда вождь Хоту Матуа привез первых поселенцев в этот райский уголок, но никто на острове не знает откуда.

Тур Хейердал выдвинул свою гипотезу. Он обратил внимание на физические совпадения между вытянутыми обликами статуй Пасхи с определенными народами Южной Америки. Хейердал писал, что сладкий картофель росший в изобилии на острове мог быть привезен только из Амазонки. Изучив местные легенды и мифы он сделал вывод, что все поэтические эпосы полинезийцев так или иначе связаны с богом Тики (сыном Солнца), который когда-то приплыл сюда из восточной горной страны. Тогда Хейердал стал изучать Южно Американскую культуру древних времен. В Перу сохранились легенды, что с севера пришли люди белых богов, которые в горах установили гигантские статуи из цельного камня. После столкновения с инками у озера Титикака и полного поражения этот народ возглавляемый вождем Кон-Тики, что переводится как Солнце-Тики, пропал навсегда. В легендах Кон-Тики увел остатки своего народа через Тихий океан на запад. Тур Хейердал в своей книге доказывал, что у полинезийцев американское прошлое, но ученый мир не обратил должного внимания на его труд. Можно ли говорить всерьез о переселении американских индейцев на остров Пасхи, если у них не было судов, а только примитивные плоты!

Тогда Хейердал решил на деле доказать что он прав вот только методы которыми он этого хотел добиться были совсем не научные. Он изучил записи европейцев впервые сюда попавших и нашел много рисунков с описанием плотов индейцев, которые делали из бальзовой древесины она бала очень прочная, и весила вдвое меньше пробки. По древним образцам он решил построить плот. Экипаж подобрали сразу: Ёрик Хессельберг художник, Герман Ватцингер инженер, швед Бенгт Даниельссон этнограф, Турстейн Раабю и Кнут Хаугланд..

Плот был построен и в 1947 году 28 апреля из порта Кальяо они отплыли, собралось много людей, чтобы проводить отважных мореходов. Надо отметить, что мало кто верил в успешном конце этой экспедиции, ей предсказывали несомненную гибель. На квадратном парусе изобразили самого Кон-Тики — великий мореплаватель, который (в чем был уверен Хейердал) в 500 году н.э. открыл Полинезию. Его именем и назвали необычное судну. За 101 день участники экспедиции преодолели 8000 км в Тихом океане. 7 августа плот достиг необитаемого острова Рароиа, чуть не разбившись о коралловый риф у самой кромки берега. Через какое-то время туда на пирогах приплыли полинезийцы, они оказали достойный прием отважным морякам.

А уже через несколько дней путешественников подобрала французская шхуна «Тамара» специально приплывшая за ними с Таити. Грандиозный успех экспедиции. Тур Хейердал доказал, что американские перуанцы могли достичь островов Полинезии.

Очевидно, полинезийцы первыми заселили остров, а может это были перуанцы или даже племена из Юго-Восточной Азии. А.Метро профессор руководивший франко-бельгийской экспедицией на остров Пасхи в 1934- 1935 годах, пришел к выводу, что первые поселенцы ведомые вождем Хоту Матуа приплыли сюда в XII-XIII веках. С. Энглерт уверен, что заселение острова началось еще в более поздние время, а установка гигантских истуканов началась в XVII веке, почти накануне открытия европейцами этого острова. Есть еще много разных версий. К примеру, сторонники мистических сект уверены, что колыбель человечества — это Лему-рия, материк погибший четыре миллиона лет назад и Пасхи может быть его частью.

В научных кругах и сейчас спорят о назначении каменных статуй, почему бросили в карьере готовые моаи, кто и зачем повалил уже стоявшие статуи, для чего некоторым надели красные шапки? Джеймс Кук писал, моаи были установлены жителями в честь усопших правителей и вождей острова, другие исследователи думают, что гиганты Пасхи так метили границы между морем и землей. Это ритуальная «стража», которая предостерегает любое вторжение с моря.Были и такие, кто думал, что статуи служили пограничными столбами, отмечающими владения племен, родов и кланов.

Якоб Роггевен думал, что статуи это идолы. В судовом журнале он написал: «Про их богослужения… мы заметили только, что они разводят огонь возле высоких статуй и садятся на корточки рядом с ними, приклонив головы. Потом складывают руки и раскачивают ими вниз и вверх. На голову каждой статуи положили по корзине булыжников, заранее покрасив их в белый цвет».

