Open
Close

Достопримечательность Милана: церковь Санта-Мария-делле-Грацие и фреска "Тайная вечеря". Церковь санта-мария делле грацие Церковь санта мария делле грацие

Адрес: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 20123 Milano, Italy. Время работы: ежедневно с 07:00 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00); для посещения зала с "Тайной вечерей" необходима предварительная запись, каждые 15 минут формируются группы из 25 человек. Стоимость посещения 14 EUR. Как добраться: церковь расположена между станциями метро "Conciliazione" и "Cadorna" (линия М-1).

Санта-Мария-делле-Грацие - хранительница "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Гении не умирают! Покидая тело, частичка души продолжает жить в их бессмертных шедеврах. Леонардо да Винчи - тайна за семью печатями, наиболее загадочная личность в многовековой истории человечества. Его боготворили и ненавидели, считали ангелом и демоном, не понимали, но не восхищаться не могли. По сей день едут, летят, спешат в Милан миллионы желающих, выстаивают невероятную очередь у церкви Санта-Мария делле-Грацие , мечтая увидеть "Тайную вечерю" - уникальное детище знаменитого художника, увековечившего самое страшное предательство на Земле и проявление безграничной любви.

Рождение обители мира и покоя

Все началось с земельного участка, расположенного в тихом районе, отдаленном от оживленной, суетливой столицы Ломбардии. Его подарил ордену доминиканских монахов граф Вимеркати (1463 г.). Братья по вере решили там построить монастырь с церковью, названной в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Милующая". Воплотить задуманное в реальность взялся известный архитектор Гвинифорте Солари, занимавшийся возведением собора Дуомо. К 1469 г. выросли монашеские жилища, приступили к строительству базилики в стиле поздней готики, однако, закончить не довелось. Что послужило причиной? Финансовым меценатом слыл деспотичный, находящийся на вершине властной пирамиды Лодовико Сфорц, прозванный за темный цвет кожи Моро, одержавший власть после гибели племянника, произошедшей при довольно таинственных, непонятных обстоятельствах. Каковы мотивы щедрой благотворительности? Верил, что помогая инокам, сократит время пребывания в чистилище, покинув бренный мир. Но правитель захотел видеть искусство, отражавшее его мощь. Для осуществления художественных замыслов избрал монастырское святилище. Существует другая версия: женившись на 15-летней Беатриче д’Эсте (1491 г.), властелин загорелся идеей обустроить там фамильную усыпальницу. Перестройку доверил Браманте (1492г.). Оформление церковного интерьера возложил на лучших живописцев, скульпторов. Результат - трехнефный храм из красного кирпича длиной 63 м, шириной 30, представляющий в основании крест правильной формы. Световые потоки проникают сквозь множественные чередующиеся круглые, арочные окна, декорированные светлым мрамором. Часть прежнего сооружения снесли, пристроив большущий куб с тремя апсидами. В строение гармонично вписывается портик с коринфскими колоннами, на фасаде - герб семьи Сфорца. Ступенчатую постройку венчает, как бы парящий над ней, расписной купол, расположенный напротив ризницы с кружевным орнаментом. Над входными воротами - медальон. На нем - Богородица в окружении супружеской герцогской четы. Отсутствие гигантских размеров не делает здание менее величественным. Перед восторженными посетителями - настоящая жемчужина на службе у рая.Настенной росписью занимались популярные местные мастера живописи. Здесь - изумительные труды Донато Монторфано, Бернардо Дзенале, Гауденцио Феррари, отображающие жизненные эпизоды Спасителя. Небольшой кусочек мрамора на сводах сохраняет фамилию Браманте. Полностью перестроенную трапезную Моро велел украсить Леонардо, обессмертив тем собственное имя. Повелитель торопился, постоянно подгоняя зодчего, работая, как одержимый, словно боялся не успеть, напоминая человека, коему судьбой отпущено мало времени. Так и вышло. Полюбоваться достижениями пришлось не более года.Несчастья возникли со смертью жены. Застав супруга у любовницы, 22-летняя беременная женщина, убитая изменой, отправилась помолиться в часовню, потом посетила трапезную, где гениальный флорентинец упорно трудился, стоя на строительных лесах. Она молча наслаждалась работой, признав ее чудом. Уходя, промолвила, что грезила дождаться завершения, но, видимо, не суждено. Маэстро попробовал возразить, но прикрыв изящными пальчиками ему рот, она печально прошептала: "Храни вас Бог!" В сердце творца закралось чудовищное предчувствие, не обманувшее его. Тем же вечером в присутствии мужа, мучавшегося угрызениями совести, родив мертвого малыша, бедняга умерла. Овдовевшему мужчине свалившаяся внезапно утрата, заставшая врасплох, была непомерно тяжелой. Думал, не переживет постигшего горя. "Что имеем - не храним, потерявши, плачем", - гласит пословица. Осознание, как правило, приходит слишком поздно.Испытывая нечеловеческие муки, Моро понял: юная, схожая с пламенем хрупкая принцесса, почти ребенок, увлекаясь литературой, художеством, наделена была твердым характером, острым умом, оказалась намного сильнее его, играла немаловажную роль в государственных делах. Любя по-своему, считал ее путеводной звездой. Когда глядела влюбленно, слегка полунасмешливо, рождалось желание легонько отшлепать шаловливую смуглянку и сразу же зацеловать, но это не мешало заводить фавориток, хотя догадывался о безумной ревности. Похоронили ее в храме пред алтарем. Две недели провел затворником, завесив окошки траурной тканью. Надевая черный плащ, ежедневно устремлялся к могиле. Будучи суеверным, не сомневался, что любимая унесла с собой удачу. Так и случилось. Могущество, еще недавно так крепко удерживающееся, утекало, словно морской песок сквозь пальцы, растворялось, как мираж. В 1499 г. город захватили французы, Сфорца взяли в плен. Через два года Людовик XII, проявив милость, приказал освободить узника из темницы. Когда пред ним распахнулись тюремные врата, изношенному телу уже было не помочь. Протянув руки к свету, будто желая обнять раздолье, залитое солнцем, словно подкошенный, рухнув наземь, он скончался. Их общую с Беатриче гробницу с двумя лежащими изваяниями в полный рост поместили в картезианский монастырь Павии (изготовитель Кристофоро Соляри). Санта-Мария не стала семейным пантеоном, как планировал, зато сохранила потомкам редчайшее диво титана живописи эпохи Возрождения, превзойти которое не удалось никому.

