Open
Close

Город с замком сфорца сканворд. Миланский кремль - замок сфорца. Музеи в замке

О замке

Castello Sforzesco территориально расположен в поселение Виджевано, пригороде Милана. Замок был построен как резиденция герцогов династии Сфорца в Милане.

Этот замок - одно из самых известных мест не только в Италии, но, и далеко за её пределами. История замка Сфорца полна драматических событий, так же, как и история мест, где он расположен. По сути, Castello Sforzesco – исторический символ власти в руках князей. Лишь, в начале 20 века замок стал играть особую роль в культурном наследие Италии.

Своё название замок получил в честь Франческо Сфорца. Именно благодаря его стараниям, в 1450 году замок Сфорца стал резиденцией герцогов. Однако, к тому моменту, Castello Sforzesco уже был возведён. Начало его строительства относится ко второй половине 13 века, временам правления Галеаццо II.

Многие посетители отмечают внешнее сходство замка Сфорца с московским Кремлём. Дело здесь в том, что миланские архитекторы, выполнявшие проектные работы при строительстве Кремля, взяли за основу облик Castello Sforzesco. Особенно ярко сходство прослеживается в форме башен и «коронной» окантовке на стенах. Центральное строения замка – башню Филарете - спроектировал архитектор Антонио Филарете. Параллельно со строительными работами, замок «оживал», благодаря наполнению элементами декора и интерьера. Прошло совсем немного времени, и, Castello Sforzesco стал самым роскошным замком на территории Северной Италии. Наиболее яркие периоды в оформление замка были отмечены во времена правления Людовика иль Моро, когда к работе были привлечены известные личности эпохи - Леонардо и Браманте.

Кастелло Сфорцеско, во всем своём облике, преисполнен величия и торжества. Основной стиль архитектурного исполнения – готический. Центральный элемент фасада замка – башня Филарете, по обе стороны от которой располагаются две цилиндрические зубчатые башни. Стены башен украшены щитами с фамильными гербами Висконти и Сфорца. В том же стиле оформлены боковые стороны и задний фасад замка. Большую часть стен, выполненных из обожжённого кирпича, занимают окна с большими кирпичными карнизами. Две боковые башни - Фалконьера и Кастеллана (дель Тезоро), выполнены в форме квадратных столпов. Справа, от центральной части, над широким рвом, расположен мост, который соединяет строения замка с лоджиями, где находились комнаты Людовика иль Моро.

Историческая справка

За время своего существования, замок на раз подвергался реставрации. Так случилось и после того, как в 1447 году, устав от постоянных репрессий и тирании правителя Висконти, народ Милана ополчился против воинственного правителя, и, создал протестантскую Амброзианскую республику. Было принято решение свергнуть Висконти и уничтожить замок Сфорца. Большая часть строений Castello Sforzesco была полностью разрушена. Камни, которые захватчики собирали на руинах замка, использовали для восстановления старых городских стен Милана.

Когда к власти пришёл Франческо Сфорца, то, он решил не просто восстановить замок, но, и сделать его главной достопримечательностью города, а так же, символом защиты Милана от возможных внешних врагов. Для реализации своих планов, Франческо Сфорца созвал лучших архитекторов и инженеров: Джованни да Милано, Якопо да Кортона и Марколеоне да Ногароло.

Франческо Сфорца приказал, чтобы, в конечном итоге, его роскошная резиденция не имела ничего общего со старой крепостью, построенной во времена правления Филиппо Мария Висконти.

Чтобы завершить строительство замка, Франческо Сфорца даже попросил разрешения Папы Римского снести старую церковь ("Кьеза дель Кармине"), которая находилась в районе, где строился замок. Однако, когда, в 1452 году, резиденция Сфорца была готова, замок так и не стал постоянным местом жительства для коронованных персон. В одной из цилиндрических башен жили лучники, охранявшие покой замка, и некоторые несчастные, заключенные в подземелья башни, продолжали оставаться в заточение. В те годы, было принято решение построить вокруг замка высокую стену, которая бы защищала жителей от нашествий диких животных, приходивших из окрестностей Варезе, Сеприо и озера Комо. Позднее, Франческо Сфорца и Бьянка Мария так и не переехали в замок. В Милане, они предпочитали жить в старом дворце Аренго, посещая Сфорца во время проведения торжественных приёмов.