На острове Пасхи есть такие статуи, которые достигают в высоту 22 метров (высота 7-этажного дома!) Голова и шея таких статуй 7 метров в высоту при диаметре в 3м, туловище 13 м, нос чуть больше 3 м, а вес 50 тонн! Во всем мире даже в наше время найдется не так много подъемных кранов, которые справятся с такой массой!

Почему столько загадок связано с островом Пасхи? С маленьким островом, который затерялся в Тихом океане, до которого плыть - не доплыть. С островом, когда-то населенным аборигенами-дикарями, не чуждым в определенный исторический период каннибализма? Может быть благодаря своему названию, которое он получил в 1722 году, в Пасхальное воскресенье, когда был открыт для европейцев голландским мореплавателем Роггевеном? Или виной этому гигантские статуи, смотрящие вглубь острова каменными взглядом? Как знать... Но разгадывают загадки его по сей день, и много их еще осталось, есть над чем голову ломать….

Настоящее имя острова - Рапа Нуи . Теперь он входит в состав Республики Чили и его площадь составляет 165 кв.км. Находится он в Юго-Восточной части Тихого океана и отдален от ближайшего берега Южной Америки на 3590 км. На острове имеется всего один населенный пункт, который и является его столицей - это Анга-Роа. Есть небольшой порт и аэродром, куда прилетают авиалайнеры из Чили. Также есть полоса специально подготовленная NASA для возможной аварийной посадки Шаттлов. Население сегодня составляет около 6000 человек. Остров Пасхи включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рапа Нуи имеет вулканическое происхождение и форму прямоугольного треугольника, обращенного своей гипотенузой на Юго-Запад. В каждом углу этого треугольника возвышается кратер от потухшего вулкана, заполненный водой. Кратер Теревак - самый высокий из них. На острове нет деревьев. Но когда-то они были и образовывали целые леса. Возможные причины исчезновения лесов разные - это и, как сейчас принято говорить, "неэффективная хозяйственная деятельность", так и длительная засуха. Исчезли деревья и, как следствие обеднела почва, что повлекло за собой значительное сокращение населения. Более плодородные почвы находятся на внутренней части кратеров, где растет тростник, и на севере острова, где выращивают батат и ямс. Дождевая вода быстро уходит под землю, образуя подземные реки, уносящие ее в океан. Источником пресной воды являются озера в кратерах вулканов, водохранилища и колодцы.

Базальт, риолит, обсидиан, трахит - основные горные породы, а отвесные скалы в бухте Ханга-Хоону состоят из красного цвета лавы. Самый теплый месяц в году - январь, самый холодный - август. Климат тропический, теплый, но не жаркий. Это обусловлено близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием земель между островом Пасхи и Антарктидой.

Предположительно, остров был впервые обнаружен европейцами в 1687 году, когда, берега "таинственной земли" наблюдали с корабля английского капера Эдварда Дэвиса. Это событие описал, находившийся на борту, лекарь Лионель Вафер. Но координаты были записаны не точно, команда не высаживалась на берег, судно из-за того, что его преследовали испанцы, прошло мимо. Поэтому официально считается, что остров был открыт в 1722 году, голландским мореплавателем Якобом Роггевеном. Так как это произошло в Пасхальное воскресение, 5 апреля, то отсюда появилось и название - остров Пасхи . Роггевен подробно описал жителей острова, сильное впечатление на него произвели огромные статуи, обнаруженные на побережье. Местные жители крайне воинственно отреагировали на прибытие чужаков, произошла стычка, в ходе которой было убито девять рапануйцев.

Следуещее упоминание о Рапануи датируется 1774 годом. В этом году на остров прибыл испанский корабль под командованием капитана Фелипе Гонсалеса де Аедо. Испанская колониальная администрация, находящаяся в Перу, намеревалась включить эти земли в состав Южно-Американских колоний. Видимо не найдя на острове ничего примечательного, особенно так горячо любимого конкистадорами золота, испанцы вскоре о Рапа Нуи забыли и более никогда прав на него не предъявляли. Но не забыли о нем путешественники и мореплаватели. В разное время на острове побывали: Джеймс Кук (12 марта 1774), Жан Франсуа Лаперуз (1787), Юрий Федорович Лисянский на шлюпе "Нева" (1804), Отто Евстафьевич Коцебу на бриге "Рюрик" (1816).