Создание легендарной фрески

Да Винчи, внебрачное дитя, не сумел получить достойного образования. В 14-летнем возрасте талантливый с детства мальчишка приехал во Флоренцию, устроился подмастерьем к замечательному ваятелю, художнику Андреа Верроккьо, познакомившего его с религиозным искусством. Наставник, увлекавшийся чаще скульптурой, не научил юношу методике расписывания стен. Зарекомендовав себя превосходным портретистом, превзошедшим даже Верроккьо, он купался в лучах славы. Полученный от Лодовико ответственный заказ мог вознести на небывалую высоту или уничтожить. 2 года умелец готовился к воспроизведению психологического сюжета, обязанного совпадать с евангелическим текстом, донося достоверно происшедшую некогда трагедию. Подолгу задумывался, изучал Библию, знакомился с подобными полотнами, выполненными за 100 лет до него. Изображение должно было соответствовать давней строгой традиции: верующие, вкушающие пищу, размещались по одну сторону стола, беспрекословно соблюдая гробовое молчание. Наконец, закипела работа. Сначала помощники удалили старую штукатурку, заменив свежей. Фреску исполняли по влажной основе, тогда она сохранялась веками. Новатору захотелось применить неведомый доселе метод, воспользовавшись масляными красками. Для этого наложили иную грунтовку, состоящую из разных пластов. Первый, для связки, содержал кальций с магнием. Следующий, со свинцовыми белилами, - для усиления яркости. Он отдал предпочтение написанию по сухой поверхности, чтобы творить не торопясь, обдумывая каждую мелочь. Иногда с раннего утра до глубокой ночи не выпускал кисть, порой замирал часами у своего создания, задумавшись, оценивая, или, прибавив пару мазков, исчезал, не появляясь несколько суток. Так продолжалось 3 года. Особенно не получался образ Иуды, хотя непрерывно искал его, бродя по злачным улочкам, присматривался, подмечал, запоминал. От зари до заката следовал за миланцами, привлекавшими внимание необычностью манер, отличительной внешностью, странноватыми повадками. Папа Лев X с ехидством кидал в его адрес: "Никогда ничего не сделает, ибо размышляет о конце, не приступая к началу". Когда после жалобы аббата заказчик предъявил претензии, маэстро в порыве гнева пригрозил, что напишет отступника именно с него, после чего досаждать перестали. В итоге нашел решение проблемы, отказавшись представлять изменника отъявленным злодеем. Показал находившегося в глубочайшем духовном кризисе философа, осужденного отыгрывать злосчастную роль, опорочившую его на веки вечные. И вот длительный творческий процесс завершен. Нанесены окончательные штрихи, убраны вспомогательные конструкции, на суд многочисленной публики, заполнившей до отказа мастерскую, впервые предстал во всем великолепии законченный титанический труд.