Часовня
Так же, на территории замка Сфорца, в 1473 году, была возведена часовня - Корте Дукале. Оформлена часовня фресками - творением рук таких известных художников, как Бонифачо Бембо, Джьякомино Висмара и Стефано Федели, чьи имена упоминаются в некоторых документах, которые, до сих пор, хранятся в архивах. Изысканная и роскошная часовня Корте Дукале принимала в своих стенах самых известных хористов, приезжавших на службы из разных стран.

Восстановления замка Кастелло Сфорцеско, как исторической ценности, началось в 1833 году под руководством миланского архитектора Луки Бельтрами. Архитектор предложил, своего рода, "филологическое" восстановление, основанное на информации из графических и литературных источников, хранящихся в архивах.

Во время проведения крупных исторических выставок, организовывались различные сборы на восстановление замка. В итоге, было собрано более 4 000 000 лир. Реконструкция велась с 1895 по 1897 годы.

В мае 1900 года на территории замка были открыты музеи искусства и археологии. Именно тогда, посещение замка стало доступно всем желающим. Однако, во время бомбардировок, в августе 1943 года, строения замка были серьёзно повреждены. Позднее, замок Сфорца, вновь, реконструировали и сегодня, когда Кастелло Сфорцеско полностью восстановлен, он представляет собой один из самых интересных и развлекательных центров искусства в Милане.

В наши дни

В настоящее время, в замке базируются стразу несколько музеев: музей древнего Египта, доисторический музей, музей посуды и музыкальных инструментов, а так же, музеи другой тематики.

Интерес ценителей искусства привлекают работы известных художников: Корреджо и Понтормо, Мантеньи, Джованни Беллини, Филиппино Липпи.

Представлена, так же, «Пьета Ронданини» - незаконченная скульптура – последняя из работ Микеланджело.

Информация для туристов

Замок
Режим работы:
ежедневно с 7.00 до 18.00 (в зимнее время); с 7.00 до 19.00 (в летнее время).
Вход бесплатный (за исключением музеев замка).

Музей
Режим работы:
со вторника по воскресенье с 9.00 до 17.30 (касса работает до 17.00).
Музей не работает: 25 декабря, 1 января, 1 мая, в День Пасхи.

Стоимость экскурсии:
Стоимость для взрослых: €3
Стоимость льготного билета (для муниципальных служащих, студентов, для лиц, старше 65 лет) – €1.5
Бесплатный вход для детей до 18 лет.

Продолжая наш разговор о сходствах и различиях между двумя так, непохожими - как лед и пламя - странами как Россия и Италия, нельзя не упомянуть знаменитый Castello Sforzesco в Милане и Московский Кремл ь.

А вот, как раз и они: заснеженный Московский Кремль и смотрящий в небесную голубизну Замок Сфорца (Castello Sforzesco)
Троицкая башня и Главный вход в замок Сфорца

Оказывается, облик Замка Сфорца (как, кстати, и замок Скалигеров в Вероне) был использован при строительстве Московского Кремля в качестве образца. Во второй половине XV века Кремль как раз перестраивался: в Москву были приглашены итальянские зодчие, которые и придали "сердцу России" его современный вид.


Спасская башня и Главный вход в замок Сфорца

Центральная башня миланского замка (torre del Filarete, Башня Филарете) была спроектирована Antonio di Pietro Averlino (или Averulino, по прозвищу Филарете). А соратником Антонио Филарете в Милане долгое время был Аристотель Фиораванти (Aristotele Fioravanti), автор Успенского Собора Московского Кремля. София Палеолог, супруга Ивана III, тогда лично просила герцога Милана Galeazzo Maria Sforza и супругу Аристотеля отпустить в далекую Россию этого талантливого вассала и мужа.

Большинство башен Московского Кремля , а также Грановитая палата, были построены соотечественниками Аристотеля Фиораванти (так, кстати, и умершего в Москве, так и не добившись, несмотря на многочисленные прошения, разрешения вернуться на родину) - итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари (Pietro Antonio Solari) и Марко Руффо (Marco Ruffo), до этого работавших также в Милане. Марко Руффо - на Руси именуемый Марк Фрязин (то есть, иностранец) - построил Москворецкую, Спасскую и Никольскую башни Московского Кремля, в то время как Пьетро Антонио Солари - Константино-Еленинскую, Боровицкую, Арсенальную. Стоит ли говорить, и этим уроженцам Италии так и не было суждено вернуться на родину: еще бы, станет ли царь такими мастерами разбрасываться! Кроме перечисленных имен, Московский Кремль возводили еще многие выписанные из Италии архитекторы...