1862 год один из самых трагических в истории острова. В бухте Анга-Роа высадились работорговцы из Перу. Около 1500 рапануйцев были захвачены и проданы в рабство, в том числе и все те кто умел читать кохау ронгоронго. Кохау ронгоронго - это деревянные таблички с письменами на языке местных жителей. Только вмешательство правительства Франции и епископа Таити Флоренти Этьен Жоссану, обратившихся к правительству Перу, позволило вернуть домой 15 оставшихся в живых островитян. Они завезли оспу, в результате зпидемии к 1877 году население сократилось до 111 человек. Не осталось ни одного человека, владевшего письмом и умевшего читать ронгоронго. Письменность жителей острова Пасхи до сих пор не разгадана. Среди лингвистов нет единого мнения даже в определении ее типа, не говоря о чтении табличек.

Серьезные научные исследования на острове стали проводиться только в XX веке. Особый след в изучении культуры и истории Рапа Нуи оставил норвежский ученый Тур Хейердал. Прежде всего речь шла о том когда и откуда появилось население. Для того, чтобы ответить на эти вопросы в 1955 -1956 году была организованна экспедиция. Был проведен ряд археологических раскопок, а также с помощью местных жителей выполнен натурный эксперимент по высечению из скалы и перемещению на побережье статуи моаи. После работы экспедиции было опубликовано большое количество научных материалов, которые дали ответы на некоторые вопросы, связанные с островом. Основываясь на данных раскопок и радиоуглеродного анализа, Хейердал высказал гипотезу о том, что первые жители прибыли на Рапа Нуи в VI веке из древнего Перу, а поселенцы с островов Полинезии появились гораздо позже. В пользу этой теории говорит и тот факт, что каменные статуи на острове весьма похожи на статуэтки, найденные в Андах, а также некоторую внешнюю схожесть письма рапануйцев с письменностью индейцев куна. Существуют и другие теории заселения острова, в частности меланезийская и полинезийская. Каждая теория основывается на определенных исторических и научных фактах и имеет в научной среде, как последователей, так и противников. Вообщем это очередная тайна острова Пасхи , которую еще предстоит разгадать.

Конечно же исследованиями занимался не только Тур Хейердал. Ученые из России, Британии, Франции, Бельгии, США - Раутледж, Лавашери, Метро, Энглерт, Шапиро, Бутинов - изучали не только историю, быт, культуру, но и пытались разгадать главную загадку - статуи Моаи. Что представляют из себя эти статуи? Это голова и часть торса до пояса, высеченные из цельного куска скалы. Все они смотрят вглубь острова. Некоторые остались незаконченными и «пребывают» в каменоломнях с незапамятных времен. То, что статуи острова Пасхи это часть какого-то культа, предмет для поклонения - не вызывает никаго сомнения. Но как они попали на побережье, ведь изготавливали их в глубине острова, в каменоломнях. Существует легенда о том, что они передвигались самостоятельно. У жителей Рапа Нуи даже есть для этого слово, которое буквально переводится «двигаться медленно», определяющее движение Моаи. Моаи - громадны. Высота их от 4 до 20 метров, вес - от 20 до 90 тон. Нескорые имеют на голове красную шапку. Существует несколько версий о том, как они доставлялись на побережье. По первой версии - использовали деревянные салазки, по второй - круглые камни, которые подкладывали под статуи.

Что представляет собой современный остров Пасхи? Это вполне цивилизованный остров со спутниковой связью и интернетом, где взрослые работают, а дети учатся. Преподавание в школах ведется на двух языках: рапануйском и испанском.Там есть больницы, поликлиники, магазины и гостиницы. Есть крупная библиотека и антропологический музей. Есть и Церковь.

Теперь остров Пасхи - это еще и центр туризма. Туристы стороной его не обходят. Жаль, что получить высшее образование на острове невозможно. Для этого молодежь отправляется на Большую землю.

Ежегодно на острове Пасхи проводится фестиваль «Тапати», достаточно зрелищный, несколько своеобразный, на котором обязательно проводятся традиционные соревнования рапануйцев.

Тур Хейердал

«Меня интересуют темы по археологии - история раскопок, описание и фотографии находок. В. Карельский, г. Иваново».

Скульптуры у подножия вулкана Рано Рараку наполовину ушли в почву.

Археологи нашли неизвестный ранее тип статуи.

Обсерваторию на вершине вулкана Рано Као окружали культовые сооружения с высеченными на выходах лавы изображениями птицечеловека.

Первые поселенцы превосходно владели техникой обработки базальтовых глыб. Этот тип кладки был самым ранним на острове Пасхи.

Коленопреклоненная статуя на острове Пасхи (Ранний период).

Коленопреклоненная статуя в Тиауанако (Перу).