Первозданный вид произведения

То, что открылось зрительскому взору, не поддавалось никакому описанию. Картина исполинских размеров (4,5 х 9 м), занимающая северную стенку столовой, изображающая последнюю пасхальную трапезу Иисуса с апостолами накануне его ареста римскими воинами, была самим совершенством, не похожим ни на какое украшение.
Глядя на нее, возникало ощущение, что драматическое событие из Священного Писания происходило именно здесь и сейчас. Особенно поражала иллюзия существующего позади сидящих пространства, заставляющего ощутить себя буквально внутри него, почувствовать участником свершающейся драмы. Сила воздействия на присутствующих была просто ошеломляющей. Никому до этого, да и после, не удавалось добиться столь высочайшего мастерства. Действующие герои повернуты к зрителям. Главными являются Учитель, находящийся по центру, и предавший его ученик. Их сходство заключается в том, что оба знают, что произойдет, но не меняют ситуацию. Автор отобразил основной момент - реакцию каждого персонажа на произнесенные Господом слова: "Один из вас предаст меня". Услышанное внесло смятение, вызвав различные эмоции у последователей, о чем красноречиво говорят мимика, жесты. Христос - спокойный, готов достойно нести тяжкий крест ради искупления чужих грехов. Он сидит на фоне окна, за которым пейзаж и простор преобразуются в несуществующий еще нимб. Глаза смотрят вниз, левая рука возложена ладонью вверх, означая внутреннее принятие воли Отца Небесного. Справа - тройка сторонников, среди коих - Иуда, не отсоединенный от остальных, только затемненный лик выдает падшую душу, отмеченную грехопадением. К груди прижимает мешочек с серебряниками, оказавшимися дороже Сына Божьего. Он опрокидывает солонку - верный знак беды. По вытянутой шее, вздувшимся венам угадывается повесившийся до наступления рассвета грешник.Петр, привстав, решительно настроен узнать имя предателя, зажал нож, приготовившись покарать преступника. Им же смельчак отсечет ухо стражнику, пришедшему арестовать Творца. Смиренный облик Иоанна, прикрытые веки намекают о неспособности к активным действиям. Да Винчи стремился через движения выразить душевную сущность каждого. Людские группки, наслаиваясь друг на друга, накаляют страсти, создают контраст между эмоциональным откликом сотрапезников. Вот - Фома, указывающий пальцем в небеса, будто произнося: "Всевышний не допустит этого". Рядом - Филипп, сведя руки вместе, демонстрирует безмерную преданность, Симон в недоумении развел их, выражая сомнение: "Такого быть не может". Большое впечатление производит объемность фигур, они воспринимаются живыми. На противоположной стороне - сцена распятия (создатель Тинторетто), служащая как бы продолжением библейского сюжета. Ведь злодеяние привело к казни. Если бы Господь поднял опечаленный взгляд, узрел бы себя распятого следующим днем. Не нашлось на планете таланта, сумевшего столь убедительно передать факт, описанный Евангелием. Восхитительное творение, принесшее создателю фееричный триумф, подписано не им. Вверху красуется личный герб, инициалы заказчика. Французский король, увидевший драгоценность, настолько поразился, что просил перевезти ее совместно с перегородкой во Францию, что было невозможно. Она сделалась неотъемлемой частицей предначертанного места, что было преимуществом и одновременно трагедией.