Обратите внимания на зубцы стен Московского Кремля: знаете ли вы, что это - так называемые зубцы гибеллинов? Целых 3 века - с XII по XV - Италию раздирала на части война между приверженцами папы (гвельфами) и сторонниками Германского императора (гибеллинами). Замки гвельфов и гибеллинов различались по форме зубцов (мерлонов) на крепостных стенах: зубцы в форме ласточкиного хвоста (напоминающий взмах крыльев орла на императорском гербе) означали, что замок принадлежит гибеллинам, а квадратные или прямоугольные зубцы, похожие по форме головной убор Папы, предпочитали гвельфы. (Считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом).

Итальянские архитекторы мудро рассудили, что на православной Руси "папские" символы смотреться будут неуместно, и поэтому сейчас стены Московского Кремля украшаю зубцы в форме ласточкиного гнезда, так полюбившиеся впоследствии и русским зодчим.


Похожи, не правда ли?

Русский Гжель и итальянская керамика Дерута - история славного гончарного ремесла идет "ноздря в ноздрю".

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России. Первые летописные упоминания об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты (XIII век). Из добываемых здесь глин можно было изготовлять все, начиная с фарфора, кончая кирпичами. Еще Михаил Ломоносов восхищался необычными свойствами местных глин: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

Начало производства керамики в Деруте (регион Умбрия) официально задокументировано в архивах собора Перуджи в XIII веке, хотя некоторые историки полагают, что на самом-то деле первые изделия начали делать по крайней мере веком раньше.

Да, и расписывают посуду, что в Италии, что в России на похожие темы: мифологические и сказочные персонажи, сцены охоты, изображения животных, птиц и цветов, геометрические узоры.

И в России, и в Италии в XVIII веке производство знаменитой расписной керамики идет на спад: постепенный в России, и резкий - в Италии.

И если в начале XVIII века к Гжели приходит слава одного из крупнейших районов по (ручному!) производству художественной майолики с причудливой лепкой и многоцветной росписью, то уже к концу века с началом импорта в Россию дешевого английского фарфора с печатным (!) рисунком Гжель теряет былую популярность. Гжельские мастера начинают производить полуфаянс, и он постепенно вытесняет майолику. Меняется и сама роспись: вместо многоцветных узоров отдается предпочтение кобальту. К середине XIX века Гжельские фабрики переходят на производство фаянса, да так успешно, что продукция идет на экспорт, а изделия некоторые фабрик конкурируют с такими "гигантами", как мейсенский фарфор (Meissen). К закату XIX века со свеобщей индустриализацией и переходом на массовое промышленное производство популярность фабричного, но во многом так и оставшегося ремесленным, Гжеля падает.

Вот и в Италии, пройдя через расцвет Ренесссанса, оказавшего влияние и на керамическое производство в Деруте, ко второй половине XVIII века в Деруте остаются лишь 5 фабрик: чтобы выжить они полностью переходят на производство посуды и кухонной утвари, оставив в прошлом шедевры, которые до сих пор украшают пол в церкви Св. Франциска (S.Francesco), святилище Madonna dei Bagni.

Только в Италии цветная керамика меньше останется в забытье: здесь они нас обставили. Уже с самом начале XX века благодаря школе по росписи керамики и музея керамики, основанного юристом Франческо Бриганти (Francesco Briganti), изделия из Деруты снова становятся популярными. Сейчас в Деруте работает более двухсот фабрик, производящих 32% итальянской керамики.

В России же народный промысел начал потихоньку возрождаться только после Второй Мировой Войны благодаря усилиям А.Б. Салтыкова и художницы Бессарабовой. В 70-80 годы начинается период восстановления Гжели. Создается объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России. Сейчас Гжель - такой же узнаваемый в мире символ народного искусства Рссии, как павлопосадские платки, изделия из хохломы и знаменитые матрешки.

Именно о матрешках - в России и в мире - и пойдет речь в следующий раз.

Замок Сфорцеско (Кастелло-Сфорцеско) был возведен в середине XIV века по указанию Галеаццо II Висконти, правившего в то время в Милане. После смерти последнего из Висконти, не оставившего наследника мужского пола, вспыхнуло восстание, в результате которого установилась Амброзианская республика, а замок был разрушен. Республика просуществовала недолго, в итоге власть захватил Франческо Сфорца, зять последнего из Висконти. Он объявил себя герцогом Милана и вновь отстроил замок, который теперь носит его имя.

