Open
Close

Габриель анж жак - биография. Жак анж габриель и архитектура неоклассицизма Габриель в Париже

25 Архитектура первой половины XVIII века во Франции. Рококо и ранний классицизм. Ж.-А.Габриэль

Ослабление абсолютистской системы. Феодально-католическая реакция. Отмена Нантского эдикта 1685 и изгнание гугенотов, а это опытные ремесленники и архитекторы.

Проблема перепланировки городов. Растет понимание города как единого целого. Площадь теперь воспринимается как узел в городской сети. Преобладание открытого типа площади с широким обзором окрестных улиц. Так возникает прямая перспектива, дающая возможность связывать между собою отдельные части города. В Бордо Габриэль-отец создает площадь, открытую на набережную.

Конкурс 1748-1753 на создание площади Людовика 15 в Париже. Окончательный проект был поручен Жаку Габриэлю. Ныне площадь согласия. Создавалась открытой с трех сторон. С севера ее ограничивали два однотипных здания, между ними открывалась перспектива на улицу Рояль и церковь Мадлен. Здесь трансформирована схема Версаля и тем самым сделана связь между ними.

Создаются два плана Париже: план Делагрива (1728) и план Тюрго (1737). В них уже видны узловые связи площадей, бульвары и линии улиц. Заселяется Сен-Жерменское предместье Парижа.

Истощение казны, крупные замки перестают строиться. Габриэль с 1739 архитектор короля.

    Малый Трианон в Версальском парке по заказу Людовика 15 в 1762-1768. Тяжелый распластанный низ здания с открытой галереей, массивными сходами в парк и поднятый на этот широкий пъедестал легкий объем двух верхних этажей дворца. Соединение миниатюрности с монументальностью. Композиция 1 к двум. Садовый фасад имеет два этажа,а главный три. Есть тенденция к переходу нового типа загородного дворца, близкого к богатому городскому отелю.

Английский парк Малого Трианона (Жюсье и Антуан Ришар) – живая природа. В нем Французский Павильон (Габриэль, 1751)

    Перестройка центральной части Версальского дворца в духе классицизма (Габриэль, 1742). От Лево и Мансара осталась только Зеркальная галерея, залы Войны и Мира и спальня короля. Новый корпус перекликался по своим формам с фасадом Лувра. В торце поставлен павильон с портиком, несущим фронтон. Крылья без изменений, только к торцу южного крыла был пристроен театр.

    Работы в королевских резиденциях Фонтенбло и Шантильи. В Фонтенбло – Павильон Габриэля 1749-1751. В Шантильи – Манеж (1719-1740, Жак Д”Обер) и конюшни.

Загородные дворцы все больше уподобляются отелям (Компьен, Монморенси). Стремление к комфорту – коридорная система, санитарные устройства выносятся в башенки вне стен здания. Отель Мальгранж в Нанси (Жермен Боффран) – формы рококо выносятся из интерьера во внешний фасад здания, это редко.

Жермен Боффран - ученик Мансара. Скульптор, архитектор и живописец. Постройки в Париже: Арсенал, Опера, Ратуша, Дворец Правосудия, отели – Амело, Бризак, Кольбер, Демар, Дюра, Монморенси, Субиз, Виляр и др. Замки – Сен-Клу, Бутефор.

РОКОКО. Искусство высших кругов французской аристократии. Для него во Франции характерна устойчивость приемов классицизма в фасадах при полном отходе от них в интерьерах. Внутри – живопись, резное дерево, лепнина. Тематика росписей – фантастические сцены, китайские мотивы. «Ламбри» - роспись во фризовой части стен. Сильно уменьшенные камины становятся подставками под большое зеркало.

Первое направление рококо в архитектуре – Школа Мансара. Утонченные и изысканные интерьеры при соблюдении классицизма на фасадах. Связи с архитектурой 17 века.

Второе – рококо на фасаде. Его представляли Оппенор, Мейсонье и Пино, вышедшие из Фландрии и учившиеся в Италии и тяготевшие к пышности барокко. Пример – отель Гольон Оппенора. Их идеи все же получили большее распространение в интерьерах.