Раскопки опровергли предположения, на острове нет почвенного слоя.

Подъем статуи. Статуя почти выпрямлена.

«Интересуюсь историей народов, археологией»,- пишет тов. Бессонова из Перми.

Рассказать о древних циклопических сооружениях просит В.Пулатов (г. Одесса).

Писем, в которых наши читатели просят систематически публиковать в журнале статьи по истории и археологии, очень много. Мы помещаем отрывок из статьи известного зарубежного исследователя Т. Хейердала о его раскопках на острове Пасхи. Полностью статья будет напечатана в книге «Наука и человечество. 1963».

Основные массивы суши, окаймляющие Тихий океан, были заселены древними выходцами из Азии задолго до того, как первые мореплаватели вышли в центральную часть Тихого океана на поиски неведомых океанских островов. Располагая простейшими мореходными средствами, древний человек с азиатского континента проник через Индонезию на юго-восток - в Австралию и Папуа-Меланезию, а через район Берингова моря на северо-восток - в Северную, потом Центральную и Южную Америку. Это происходило за много тысяч лет до нашей эры. Так выходцы из Азии заселили все побережье Тихого океана задолго до того, как были созданы корабли, способные воспользоваться ветрами и течениями или противостоять им, господствующим в бескрайних просторах исполинского океана, который охватывает половину окружности земного шара.

Последней обширной областью, которую заселило человечество, был мир океанских островов в центре огромной водной равнины. Незадолго до нашей эры суда аборигенов устремились в эту часть океана, доставляя первооткрывателей на все необитаемые острова, где они и жили в безопасности и изоляции до тех пор, когда европейцы обнаружили путь в Америку, а затем с ветром и течениями устремились открывать, или, вернее, вновь открывать, острова Великого океана.

Самым уединенным из этих островков был тот, который его первые обитатели назвали Те-Пито-о-те-Хенуа - «Пуп Земли», а Роггевен, европеец, открывший его вновь в 1722 году, перекрестил в остров Пасхи - в честь дня, когда приплыл сюда. Подойдя близко к берегу, голландцы, к своему удивлению, увидели людей, которых посчитали примитивными представителями культуры каменного века. Эти люди лежали ничком на земле, головой в сторону восходящего солнца. Перед огромными человекоподобными изваяниями были зажжены костры. На головах величественных идолов были водружены грандиозные цилиндры из красного камня. Сотни таких скульптур возвышались над безлесным островом, где не было видно даже деревьев, которые могли бы быть использованы для транспортировки и подъема изваяний.

Этих смиренных идолопоклонников и их вездесущие громадные монументы окружала лишенная растительности каменистая равнина с редкими клочками возделанной земли, где росли бататы и бананы. Над ними возвышались поросшие тралом и папоротником склоны потухших вулканов, мертвые кратеры которых были единственными на острове хранилищами пресной воды. Со всех сторон островка в море обрывались отвесные скалы, на которые обрушивался прибои; под ними было очень мало мест, пригодных для высадки на берег.

Созданный еще до появления на Земле человека подводным вулканическим извержением, этот клочок суши одиноко поднимался из пучины океана на пути течений, вечно движущихся от Южной Америки - в 2 тысячах миль отсюда к востоку, мимо ближайшего населенного островка - в 1 600 милях к западу, и оттуда к берегам Азии - еще за 7 тысяч миль.

Естественно, перед учеными и вообще широкой публикой встал вопрос: каким образом на этот в высшей степени изолированный островок первоначально попала цивилизация?

Косвенным способом к решению этой проблемы приступили в конце прошлого столетия, начав изучение устных преданий островитян. В первой половине нашего века состоялось первичное археологическое обследование острова, и началось изучение местного населения, его культуры и языка.

К началу второй половины нашего столетия на острове Пасхи все еще не проводилось ни систематических археологических раскопок, ни сбора проб для пыльцевого анализа. Такое упущение со стороны ученых объясняется тем, что речь идет об исключительно бесплодном острове, на котором, казалось бы, не могло накопиться достаточно гумуса, чтобы скрыть следы древних культур. Исследователи считали, что из-за отсутствия почвы не в чем производить раскопки. Кроме того, удаленное положение острова Пасхи заставило ученых прийти к выводу, что выходцы из Азии могли попасть на него лишь в последнюю очередь и, следовательно, срок его обитаемости должен быть короче, чем у любого другого тихоокеанского острова.