Центральная башня крепости была спроектирована архитектором Антонио Филарете, в честь которого ее и назвали. К украшению замка представители династии Сфорца, правившие здесь до начала XVI века, привлекали лучших мастеров, в том числе и Леонардо да Винчи, который расписал своими фресками несколько комнат. Правда, до наших дней они не дошли.

После начала Итальянских войн замок занял французский король Людовик XII. Однако при его приемнике грозная крепость пришла в запустение. В 1521-м из-за удара молнии взорвался пороховой склад, расположенный в башне Филарете. Позднее, при испанцах, в замке разместили солдатский гарнизон, а вокруг старых стен крепости выросли новые укрепления в виде шестиконечной звезды. После падения герцогской власти и прихода французских войск в 1799 году перед замком по приказу Наполеона разбили просторную площадь. Масштабная реконструкция крепости, в рамках которой был восстановлен ров, была проведена в 1833 году архитектором Лукой Бельтрами, а в начале XX века по старинным чертежам была восстановлена и разрушенная взрывом башня Филарете.

Сейчас замок открыт для посещения: туристы могут гулять по его территории и крепостным стенам. Главный вход расположен под центральной башней с часами. Кроме того, в замке работают семь любопытных музеев. Это Пинакотека, в которой хранятся картины Тициана, Каналетто, Тьеполо, Тинторетто и других великих итальянских живописцев, Музей древнего искусства, где можно увидеть последнюю незаконченную скульптуру Микеланджело "Пьета Ронданини", Музей музыкальных инструментов, Египетский музей, доисторическая коллекция Археологического музея Милана, коллекция прикладного искусства, Музей антикварной мебели и деревянной скульптуры, а также коллекция гравюр Ачилле Бертарелли.




Время работы: замок открыт ежедневно с 7:00 до 18:00 зимой, с 7:00 до 19:00 летом. Музеи замка открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30, кассы музеев открыты до 17:00. Музеи не работают по понедельникам, а также в праздничные дни: 25 декабря, 1 января, 1 мая и в Пасхальный понедельник. Стоимость билетов: вход в замок бесплатный. Посещение музеев для взрослого посетителя стоит 3 евро; для студентов и пенсионеров старше 65 лет - 1,5 евро. Право на бесплатный вход имеют посетители до 25 лет, журналисты, инвалиды с сопровождающими лицами, работники музеев, члены аккредитованных объединений.
Бесплатный вход в музеи осуществляется по пятницам, с 14:00 до 17:30, в остальные дни с 16:30 до 17:30. Также можно приобрести абонемент. Стоимость посещения на три дня составляет 7 евро (3,5 евро для льготных категорий), на месяц - 8 евро (4 евро для льготных категорий), сезонный абонемент - 25 евро (12,5 евро для льготных категорий). Адрес: Castello Sforzesco, Piazza Castello, 20121, Milano, Italia. www.

Внутреннюю башню построили при Галеаццо II Висконти в 1358-1368 гг. Она защищала входные ворота Порта Джовия. В XIV-XV веках замок был расширен. Он стал четырёхугольным в плане с четырьмя угловыми башнями. Постройкой руководил Франческо Сфорца (1450-1466 гг.). После его смерти крепость стала пышной резиденцией. Над её главными объектами – Оружейной площадью, Герцогским двором и Слоновьим портиком, цитаделью Рокетта и мостом Понтичелла работали лучшие художники и архитекторы, включая Леонардо и Браманте.

Кастелло Сфорцеско © pisaphotography / Shutterstock.com

Но замок сегодня – это не только памятник прошлого, но и важный культурный центр, где находится миланская Пинакотека и Городские музеи с коллекциями художественных произведений.

Башня Филарете

Башня Филарете в Кастелло Сфорцеско / passipermilano.com

В этой башне находится главный вход в замок. Сегодня это главный символ Милана. Она была построена заново в 1905 году и посвящена Умберто I Савойскому, убитому несколькими годами ранее.

Оригинальная башня была разрушена в 1521 году в результате пожара на пороховом складе. Над ней работали инженеры и архитекторы разных эпох, включая Филарете и, возможно, Браманте.