Отели: все для комфорта. Снижаются потолки, для освещения увеличивается размер окон.Ванные и уборные размером с комнату. Начинают появляться дома с фасадом, выходящим на улицу.Исчезают овальные и полуовальные комнаты и вестибюли. Отель Амело Боффрана.

Ученики Мансара – Робер де Котт, Пьер Кенето.

Отель де Субиз – классический пример французского рококо (1705 Делямер, декор Боффрана).Схема отеля между двором и садом.

Отель Демар – все службы расположены вдоль улицы.

Отель Бурбон (Гварини, 1722-1729), близок по плану к замку Мезон, но выдержан в классицизме и гораздо более строгий.

Военная Школа в Париже 1750-1771. Габриэль. Фасад, выходящий на Марсово поля. В центре него портик коринфского ордера с фронтоном, несущим скульптуру. Над ним четырехреберный высокий купол, напоминающий Луврский павильон часов. Военная школа была учреждена в XVIII в. для того, чтобы небогатые дворяне могли получить военное образование. В 1777 году это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, куда 1784 году поступил будущий Наполеон Бонапарт. Здание Военной школы было построено по проекту архитектора Жака Анжа Габриеля, комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

Формируется тип театра: арх. Шимон в 1756 году привез из Италии театральные планы. Габриэль строит театр в Версале. А вместе с Суффло ему же было поручено приспособить под зрительный зал машинное отделение театра Тюильри.

Конкурс 1731-1735 годов на восстановление церкви Сен-Сюльпис выигрывает архитектор Сервандони за проект церкви с двумя башнями в фасаде и двухярусным портиком.

Габриель Жак Анж (1698-1782)

Крупнейший архитектор Франции XVIII в. Один из основоположников неоклассицизма. Учился у своего отца, архитектора Жака Габриеля, и с 1718 г. - в Академии архитектуры в Париже. В 1728 г. стал смотрителем королевских построек, а в 1742 г. - «первым архитектором короля» и президентом Академии архитектуры. В течение тридцати лет занимался главным образом строительством и оформлением интерьеров королевских дворцов. В своих работах (реконструкция интерьеров дворца в Версале и перестройка его северного крыла, 1735-74; Военная школа в Париже; Французский павильон и Королевская опера в Версале) Габриель противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII в. и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, благородную простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки. Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон, построенный Габриелем в парке Версаля, по праву стал одним из самых замечательных произведений европейской архитектуры. Наиболее значительная работа Габриеля - площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже.

Он работал только по королевским заказам, поэтому его можно считать выразителем официального вкуса во французской архитектуре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадлежит в полной мере неоклассицизму, хотя, конечно же, в нём отразились новые веяния.

Военная школа была учреждена в XVIII в. для того, чтобы небогатые дворяне могли получить военное образование. В 1777 году это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, куда 1784 году поступил будущий Наполеон Бонапарт. Здание Военной школы было построено по проекту архитектора Жака Анжа Габриеля, комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

Наиболее значительным произведением Жака Анжа Габриеля в Париже стала площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия). Король решил устроить эту площадь в конце парка Тюильри, где был тогда огромный пустырь. В 1753 г. после конкурса, в котором участвовало множество архитекторов, окончательный выбор пал на проект Габриеля. Сооружали площадь вплоть до 1775 г.

В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окружённых зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга - набережная Сены. Лишь с северной стороны на площадь выходят здания дворцов. В центре располагалась конная статуя Людовика XV работы скульптора Эдма Бушардона. В годы Великой Французской революции (1789-1799 гг.) статую короля снесли. В 1793 г. в центре площади была установлена гильотина: здесь проходили казни. В 1836 г. место гильотины занял египетский обелиск, сохранившийся до наших дней. Этот обелиск высотой двадцать три метра, стоявший ранее в храме фараона Рамсеса II в Фивах, подарил Франции египетский паша Мехмет-Али. Позднее в торце улицы Рояль, проложенной между зданиями дворцов, была возведена церковь Мадлен (1806- 1842 гг.). Хотя она и не принадлежит к ансамблю площади, но включается в него так же, как здание Бурбонского дворца (1722-1727 гг., портик - 1804-1807 гг.; ныне Палата депутатов), расположенное на другом берегу Сены напротив церкви Мадлен. Ось между этими зданиями, перпендикулярная оси самой площади, завершает один из красивейших городских ансамблей в Европе.