Превратности планиды

К сожалению, бесценное сокровище уже с момента появления было обречено. Только идеальные условия сберегли бы ему жизнь, но фундамент строения, стоящий на высоких грунтовых водах, подмывался. Проникающее внутрь испарение из кухни скапливалось, сдерживаемое масляной пленкой, вызывая грибок. Краска лепестками отслаивалась, опадала. Эксперимент, испробованный великим изобретателем, с треском провалился. Вернувшись, он пытался всячески восстановить, спасти драгоценный уникум, но не смог найти способ остановить запущенный процесс тления. Эксклюзивное творение медленно погибало, находясь в плачевном состоянии, о чем заметил спустя столетие наблюдавший его английский мемуарист Джон Эверин. Иноки, посчитав его безнадежно испорченным, расширили внизу дверь, изничтожив фрагмент со ступнями Господа. Вскоре картина покрылась плесенью, водичка слезинками стекала на пол. В XVIII в. к природному ущербу добавился человеческий разрушительный фактор. Наполеон, захвативший Милан, устроил здесь конюшню со складом. Грубые солдаты, не способные оценить прекрасное, бесчинствовали, швыряли каменья, выцарапывали кинжалами святым посланникам очи, уродовали с такой любовью выписанные одежды. Лишь вмешательство Бонапарта прекратило безобразие. Дверной проем заложили кирпичами. Замурованная фреска практически пропала. Безграмотные реставраторы нанесли существенный вред, накладывая краску слоями, как коржи слоеного пирога, склеивая осыпающиеся кусочки густым клеем, разглаживая горячими валиками поверхность, до неузнаваемости искажая неумелым ретушированием лица. Мучительные испытания принесла Вторая мировая война. При бомбардировке столовую разрушила попавшая туда бомба. Видно, свыше не позволили исчезновению росписи. Стенка с ней уцелела. Без крыши над головой, обдуваемая ветрами, заливаемая дождями, она героически выживала три года.

Возрожденная через века

Картина сумела дойти до нас, пройдя сквозь столетия, выстрадав, заслужив право на жизнь, подаренную ей группой реставраторов, возглавляемой синьорой Пинин Брамбиллой Барчилон. Опытные специалисты восстанавливали медленно, 21 г., придерживаясь девиза "не навреди". Первостепенная задача - приостановить дальнейшее разрушение, затем убрать множественные наслоения различных временных периодов, оставив только созданное маэстро. Бывало, за день очищали участок размером равным почтовой марке. В результате осталось всего 30% от первообраза. Приняли решение написать заново фрагменты, не поддающиеся возрождению, акварелью более приглушенных тонов, дабы дать возможность зрителям отличить части подлинника. Разработали сложную систему стабильного микроклимата в зале, обеспечив надлежащей вентиляцией, тщательной фильтрацией воздуха для удаления излишков влаги, пыли. 28 мая 1999 г. шедевр снова открыли для просмотра. После публикации "Кода да Винчи", сочиненного Дэном Брауном, разошедшегося тиражом порядка 10 млн. экземпляров, феноменальное произведение мастера стало центром внимания паломников с разных уголков планеты. Роман прочло много читателей, гораздо больше тех, кто познакомился лично с росписью, искаженной трактовкой писателя, взорвавшей христианскую традицию. Сочинитель бестселлера высказывается о таинственном смысле, заложенном якобы художником, изобразившем вместо любимого ученика Марию Магдалину. Между ней и Богочеловеком модернист углядел зашифрованную латинскую букву "V", говорящую о женском начале. Совместно обе фигуры представляют литеру "М", указывающую на спутницу Христа, по сути, его жену.Многие поверили умозаключению постмодерниста, историки единогласно категорически отвергли его. Куда же тогда исчез 12-тый апостол? Ежедневно за трудом живописца наблюдал монастырский приор, не допускающий малейших отклонений от толкований Нового Завета. И последнее: абсолютная идентичность соединенных ликов Иоанна с Мадонной - доказательство, что они основываются на едином портретном эскизе. А если и была какая-то тайна, Леонардо навеки унес ее с собой в вечность. Входя сюда, посетителям позволено всего за 15 отведенных минут рассмотреть, полюбоваться, сравнить запечатленные памятью копии с оригиналом. Умирая мучительной смертью, воскреснув сегодня, преобразившись, "Тайная вечеря", являясь не более чем воспоминанием о былом величии, вновь рассказывает жаждущим старинную историю Святого Писания, в который раз ставя человечество пред выбором: жить с Богом в душе или идти тропой лжи, ненависти, предательства.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие расположена в самом центре Милана. Она является выдающимся произведением архитектуры, а также эмблемой классической традиции католической церкви. Но больше всего церковь известна благодарю одному из сохранившихся произведений Леонардо Да Винчи, которое находится внутри. «Тайная вечеря» в трапезной Санта-Марии-делле-Грацие собирает туристов со всего мира. Церковь является одним из наиболее важных свидетельств искусства эпохи Возрождения. 1980 году здание внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Являясь центром политических, экономически и социальных событий, Милан на протяжении многих веков имел особое стратегическое значение для Италии. В 1460 году офицер Вимерчати, командир ополчения Франческо Сфорца, приказал построить для рыцарского ордена Святого Доминика часовню, фрески которой изображали Святую Мадонну-дель-Грацию. Со временем орден окреп и смог построить для себя собственную церковь и монастырь.