При исторической реконструкции башни инженер Бельтрами пользовался сохранившимся периметром стен, архивными документами, иконографическими свидетельствами, примерами замков Кузаго и Видженьяно.

Пинакотека

© Wikimedia Commons

Городская пинакотека находится на втором этаже Герцогского двора (Корте Дукале) замка Сфорца. Подобно пинакотеке Брера и Амброзианской пинакотеке в ней содержится великое художественное наследие города. 1500 выставленных картин позволяют совершить художественное путешествие в искусство разных периодов, от ломбардской поздней готики до эпохи Возрождения (картины Фоппы, Бергоньоне и Брамантино), полюбоваться знаменитыми произведениями Андреа Мантеньи и Антонелло да Мессина.

Резервуар пресной воды

Внутри северной и южной круглых башен замка сохранились резервуары пресной воды, игравшие важную роль в водоснабжении Милана в начале XX века. Установкой и наладкой резервуаров занимался архитектор Лука Бельтрами, которому поручили восстановительные работы в замке.

Первый резервуар был спроектирован и размещён в восточной башне, справа, если смотреть на главный вход. Он был металлическим и служил регулятором давления в системе водоснабжения. Второй резервуар поместили в южной башне десять лет спустя. Тогда его железобетонная конструкция считалась смелым и инновационным решением.

Осевой зал

Сала делле Ассе, или Осевой зал, примечателен тем, что над ним работал Леонардо в период правления Сфорца. Он входит в маршрут Музея старинного искусства замка и открыт для посещения со вторника по субботу с 9:00 до 19:30 (в четверг до 22:30). Предварительное бронирование не требуется. Стоимость входного билета 5 евро, льготного – 3,50.

Во время проведения ЭКСПО-2015 реставрационные р аботы будут приостановлены для беспрепятственного посещения зала. На стены и потолок будут проектироваться изображения и голограммы высокого разрешения.

Испанский госпиталь — Новый музей «Пьета Ронданини»

Пьета Ронданини работы Микеланджело / tgcom24.mediaset.it

Старый госпиталь раньше никогда не был открыт для публики. Он был построен в середине XVI века для испанского гарнизона замка Сфорца. А сейчас в нём экспонируется последняя статуя Микеланджело.

Последняя работа мастера, «Пьета Ронданини», осталась незавершённой. Но драматизм композиции поражает: из мрамора проступают фигуры Христа и Девы Марии, оплакивающей своего мёртвого сына. Эта работа считается духовным завещанием великого скульптора, работавшего над статуей вплоть до последних дней своей жизни. Незавершённую статую нашли в его римской квартире, а затем её следы затерялись, пока она не нашлась в доме маркиза Джузеппе Ронданини, рафинированного римского коллекционера предметов искусств. После серии перепродаж она, наконец, оказалась в специально для неё предназначенном зале замка Сфорца.

Изначально замок Сфорца был построен герцогом Галеаццо Висконти - представителем могущественной династии, которая правила более ста лет. Крепость появилась в первой половине 14-го века, однако уже к середине этого столетия герцог потерял свое влияние, в городе произошло восстание, и с началом Амброзианской республики герцогские владения разрушили толпы горожан.

Однако республика продержалась недолго, и в 1450 году к власти пришел Франческо Сфорца, который занялся восстановлением крепости. Он полностью отстроил фамильную резиденцию, сделав ее еще более неприступной, возвел надежные крепостные стены и высокие башни, включая знаменитую башню Филарете. Его сын Галеаццо продолжил дело отца и пригласил для реконструкции замка известного архитектора Бенедетто Феррини, который построил два внутренних дворика.

Следующий владелец, Людовико Сфорца, решил, что зданию не хватает изящества, и пригласил для отделки лучших итальянских мастеров. Именно тогда здесь появились фрески Леонардо да Винчи, которые, к сожалению, практически не сохранились до наших дней. Но на этом период процветания Кастелло Сфорцеско закончился. С началом Итальянских войн герцог удалился в изгнание, а в замок Сфорца въехал Людовик XII.

И французскому королю, и пришедшему ему на смену испанскому наместнику на этой территории требовался не изящный светский дворец, а военное укрепление, поэтому бальные залы быстро превратились в казармы для солдат. В это время башню Филарете превратили в пороховой склад, и случайный разряд молнии в 1521 году спровоцировал мощный взрыв. В результате башня была практически полностью разрушена.