В работах Жака Анжа Габриеля чувствуется наступление новой эпохи в истории архитектуры. Его творчество повлияло на всё последующее развитие французского неоклассицизма.

Королевская опера в Версале Габриэль 1769-1770. Крупнейший французский театр того времени (712 мест), Королевская опера была возведена Габриелем на основе старого здания XVII в. 16 мая 1770 г. Опера открылась праздничной постановкой в честь бракосочетания будущего короля Людовика XVI и австрийской принцессы Марии-Антуанетты. Во время Великой французской революции Опера была закрыта. В правление Луи-Филиппа внутренняя отделка здания была обновлена. В конце XIX в. в здании заседала Национальная ассамблея. В 1952-57 гг. Королевская опера была реставрирована и вновь открыта для представлений, которые проходят там по особым случаям.

Габриель Анж Жак

Габриель, Анж Жак (Gabriel, Ange-Jacque) (1698–1782), французский архитектор, один из основоположников классицизма 18 в.

Родился в Париже 23 октября 1698, учился у своего отца, архитектора Жака Габриеля, и с 1718 – в Академии архитектуры в Париже.

В 1728 он стал смотрителем королевских построек, а в 1742 – «первым архитектором короля» и президентом Академии архитектуры. В течение тридцати лет занимался главным образом строительством и оформлением интерьеров королевских дворцов. Среди наиболее крупных его работ: Оперный театр в Версале (1748–1770), реконструкция интерьеров и перестройка северного крыла Версальского дворца (1734–1774), Малый Трианон (1762–1764).

Габриель был автором проекта площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1754) и начал строить Военную школу, завершенную уже другими мастерами. Он выполнил несколько проектов украшения апартаментов Лувра, но, к сожалению, немногое из задуманного было осуществлено. Широкий размах замыслов, гармоничность и изящество пропорций построенных зданий и оформленных интерьеров дают основание назвать его крупнейшим архитектором Франции 18 в. Умер Габриель в Париже 4 января 1782.

Малый Трианон отличается четким деление фасада, который построен на основе сетки квадратов. площадь согласия отличается новыми приемами деления пространства: находящаяся между Елисейскими полями, Набережной Сены и Марсовым полем (?), она обладает "замкнутостью", которая достигнута с помощью устройства "сухих рвов". Композиционно площадь закрыта зданиями Военной школы (Эколь Маритим) и Королевским хранилищем мебели. Не сохранилась.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/

(1698-10-23 )

Биография

Габриель в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735-74; дворцовый театр , 1763-70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64), построенный Габриэлем в парке Версаля , знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриель в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751-75 годы.

Знаменитый французский писатель Марсель Пруст во втором томе(«Под сенью девушек в цвету ») романа «В поисках утраченного времени » писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро […] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази , 1740-1777.
  • Павильон Бютар, 1750 в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud ).
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760-1764, для Мадам Помпадур .
  • Малый Трианон в Версале , 1762-1768.
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже.
  • Северное крыло Лувра .
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк, Париж, 1775.
  • Биржевая площадь в Бордо , 1755: бывший королевский дворец с видом на Гаронну .

Напишите отзыв о статье "Габриель, Анж Жак"

Литература

  • Gromort G., Jacques-Ange Gabriel, sa vie, son oeuvre, P. 1933.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Габриель, Анж Жак