Строительство церкви и монастыря началось в 1463 году. За строительство отвечал архитектор Гвинифорте Солари. Монастырь построили к 1469 году, а церковь лишь к 1482. В 1490 герцог Лодовико Сфорц, предком которого являлся Франческо Сфорц, захотел добавить к церкви усыпальницу. Изменения были возложены на архитектора Донато Браманте.

Церковь снаружи

В результате работы Браманте были добавлены большие полукруглые аспиды, величественный купол с серией колонн, великолепная исповедальня и трапезная. По бокам церкви находятся 7 квадратных часовень, посвящённых Деве Грацие. После завершения строительства самые влиятельные семьи Милана просили покровительства над часовнями, чтобы иметь право хоронить в них своих близких. Те, кто этого всё же добился, со временем стали украшать их различными произведениями искусства. Часовня Святой Катарины украшена скульптурами Антонелло де Мессина, часовни Святой Богородицы и Святой Короны – фресками Гауденцио Феррари.

Так как у комплекса было 2 создателя, произошло смешение стилей: готики и эпохи Возрождения. Из-за этого архитектура церкви считается довольно сложной. Несмотря на это, в наши дни Санта-Мария-делле-Грацие Браманте наряду с «Тайной вечерей» Да Винчи являются символами эпохи Возрождения в Милане и новой эры в истории европейского искусства.

Церковь внутри

Посетители заходят внутрь главным образом для знакомства с творением Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» с годами сильно разрушалась, поэтому каждое поколение занималось её реставрацией. Нынешняя фреска не так похожа на изначальную работу мастера, но она всё ещё восхищает своей масштабностью. Примечательно, что во время Второй мировой войны помещение трапезной было разрушено бомбой, но фреска осталась невредима.

Кроме фрески привлекает внимание и внутреннее убранство церкви. В эпоху Возрождения было принято уделять внимание деталям, поэтому внутри всё выполнено в соответствии с модой тех времён. Высокие потолки главного зала имеют витиеватую роспись, выполненную в бело-коричневых цветах. Своё место и мраморные белые колонны, образующие сводчатые арки. В течение дня внутри светло благодаря высоким круглым окнам у потолка: светлое оформление интерьера отлично отражает уличный свет.

Местоположение, время работы и стоимость

Церковь находится на одноимённой площади – Площадь Санта-Мария-делле-Грацие.

Часы работы:

  • С понедельника по субботу с 7.00 до 12.00 и с 16.00 до 19.30;
  • В воскресенье с 7.30 до 12.30 и с 16.30 до 19.30.

Цена входного билета:

  • 3,25 евро пенсионерам, школьникам и студентам;
  • 6,50 евро остальным категориям посетителей.

Купить билеты необходимо заранее на одном из музейных сайтов Милана, т.к. попасть внутрь крайне сложно. В летнее время бронировать надо минимум за 2 недели, зимой достаточно за 2 дня. Билеты должны быть оплачены прямо на сайте, на территории музея этого сделать нельзя.