Оба эти предположения не казались автору статьи обоснованными. В 1937-1938 годах, проводя исследования на Маркизских островах, я обратил внимание на то, как в результате деятельности человека и его домашних животных островок Мотане уже в историческое время превратился из покрытого густым тропическим лесом в лишенный почти всякой растительности, кроме травы. Пока на острове Пасхи не были проведены палеоботанические исследования, мы не могли судить, был или нет на острове лес до появления европейцев.

Далее, поскольку выходцы из Азии заселили все окаймляющие Тихий океан материки до прибытия человека на остров Пасхи, нельзя было с уверенностью утверждать, что первое трансокеанское плавание па остров Пасхи непременно происходило наиболее длинным путем, против пассатов и идущих на запад течений, а не кратчайшим путем - из близлежащей Южной Америки, с попутными ветрами и течениями. Если же люди двигались из Южной Америки, то очень вероятно, что остров Пасхи встретился им раньше других; в таком случае он обитаем сравнительно давно.

До наших раскопок на острове Пасхи в 1955-1956 годах здесь побывали только две археологические экспедиции. В составе первой - частной английской экспедиции 1914 года под руководством миссис К. Рутледж - не было профессиональных археологов, и они не пытались проводить стратиграфические раскопки. Тем не менее популярная книга путевых очерков К. Рутледж изобилует важными наблюдениями и была до недавнего времени главным источником сведений об археологии поверхностных слоев острова Пасхи.

В 1934 году на остров прибыла франко-бельгийская экспедиция, но француз-археолог в пути скончался, и единственный оставшийся археолог А. Лавашери сосредоточил свои усилия на изучении петроглифов. Одновременно французский этнограф А. Метро проводил этнографические наблюдения над современными островитянами. Кроме того, изучением археологии поверхностных слоев и этнографии занимался миссионер-капуцин С. Энглерт, живущий на острове Пасхи с 1935 года.

Не располагая данными для научной датировки, первые исследователи острова Пасхи чисто умозрительно заключили, что на этот уединенный восточный форпост человек мог попасть не раньше XII века (Метро), XIII века (Лавашери), XIV века (Рутледж) или XVI века (Энглерт).

Не было единогласия и в решении знаменитой загадки острова Пасхи. Рутледж и Энглерт утверждали, что на острове есть следы культурной стратификации (напластований) и что древние каменные сооружения можно разделить на два типа. Они пришли к выводу, что на этот клочок суши попали одна за другой две различные культуры, и видели подтверждение этому в местных легендах. Возражая им, Лавашери и Метро говорили, что на острове нет никаких признаков стратификации, что местная археология однородна, что на острове была только чисто полинезийская культура. Легенды пасхальцев они отвергали, заявляя, что они нарочно сочинены, чтобы объяснить происхождение большого рва - того самого рва, который, согласно преданиям, вырыли люди для огромного оборонительного костра. Метро и Лавашери считали ров природным образованием.

Огромные инженерные работы, проведенные первыми обитателями острова Пасхи, поразили воображение Рутледж, и она заключила, что проблема остается загадочной. Однако Метро решил загадку просто. Он предположил, что полинезийцы, привыкшие к резьбе по дереву, прибыв сюда с лесистых островов на западе, не нашли на безлесном острове Пасхи дерева и поэтому перешли на обработку камня, очень быстро развили самую совершенную в мире технику мегалитической кладки (мегалиты - древние сооружения из больших камней) и воздвигли самые большие скульптуры из всех, созданных каким-либо из неолитических народов Земли.

Не было единого мнения и о том, как древние скульпторы транспортировали и поднимали исполинские изваяния, для чего создавались эти идолы и почему пасхальцы не поклонялись полинезийским богам Тане и Тангароа, а исповедовали совершенно иную религию, а также почему они не применяли общеполинезийских изделий.

Было очевидно, что поверхность острова Пасхи не может поведать всей истории драматических событий и хитроумных замыслов, осуществленных на самом уединенном в мире острове. Чтобы глубже проникнуть в загадку и поискать скрытые ключи к таинственному прошлому пасхальцев, я решил привезти на остров группу квалифицированных археологов и провести первые стратиграфические раскопки; несмотря на господствующее убеждение, что на острове нет почвенного слоя, я надеялся что-нибудь найти под поверхностью. Важной задачей было исследование стратификации архитектуры, а также сбор в ключевых точках острова образцов угля для радиокарбонового анализа.