Это уже был настоящий Караффа. Фанатик-инквизитор, вдруг неожиданно обретший неограниченную власть. А может именно к этой власти он и шёл, все его долгие годы? Хотя для меня уже не имело значения, чего он желал. Я вдруг очень чётко поняла, что в любую секунду могла оказаться на месте моего доброго учителя, вися на том же самом жутком крюке... Если бы Караффа этого пожелал.
– Но, как же Бог?!.. Неужели Вы не боитесь даже Его?..
– Ну что Вы, Изидора! – хищно улыбнулся Караффа. – Бог простит мне всё, что творится во славу Его!
Это было сумасшествие. И моя хрупкая надежда, корчась, начала умирать...
– Подумали ли Вы над моим предложением, мадонна? Надеюсь, у Вас было достаточно времени, чтобы уяснить своё положение? И мне не понадобится следующий удар?..
У меня похолодело сердце – каким он будет, этот «следующий удар»?.. Но приходилось отвечать, и я не собиралась показывать ему, насколько сильно боялась.
– Если я не ошиблась, Вы предлагали мне Вашу дружбу, Ваше святейшество? Но дружба не много стоит, если её получают, вселяя страх. Я не желаю такой дружбы, даже если от этого придётся страдать. Я не боюсь боли. Намного страшнее, когда болит душа.
– Какое же Вы дитя, дорогая Изидора!.. – засмеялся Караффа, – Это, как книги – существует «страдание» и СТРАДАНИЕ. И я искренне советую Вам не пробовать второй вариант!
– Как бы там ни было – Вы не друг, Джованни. Вы даже не знаете, что несёт собой это слово... Я прекрасно понимаю, что нахожусь полностью в Ваших жестоких руках, и мне всё ровно, что будет происходить сейчас...
Я впервые нарочно назвала его по имени, желая обозлить. Я и правда была почти что ребёнком во всём, что касалось зла, и всё ещё не представляла, на что был по-настоящему способен этот хищный, но, к сожалению, очень умный человек.
– Ну что ж, Вы решили, мадонна. Пеняйте на себя.
Его слуга резко взял меня под руку и подтолкнул к узкому коридору. Я решила, что это конец, что именно сейчас Караффа отдаст меня палачам...
Мы спустились глубоко в низ, проходя множество маленьких, тяжёлых дверей, за которыми звучали крики и стоны, и я ещё сильнее уверилась в том, что, видимо, пришёл-таки наконец-то и мой час. Я не знала, насколько смогу выдержать пытку, и какой сильной она может быть. Мне никогда никто не доставлял физической боли, и было очень сложно судить, насколько я могу быть в этом сильна. Всю свою короткую жизнь я жила окружённой любовью родных и друзей, и даже не представляла, насколько злой и жестокой будет моя судьба... Я, как и множество моих друзей – ведуний и ведунов – не могла увидеть свою судьбу. Наверное, это было от нас закрыто, чтобы мы не пытались изменить свою жизнь. А возможно, ещё и потому, что мы так же, как все остальные, имели своим долгом прожить то, что нам было суждено, не пытаясь уйти раньше, видя какой-нибудь ужас, предназначенный почему-то нашей суровой судьбой...
И вот пришёл день, когда у меня не оставалось выбора. Вернее, выбор был. И я выбрала это сама. Теперь оставалось лишь выдержать то, что предстоит, и каким-то образом выстоять, сумев не сломаться...
Караффа наконец-то остановился перед одной из дверей, и мы вошли. Холодный, леденящий душу ужас сковал меня с головы до ног!.. Это был настоящий Ад, если такой мог существовать на Земле! Это торжествовало зверство, не поддающееся пониманию нормального человека... У меня почти что остановилось сердце.

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667- 1742), был придворным архитекто­ром короля. В 1741 г. сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитекту­ры. Он работал только по королев­ским заказам, поэтому его можно считать выразителем официально­го вкуса во французской архитекту­ре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадле­жит в полной мере неоклассицизму,

*Портик (от лат. - porticus) - галерея, образованная колоннами или столбами, как правило, перед входом в здание, с фронтоном (треугольным завершением, образованным скатами крыши и карнизом) или аттиком (стенкой над карнизом, украшенной скульптурой или надписями).

МАЛЫЙ ТРИАНОН

Людовик XV (1715-1774 гг.) и его фаворитка маркиза де Пом­падур были страстно увлечены ботаникой. Король решил соору­дить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи. Возвести здесь изящное здание, которое назвали Малым Трианоном (слово «трианон» обо­значало тогда место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких друзей), было поручено Жаку Анжу Габриелю. Ра­боты продолжались с 1762 по 1764 г., а интерьеры были завер­шены лишь в 1768 г.

Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это ско­рее особняк, вынесенный на природу. Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый - по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плос­кими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных стол­бов, имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба.