Когда же в город вернулись французы под предводительством Наполеона, часть миланцев подала императору прошение об уничтожении замка Сфорца, как напоминания о герцогском владычестве. К счастью, Наполеон решил иначе - он не стал разрушать крепость, а напротив - частично восстановил ее и заложил перед входом красивую площадь. Впрочем, весомая часть Кастелло Сфорцеско по-прежнему эксплуатировалась в качестве казармы.

После падения Наполеона в 1815 году замок заняли австрийцы, и следующие несколько лет он то укреплялся, то, напротив, терпел разрушения в ходе противостояния Милана австрийской армии. Особо разрушительным выдался 1859 год, когда австрийцы оставили город, и крепость была разграблена.

Новый виток в истории Кастелло Сфорцеско начался с объединения в 1861 году. Он был признан памятником архитектуры и в этом качестве активно восстанавливался. Так, были отстроены заново угловые башни крепостной стены, а в 1900 году по сохранившимся описаниям восстановили башню Филарете. Огромную роль в воссоздании былого облика замка Сфорца сыграл архитектор Лука Бельтрами, который руководил процессом, опираясь на исторические документы. Уже в начале 20-го века Кастелло Сфорцеско открыли для посещения как туристический объект.


Реставрация после ВМВ

С началом Второй мировой войны в истории замка Сфорца наступил еще один сложный период - в 1943 году в результате бомбардировки пострадал один из внутренних двориков, была разрушена часть крепостных стен. После окончания военных действий архитектурный памятник начали восстанавливать, но процесс оказался долгим и продлился до 1956 года. Было важно не только отстроить заново стены, но и воссоздать с исторической точностью внутреннюю отделку, реставрировать пострадавшие фрески. Однако миланцы справились с этой задачей - замок Сфорца в который раз вернул себе красоту и величие.


Замок в наши дни

Сегодня грандиозный Кастелло Сфорцеско выглядит столь же роскошно, как в давние времена своего расцвета. Пусть бывший ров уже давно порос травой, но четыре угловые башни все так же мощно выступают из стен. Полностью восстановлена и въездная башня Филарете, на верхушке которой отбивают время замковые часы «Солнце правосудия» - они здесь установлены в память о первом владельце герцоге Висконти.


Пройдя через арочный проем башни, можно попасть на внутреннюю площадь замка Сфорца - Piazza delle Armi (Пьяцца дель Арми). Отсюда через еще одни крепостные ворота лежит путь вглубь замковых сооружений, к двум внутренним дворикам: справа будет Корте Дукале, а слева Рочетта. Во времена восстаний и войн двор Рочетта был самым безопасным уголком крепости. Что же касается Корте Дукале, он носит еще и название Герцогского дворика, поскольку именно здесь некогда располагались комнаты герцога.

Музеи замка Сфорца

Сегодня внутри башен и других строений Кастелло Сфорцеско находится несколько музеев. Здесь есть Археологический музей с коллекцией экспонатов доисторических времен, Египетский музей с настоящими мумиями, Музей античной мебели. В художественной галерее находятся полотна итальянских художников эпох Ренессанса и Рококо: Андреа Мантенья, Джованни Тьеполо и Джованни Каналя (Каналетто), знаменитого Тициана Вечеллио и других.

Из наиболее ярких экспонатов замка также можно выделить два надгробья, выполненные итальянскими скульпторами 14-го и 16-го веков Бонино ди Кампьоне и Агостино Бусти. Здесь же находится последняя работа великого Микеланджело - незавершенная «Пьета Ронданини», статуя Богоматери с телом Христа на руках. Мастер работал над ней еще за 6 дней до смерти, однако так и не успел закончить.

В зале delle Asse, что расположен в башне Falconieri, можно увидеть следы творчества другого гения Италии - здесь сохранились фрески Леонардо да Винчи. Отделка этого зала представляет собой одну из двух работ Леонардо для замка Сфорца, сохранившихся до наших дней (второй является садовая пергола). Эта башня выходит во дворик Корте Дукале, а в постройках другого дворика Рочетта находится музей прикладного искусства и музыкальных инструментов. Они хранят в себе экспонаты, начиная с эпохи Средневековья.