Как добраться

Чтобы добраться до этой достопримечательности, надо доехать до станции метро Conciliazone. Далее следовать за указателем: пройти немного по улице Boccaccio и свернуть на улицу Ruffini. Церковь находится в 300 метрах или 15 минутах ходьбы от метро.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, расположенная в самом сердце Милана (Milano), значительный архитектурный памятник и один из символов католической веры, неразрывно связана с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», написанной на стене ее трапезной.
Церковь была включена в 1980 году в Список Всемирного наследия (World Heritage List) как один из лучших образцов искусства Возрождения, значение которого подчеркивается исключительной работой да Винчи, выдающегося представителя творческого гения человека.Милан, перекресток важных политических социальных и экономических событий, сыграл решающую роль в делах всего полуострова. Здесь, в 1460 году, граф Гаспаре Вимеркати, командующий ополчением Франческо Сфорца, подарил доминиканцам часовню с фреской, изображавшей Богоматерь, прозванную «Милостивой» (делле-грацие), затем была построена одноименная церковь и монастырь.
Работы начались в 1463 году по проекту и под руководством Гуинифорте Солари (Guiniforte Solari): строительство монастыря было завершено в 1469 году, а открытие церкви состоялось лишь 1482 году.
Позже, по приказу Лудовико Моро, который намеревался использовать ее как семейную усыпальницу, церковь была перестроена.
Эта реконструкция приписывается Браманте (Bramante), в ходе ее было создано великолепное обширное пространство, добавлены крупные полукруглые апсиды, величественный купол, покоящийся на поясе прямоугольных колонн, удивительной красоты внутренний двор и трапезная.

Превосходная архитектура церкви и «Тайная вечеря» Леонардо в трапезной стали истинными символами Милана эпохи Возрождения, открывшими новую эру в истории европейского искусства.
Вдоль боковых стен церкви расположены по семь квадратных капелл с каждой стороны, построенных Солари, за исключением последней часовни слева, посвященной Богоматери Милостивой.
После строительства здания наиболее важные семьи Милана стали покровителями капелл, что позволяло использовать их в качестве семейных усыпальниц, и пригласили для украшения часовен выдающихся художников: в капелле Святой Екатерины (Cappella di Santa Caterina) находятся скульптуры Антонелло да Мессина, капеллы Поклоняющейся Богоматери (Cappellа della Vergine Adorante) и Святого венца (Cappellа di Santa Corona) расписаны фресками Гауденцио Феррари.
Три монастырских корпуса располагаются вокруг двора, с северной стороны ограниченного стеной церкви, в то время как вдоль трех остальных сторон проходит портик с колоннами, завершенными готическими капителями с небольшими волютами.
В сторону портика выходит древняя капелла Богоматери Милостивой (Cappella delle Grazie), зал капитула, локуторий - помещение для приема посетителей, и библиотека, работа Солари.
Южная сторона полностью занята трапезной, где расположено «Распятие», одно из самых крупных произведений миланского художника Донато Монторфано (Donato Montorfano), а также знаменитая «Тайная вечеря».
«Ченаколо» (Cenacolo), или «Тайная вечеря», считается одним из самых известных и важных произведений Леонардо да Винчи и является единственной из дошедших до нас монументальных работ художника.
Картина основана на Евангелии от Иоанна, речь идет о моменте, когда Иисус объявляет, что будет предан одним из своих апостолов.
Леонардо располагает всю сцену в помещении, где на первом плане мы видим длинный стол, в центре которого выделяется пирамидой одинокая фигура Христа с разведенными руками.
Вокруг Христа апостолы разбиты на четыре разные, но симметрично уравновешенные группы, каждая из которых включает по три фигуры. Перспектива и расположение персонажей создают эффект присутствия, зрителю кажется, что он непосредственно участвует в Тайной Вечере Иисуса и переживает этот драматический момент.
При написании фрески по заказу Лудовико Моро Леонардо да Винчи использовал технику темперы, позволявшей наиболее полно проявить его творческий гений, но она не смогла противостоять перепадам погоды, и состояние фрески всегда вызывало беспокойство.
В 1943 году бомбы, сброшенные с англо-американских самолетов, повредили церковь и монастырь Санта-Мария-делле-Грацие: трапезная была полностью разрушена, но стена с «Тайной вечерей» устояла, благодаря специально устроенной защите из мешков, наполненных песком, и до сих пор является символом глубокой веры католиков Милана.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие - одна из красивейших церквей Милана эпохи Возрождение и место, где хранится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Церковь пережила долгую историю. В 1463 году Доминиканский орден приобрел территорию, чтобы построить церковь. Строительство началось в 1469 году под руководством Гвинифорте Солари. Поначалу планировалось построить Санта-Мария-делле-Грацие в стиле готики. Но в 1490 году герцог Лодовико Сфорца приобрел недостроенную церковь, и решил сделать из нее усыпальницу своего рода. Специально для этого он вызвал другого архитектора, чтобы тот ее перестроил. Поэтому Санта-Мария-делле-Грация сочетает в себе разные стили архитектуры (готический стиль, ренессанс). Для художественного оформления Сфорца нанял Леонардо да Винчи. Тогда же и появилась известная «Тайная вечеря».