На бесплодном острове Пасхи нет ни единого ручья, но дождевая вода скапливается в трех потухших вулканах - Рано Као, Рано Рараку и Рано Орои. Много веков ветер сносил в открытые кратерные озера пыльцу островной растительности; изучение наслоившейся здесь, хорошо сохранившейся ископаемой пыльцы должно было помочь реконструировать историю пасхальной флоры. Для этого по краям озер Рано Као и Рано Рараку был заложен ряд скважин глубиной до восьми метров. Впоследствии образцы были исследованы и определены профессором У. X. Селлингом, руководителем палеоботанического отдела Национального музея естественной истории в Стокгольме.

Исследование пыльцы показало, что когда - еще до нашей эры - на здешние берега впервые ступил человек, безлесный ныне остров Пасхи был покрыт деревьями и кустарниками многочисленных видов. На острове были ручьи, и поверхность пресных кратерных озер еще не была затянута водной растительностью, вокруг озер высились пальмы и девственный лес.

Но вот явился человек. Изучая пыльцевые образцы, мы видим, как первичный лес был сведен, а озерную гладь стали постепенно занимать появившиеся только теперь водные растения. С прибытием человека впервые по берегам пресных водоемов был посажен полигонум-типично южноамериканское растение, которое жители Анд и пасхальцы применяли как лекарственное. Вместе с ним на остров попал чрезвычайно важный камыш тотора, также типично южноамериканское пресноводное растение, не известное ни в Старом Свете, ни на других тихоокеанских островах. С их появлением флора острова начала резко меняться. Оба растения быстро распространялись и вскоре частично покрыли большинство кратерных озер плавучим ковром.

Одновременно люди начали жечь первые на острове костры, и немного спустя растительность стала исчезать. Впервые с чистой до тех пор почвой и остатками пыльцы смешиваются частицы золы. Они свидетельствуют об ограниченных лесных пожарах, которые устраивали пришельцы, чтобы расчистить участки для жилых построек и культовых сооружений. Исконный лес исчезал, его место занимали причудливые храмы и монументы из долговечного камня. Эти сооружения, позднее разрушенные или перекрытые другими, дали нам в руки самые надежные ключи для изучения уровня культуры первых островитян и последующей локальной эволюции.

Четверо археологов нашей экспедиции - Э. Н. Фердон, У. Меллой, А. Шельсволд и К. С. Смит - начали с раскопок жилья и культовых платформ. И все они, независимо друг от друга, обнаружили чередование двух различных культур с различной архитектурой и различными религиозными воззрениями. На смену этим культурам пришла война и период упадка-это было непосредственно перед появлением на острове Пасхи первых европейцев. Датировка по радиоуглероду показала, что человек пришел на остров Пасхи по меньшей мере на тысячу лет раньше, чем предполагала современная наука.

Три последовательно сменяющие друг друга периода в археологии острова Пасхи были названы: Ранний, Средний и Поздний.

Ранний период

Люди, которые первыми достигли острова Пасхи, явно прибыли из области, где занимались не столько резьбой по дереву, сколько обработкой камня. Они валили деревья, чтобы добраться до скальных пород. Эти первые поселенцы уже были искусными каменотесами. Они превосходно владели техникой обработки огромных глыб твердого базальта. Плиты в кладке, имевшие квадратную, треугольную или многоугольную форму, тем не менее прилегали друг к другу так плотно, что между ними нельзя было просунуть лезвия ножа. Раскопки показали, что этот тип кладки был на острове Пасхи самым ранним, а не поздним, не завершением местной эволюции, как заключил умозрительно Метро.

Эта совершенная мегалитическая техника не была известна ни на одном из тысяч тихоокеанских островов, лежащих дальше на запад. Такое совершенство, такую технику и стиль мы видим только в специализированной каменотесной культуре древнего Перу- на материке, который является ближайшим соседом острова Пасхи на востоке. Назначение пасхальских сооружений было скорее эстетическое или культовое, чем функциональное, и последующие поколения островитян то ли не могли, то ли не хотели развивать своеобразное высокое искусство ранней пасхальской эпохи.

Первые поселенцы использовали свое умение для сооружения огромных платформ наподобие алтарей, необходимых для солнечного культа. Традиционно выложенный, гладко полированный фасад был очень точно астрономически ориентирован по отношению к точке восхода солнца в пору летнего солнцестояния или равноденствия.

Интерес к движению солнца проявлялся и в том, что на вершине Рано Као, самого высокого на острове вулкана, первые пасхальцы соорудили солнечную обсерваторию, специально приспособленную для того, чтобы отмечать годовое движение солнца. Эта обсерватория была совершенно занесена землей, и мы обнаружили ее во время раскопок, которыми руководил Фердон. Обсерваторию окружало культовое сооружение с солнечными символами, высеченными на выходах лавы. Пасхальские ритуалы сопровождались возжиганием костров. Считается, что солнечный культ и солнечные обсерватории не характерны для полинезийской культуры,- они также более всего типичны для древнего Перу как инкской, так и доинкской поры.