К главному фасаду ведёт подъездная аллея. Правый и задний фасады выходят в английский пейзажный парк - один из немногих во Франции. К левому фасаду примыкает французский регулярный парк (как бы уменьшенная модель Версальского пар­ка), в конце которого расположен Французский павильон, также построенный Габриелем.

Версаль (Versailles). Часть 34. / Малый Трианон, часть 1.

Малый Трианон - небольшой дворец (фр. château), расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем (фр. Ange-Jacques Gabriel) по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762-1768 годах.


Малый Трианон находится примерно в 2 км к северо-западу от Версальского дворца. Изначально там располагался королевский ботанический сад, созданный Клодом Ришаром.


Vue du château du Petit Trianon prise depuis le jardin anglais sous Louis-Philippe de Guérard Charles Jean



Vue du château du Petit Trianon de Bourgeois du Castelet (dit), Bourgeois Florent Fidèle Constant



Vue du jeu de bague chinois de Trianon par Claude-Louis Châtelet (1753-1795)



Парк на плане конца XVIII века


В 1749 году по приказу Людовика XV архитектор А.-Ж. Габриэль построил так называемый зверинец (ménagerie), куда поместили различных животных, которые часто использовались для выведения новых пород. По соседству находились и другие хозяйственные службы – хлев, курятник, голубятня, молочная ферма.


Франсуа-Юбер Друэ. Людовик XV (1710-1774), король Франции и Наварры


Идея постройки небольшого дворца на территории ботанического сада принадлежала фаворитке Людовика XV маркизе де Помпадур .


Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour


Здание возводилось на протяжении шести лет с 1762 по 1768 год по проекту А.-Ж. Габриэля. Мадам де Помпадур скончалась в 1764 году, не успев увидеть дворец в законченном виде. Вместе с королем Малый Трианон открывала его новая фаворитка графиня Дюбарри .


Élisabeth Vigée Le Brun. Madame Du Barry


В облике дворца нашел отражение архитектурный стиль, получивший название «палладианство» в честь итальянского архитектора Андреа Палладио, который возродил к жизни принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Древнего Рима с ее следованием симметрии и учетом перспективы.



В итоге Малый Трианон стал блестящим образцом перехода от помпезного стиля рококо к сдержанному и лаконичному неоклассицизму.



Все четыре фасада сравнительно небольшого, квадратного в плане двухэтажного строения выполнены по единой композиционной схеме с акцентом посередине – портиком коринфского ордера, который покоится на четырех опорах. Со стороны сада к зданию примыкает терраса. По периметру дворцовой крыши проходит балюстрада.



Вступив на престол в 1774 году, Людовик XVI подарил Малый Трианон королеве Марии-Антуанетте .




Антуан-Франсуа Калле. Людовик XVI (1754-1793), король Франции и Наварры



Жозеф Дюкре. Мария-Антуанетта Лоррен-Габсбург


Вход в королевские апартаменты, куда ведет великолепная лестница с коваными перилами, расположен со стороны западного, парадного, фасада. Покои королевы находились на первом этаже, покои короля и гостевые комнаты – на втором, а на цокольном этаже помещались различные служебные помещения.




Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.


Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d"Autriche, reine de France (1755-1793) de Ducreux Joseph



Portrait de la reine Marie-Antoinette de ,D"après Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d’Autriche, reine de France (1755-1795) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Gautier d"Agoty Jean-Baptiste-André



Reine Marie-Antoinette assise, en manteau bleu et robe blanche, tenant un livre à la main de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, reine de France et ses enfants de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise (atelier de)



Portrait de Marie-Antoinette



Marie-Antoinette de Janinet Jean François


Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

На первом этаже представлены духовая печь и плита, а также зал со столовым серебром и посудой, которой пользовалась Мария-Антуанетта.


Кухня



Зал со толовым серебром и посудой


Комната охраны, сейчас здесь экспозиция, посвященная Марии-Антуанетте.


Il Parnasso Confuso - Johann Georg Weikert, 1778



Marie Antoinette and her brothers, 1765, by Johann Georg Weikert


Гостиная с любимым развлечением Марии-Антуанетты – бильярдом.


Marie-Antoinette d"Autriche, reine de France (1755-1793), en robe à paniers vers 1785 de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Portrait of the Royal Family of France, circa 1782