В XVI веке Санта-Мария-делле-Грацие была передана Инквизиции, и в её зале происходило заседание инквизиционного суда. В XIX веке на территории церкви начали вести раскопки, результатом которых был найден погреб с вином. По легенде, Сфорца подарил Леонардо да Винчи вино в качестве оплаты.

15 августа 1943 года на трапезную, где хранилась «Тайная вечеря», были сброшены бомбы англо-американской авиации. Но сама фреска чудом уцелела. А в 1980 году Санта-Мария-делле-Грацие внесли под охрану ЮНЕСКО, как памятник архитектуры. Это первая достопримечательность в Италии, которая была удостоена такой чести.

Для того, что бы увидеть фреску «Тайная вечеря», экскурсию необходимо бронировать по телефону. Группа должна быть не больше 20 человек, а продолжительность посещения - не дольше 15 минут.

Санта-Мария-делле-Грацие на карте

Где находится Санта-Мария-делле-Грацие на карте Милана, как добраться

Ради возможности взглянуть на нее в Милан стремятся миллионы туристов в независимости от сезона.

Оригинал фрески находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) на одноименной площади Милана. Церковь была построена в . Она была заказана архитекторам Гвинифорте Солари (Guiniforte Solari) и Донато Браманте (Donato Bramante), доминиканскими монахами.

Фреска «Тайная вечеря» была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо, при дворе у которого Леонардо да Винчи завоевал славу умелого живописца. Художник выполнил полученный заказ в трапезной монастыря в 1495-1497 годах.

Повреждения и реставрации

За время своего более чем полутысячелетнего существования фреска была неоднократно повреждена. И самими доминиканскими монахами, которые отрезали нижнюю часть изображения вместе с ногами Иисуса и ближайших апостолов. И войсками Наполеона, которые превратили церковь в конюшню и бросали камни в головы апостолов. И бомбами союзников, взорвавшимися на крыше во время Второй Мировой войны. После причиненного ущерба благонамеренные реставраторы старались исправить нанесенные повреждения, но результат был не очень хорошим.

Уже в конце 20-го века длительная реставрация удалила все предыдущие неудачные попытки восстановления и исправила причиненный фреске ущерб. Но несмотря на это сегодняшняя «Тайная вечеря» – это лишь тень от шедевра, созданного великим живописцем.

На фото ниже представлена реставрированная копия:

Описание

До сих пор многие ученые-искусствоведы считают « Тайную вечерю» Леонардо да Винчи величайшим произведением мирового искусства. Даже в эпоху да Винчи фреска считалась его лучшей работой – её приблизительные размеры 880 на 460 см. Выполнена она на сухой штукатурке с помощью толстого слоя яичной темперы. Из-за использования такого непрочного материала фреска начала разрушатся уже где-то через 20 лет после своего создания.

На картине изображен момент, когда Иисус Христос за ужином сообщает своим ученикам, что один из них, Иуда, сидящий вторым по правую руку от Христа, предаст его. На картине Иуда левой рукой тянется к тому же блюду, что и Иисус, а в правой сжимает мешочек с серебром. Для получения жизнеподобия и точности, Леонардо долгое время наблюдал за позами и выражениями лиц своих современников в различных ситуациях. Большинство исследователей творчества Леонардо да Винчи пришли к мнению, что идеальным местом для созерцания картины – это расстояние в 9 метров от нее на высоте 3,5 метров от уровня пола.