В солнечной обсерватории, а также на расчищенных и выровненных площадках позади широких, астрономически ориентированных мегалитических платформ ранние обитатели острова Пасхи воздвигали крупные человекоподобные каменные скульптуры. Эти скульптуры заметно отличались от более внушительных бюстов, которые позднее прославили остров и были неизвестны науке, пока раскопки не обнаружили их существования. Вот один тип: небольшая, сплющенная четырехугольная голова с неглубоко вырезанными чертами лица - огромными выпученными глазами, надутыми щеками, изогнутыми бровями, переходящими в У-образный нос. Второй, не менее традиционный тип: прямоугольная колонна, на сторонах которой намечалась рельефом человеческая фигура во весь рост, с короткими ногами и руками, опущенными так, что пальцы встречаются ниже пупа. Третий тип: реалистическое изваяние коленопреклоненного человека, сидящего на пятках; руки лежат на коленях, овальное лицо с козлиной бородкой обращено в небо.

Ни на одном другом острове не было таких скульптур, зато все три типа характерны для Тиауанако - культового центра солнцепоклонников доинкского Перу.

Четвертая, последняя разновидность послужила прототипом больших изваяний следующего пасхальского периода. Эта разновидность представляет чисто местный стиль и эволюцию, близких ей изваяний нет ни на, материке, ни на других островах.

Пока еще мы не знаем точно, когда именно человек впервые увидел лесистые берега острова Пасхи. Но карбоновая датировка показывает, что около 380 года искусные военные инженеры руководили обширными работами, создавая мощное оборонительное сооружение на его восточной оконечности. Окаймленный отвесными скалами, полуостров Поике был отрезан от остальной части острова специально вырытым рвом глубиной в 12 футов, шириной около 40 футов и длиной почти в 2 мили. Гравий и земля, выброшенные из рва, образовали защитный вал с проходами для контратак. Если отбросить предположение, что первые поселенцы острова Пасхи готовились обороняться против врагов, которые могли отправиться за ними в погоню через океан, остается только заключить, что остров был заселен задолго до того, как начались столь обширные работы.

Этот занесенный песком ров прежние экспедиции, не проводя раскопок, сочли естественным понижением местности, хотя пасхальские предания настойчиво указывали, что ров был вырыт легендарными «длинноухими» для обороны.

Нам и сейчас очень мало известно об этих первых обитателях острова Пасхи, но мы знаем, что они принесли с собой высокоразвитую культуру, которая, естественно, сложилась вне острова и которая должна было прослеживаться в окружающих областях. Как мы уже видели, эта привезенная извне культура Раннего периода была очень своеобразной, отличной от других известных нам тихоокеанских островных культур.

Средний период

Около 1100 года, как показывает карбоновая датировка, первоначальной пасхальской культуре внезапно пришел конец. Некоторые из древних храмов и другие сооружения, в том числе солнечная обсерватория, были надолго оставлены и пришли в запустение. Но затем они были вновь заняты людьми и перестроены по иному плану, с применением совершенно иной техники кладки. Причина этого перерыва пока неизвестна. Возможно, на время этого междуцарствия весь остров был покинут людьми, а может быть, местные войны сократили население Раннего периода, так что осталась лишь кучка людей, обитавших в удаленных районах. Во всяком случае, после долгого перерыва прежние сооружения были заняты иной культурой, с другими религиозными представлениями; началось то, что мы называем вторым, или Средним, периодом в истории пасхальских культур.

В начале этого периода стали изготовляться огромные каменные изваяния, которые впоследствии привлекли к маленькому тихоокеанскому островку внимание всего мира. В эту эпоху основным стремлением и фанатической страстью пасхальцев стало вытесывание исполинских изображений предков, которые водружались на поднятых над уровнем земли родовых гробницах.

Изваяния Среднего периода отличаются чрезвычайно длинными, отвислыми ушами, возрождающими в памяти легендарных «длинноухих», которые, по словам пасхальцев, создавали эти статуи, пока не были почти поголовно сожжены в уже упомянутом оборонительном рву во время войны с «короткоухими». Сейчас на острове живет лишь один род, члены которого считают себя прямыми потомками «длинноухих»,- это род Атанов. Их происхождение подтверждают все островитяне, а также генеалогические исследования Энглерта.