Неповторимость «Тайной вечери» состоит в поразительном многообразии и богатстве эмоций изображенных персонажей. Ни одна другая картина на тему тайной вечери даже близко не может сравниться с уникальностью композиции и тонкой прорисовкой деталей с шедевром Леонардо. Могло пройти три-четыре дня, за которые мастер не прикасался к будущему произведению искусства.

А возвращаясь, он часами простаивал перед наброском, рассматривая его и критикуя свою работу.

Благодаря этому каждый персонаж представляет собой не только прекрасный портрет, но и четкий типаж. Каждая деталь продумана и неоднократно взвешена.

Самым сложным для Леонардо при написании картины было найти модели для написания Добра, воплощенного в образе Христа, и Зла, воплощенного в образе Иуды. Существует даже легенда о том, как были найдены идеальные модели для этих образов на великой картине. Однажды живописец попал на выступление церковного хора. И там, в лице одного из юных певчих хора, он увидел прекрасный образ Иисуса. Он пригласил мальчика к себе в мастерскую и выполнил несколько набросков. Спустя три года основная работа над «Тайной вечерей» была почти закончена, а Леонардо так и не нашел подходящей модели для Иуды. А заказчик торопил, требуя скорейшего окончания работы. И вот, предприняв многодневные поиски, художник увидел оборванца, лежащего в сточной канаве. Это был молодой человек, но он был пьян, оборван, и выглядел сильно одряхлевшим. Решив не тратить время на зарисовки, да Винчи попросил привести этого человека прямо в собор. Безвольное тело притащили в храм, и мастер рисовал с него греховность, смотрящую с его лица.

Когда работа была окончена, бродяга пришел в себя и испугано вскрикнул, увидев картину. Оказалось, что он уже видел ее, три года назад. Тогда он был молод и полон мечтаний, и какой-то художник пригласил его позировать для образа Христа. Позже все изменилось, он потерял себя и опустился в жизни.

Может эта легенда говорит нам о том, что добро и зло – это две грани одной монеты. И в жизни все зависит от того в какой момент они встречаются на нашем пути.

Билеты, время работы

Посетители церкви, желающие увидеть «Тайную вечерю», могут попасть внутрь для осмотра лишь группами до 25 человек. Перед входом каждый, в обязательном порядке, должен подвергнуться процедуре удаления загрязнений с одежды, с помощью специальных устройств.

Но, несмотря на это, очередь из желающих увидеть фреску своими глазами не иссякает никогда. В высокий сезон с апреля до ноября билеты необходимо бронировать не менее чем за 4 месяца.

Причем бронь должна быть сразу же оплачена. То есть нельзя оплатить позже заказанное заранее. В зимнее время, когда поток туристов немного спадает, заказать билеты можно за 1-2 месяца до посещения.

Покупать билеты на Вечерю (CENACOLO VINCIANO) выгоднее всего на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it , который доступен на итальянском и английском, но по факту билетов там никогда нет. По состоянию 2019 год взрослый билет стоит 12 евро + 3,5 евро сбор.

Как купить билеты в последний момент

Как же увидеть знаменитую фреску Леонардо?

Перелопатив весь интернет и проанализировав десятки сайтов-посредников, я могу рекомендовать только один надежный сайт для покупки билетов онлайн «в последний момент» – это www.getyourguide.ru

Заходим в раздел Milan и выбираем билеты стоимостью от 44 евро с англоязычной экскурсией – такие билеты есть в продаже примерно за неделю-две.

Если нужно увидеть Тайную Вечерю срочно, тогда выбирайте вариант за 68 евро с экскурсией по Милану.

Например, 18 августа вечером мне удалось забронировать билеты на 21 августа, в то время, как на официальном сайте ближайшее свободное окно не раньше декабря. Стоимость 2-х билетов с групповой экскурсией по Милану получилась 136 евро.

Время работы: с 8-15 до 19-00 с перерывом с 12-00 до 15-00. В предпраздничные и праздничные же дни церковь работает с 11-30 до 18-30. Выходные – 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Как добраться

Добраться до церкви Санта-Мария-делле-Грацие можно:

  • На трамвае 18 в направлении Magenta, остановка Santa Maria delle Grazie
  • На линия M2, остановка Conciliazione или Cadorna

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