Способы работы «длинноухих» скульпторов были сокровенной родовой тайной, которая передавалась от отца к сыну на протяжении двенадцати поколений. Благодаря хорошим, дружественным отношениям нашей экспедиции с пасхальцами секрет был нам открыт. Он подвергся проверке в практических экспериментах. По указаниям старшего из братьев Атанов была изваяна, перевезена и установлена на пьедестал одна статуя. Археологические исследования в сочетании с рассказами пасхальцев и нашими опытами позволили воссоздать методы работы ваятелей Среднего периода.

Статуи вытесывали прямо на склонах кратера с помощью грубо изготовленных рубил из твердого андезита; для облегчения работы породу поливали водой из сушеных тыкв. Под рыхлым, выветренным поверхностным слоем порода была очень твердой, и для изготовления статуи средней величины требовалось около года. В каменоломнях обрабатывались мельчайшие детали лица, рук, тела скульптуры вплоть до полировки ушных украшений и длинных изысканных ногтей. Но спина оставалась незавершенной до последнего момента и соединялась с каменным ложем наподобие киля.

Наконец, отделив спину, великана с помощью катков и канатов спускали вниз по крутому склону. При этом часто приходилось преодолевать обрывистые террасы и ниши, возникшие в результате предыдущих работ. Статую временно устанавливали где-нибудь у подножия вулкана. Для этого в накопившемся слое щебня из каменоломен вырывали уступ или яму, куда ставили ногами статую, поддерживая ее канатами в вертикальном положении. Теперь скульпторы впервые могли приступить к обработке спины. Ее обтесывали и полировали так же тщательно, как остальные части фигуры. Спереди статую не украшали никакими узорами: просто торс. Зато на спину часто наносили рельефные символы - дугу, напоминающую радугу, одно или два кольца.

Предание говорит, что пасхальских скульпторов, первооткрывателей острова, называли ханау-эпе - «длинноухие» - за их обычай удлинять мочки ушей, подвешивая к ним большие диски. Предков теперешнего населения в отличие от них называли ханау-момоко - «короткоухие».

На протяжении карау-карау, то есть двухсот лет, «короткоухие» смиренно трудились на «длинноухих», участвуя в строительстве огромных сооружений. Появились большие аху; из каменоломен Рано Рараку на могилы, принадлежавшие преимущественно «длинноухим», доставляли псе более крупные изваяния. Хотя между двумя народами происходили смешанные браки, всего лишь шесть из многих сотен скульптур на аху - с короткими ушами, у всех остальных мочки удлинены: они явно изображают «длинноухих».

Далее предание говорит, что двухвековой период мирного сотрудничества кончился, когда «длинноухие» заставили «короткоухих» очистить весь полуостров Поике на востоке от камней. Работа была уже завершена, и Поике в отличие от всего острова, черного от обломков лавы, сплошь покрылся зеленой травой, тогда «короткоухим» приказали точно так же очистить остальную поверхность острова. Но тут пришел конец их долготерпению. Все их племя, объединившись, восстало и загнало «длинноухих» на полуостров Поике, где те укрылись за длинным оборонительным рвом, который они наполнили хворостом, чтобы можно было зажечь костер, если «короткоухие» пойдут в атаку.

Предательство, совершенное старухой из племени «короткоухих», которая была замужем за одним из «длинноухих», позволило отряду «короткоухих» обойти ров, в то время как другие имитировали атаку с фронта. Пока «длинноухие» поджигали оборонительный костер, на них неожиданно напали с тыла и всех сбросили в огонь. Из взрослых мужчин пощадили только одного, Оророину; ему было разрешено продолжать род «длинноухих».

Если верить преданию, это произошло двенадцать поколений тому назад; специалисты по генеалогиям считают, что это должно было быть около 1680 года. Имена потомков Оророины сохранились до наших дней, вплоть до уже упомянутой ныне живущей семья Атанов, которых пасхальцы считают единственными происходящими по прямой мужской линии от столь могущественного прежде народа «длинноухих».

Между тем европейцы долго принимали занесенный песком ров на Поике за природное образование, и предание о костре не пользовалось доверием, пока наша экспедиция не произвела там раскопки. Исследование показало, что это-искусное сооружение человеческих рук. Вдоль всего рва найдены уголь и зола от огромного костра; радиокарбоновый анализ позволил датировать образцы примерно 1676 годом, что отлично совпадает с яркими преданиями пасхальцев.