Подземные тоннели

Как и положено настоящей старинной крепости, замок Сфорца имеет развитую сеть подземных ходов. Известно, что весомая часть из них была построена в то время, когда здесь жил Людовико Сфорца - герцог хотел получить возможность в любой момент покинуть свою резиденцию. Согласно легенде, по одному из длинных тоннелей можно было выйти за пределы крепостных стен и добраться до монастыря Санта-Мария-делла-Грация. Так это или нет - сейчас проверить уже невозможно, поскольку тоннель разрушен.

После подземную сеть расширили испанские захватчики. Переделывая замок в военный гарнизон, они уделяли большое внимание тайным ходам из крепости, восстанавливали старые коридоры и создавали новые. Некоторые подземелья хорошо сохранились, и сегодня один из тоннелей открыт для посетителей - это Strada Coperta delle Ghirlanda. Он проходит вокруг крепости под парком Семпионе.

Как добраться

Замок Сфорца находится практически в центре города - даже без карты сюда можно за 5-10 минут дойти пешком от Миланского собора Дуомо.

Точный адрес: Piazza Castello, 20121 Milano

    Вариант 1

    Метро: по ветке ММ1 или ММ2 до станции «Cadorna Triennale».

    Вариант 2

    Автобус: маршруты № 61, 94, 58, 50 до остановки «Cadorna».

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 57 до остановки «Lanza».

    Вариант 4

    Трамвай: маршруты № 1 и 4 до остановки «Cairoli».

    Вариант 5

    Трамвай: маршруты № 2, 12 и 14 до остановки «Via Cusani».

Замок Сфорца на карте

Достопримечательности вокруг замка

Парк Семпионе

Если от ворот замка в башне Филарете пройти по всей его территории насквозь, можно попасть в расположенный рядом парк Семпионе. Он очень популярен как у туристов, так и у жителей Милана, которые часто приходят сюда прогуляться или устроить пикник на траве. Этот парк был основан еще в 1893 году, и с тех пор является излюбленным местом для отдыха у миланцев.

Арка мира

Основной достопримечательностью парка Семпионе стоит назвать Арку мира, установленную в начале 19-го века Наполеоном. Это величественное сооружение было заложено в 1807 году, когда, воодушевленный победой на Апеннинском полуострове, император решил построить в Милане нечто подобное парижской Триумфальной арке. Кстати, считается, что Арка мира расположена на одной прямой со своей французской сестрой.

Изначально Наполеон планировал сделать эту новую постройку негласными воротами Милана и торжественно въехать через нее в город. Но этим планам не суждено было сбыться - строительство пришлось заморозить после того, как французы покинули Италию. Однако арка у замка Сфорца все же была завершена и сейчас является еще одной точкой притяжения для туристов и популярным местом для фото.

Первым архитектором, разработавшим проект арки, был Луиджи Каньона, но он не дожил до окончания строительства. После ухода Наполеона работы продолжились лишь в 1826 году под руководством Франческо Лондонио и Франческо Певерелли. Авторами скульптур на ее вершине стали Санджорджо (Сестига мира) и Дж. Путти (четыре богини Виктории).

Интересно, что, согласно первому проекту, арка в парке у замка должна была прославлять победы Наполеона, однако после его падения пришлось внести коррективы. И тогда был разработан второй проект - аллегорическое панно, отображающее изгнание французов. Свое же название Арка мира получила в честь Венского конгресса 1815 года, где были восстановлены границы европейских государств, разрушенные завоеваниями Наполеона.


Фонтан на площади Кастелло

Площадь перед замком Сфорца украшает большой фонтан, который миланцы называют «Свадебным тортом». Он действительно напоминает своей формой торт, однако дело не только в этом - считается, что фонтан осуществляет романтичные желания, если бросить в него монетку. Может быть, поэтому здесь часто делают фото влюбленные.

У этой достопримечательности непростая история. Появившись в 30-х годах 20-го века, фонтан проработал не так уж долго - во время Второй мировой войны его пришлось выключить. После он снова был запущен, но при строительстве линии метро оказалось, что именно здесь должна располагаться станция Каироли. И снова фонтан выключили и разобрали. От неправильного хранения его детали испортились, многие из них нужно было изготавливать заново, но в 2000 году «Свадебный торт» наконец-то снова украсил собой площадь Кастелло.

Экскурсии

Круглый год в замке Сфорца открываются тематические выставки, посвященные истории тех или иных его достопримечательностей. Среди них есть и детские туры для посетителей 4-11 лет - они включают мастер-классы, творческие семинары и образовательную программу, изложенную в понятной для детей форме. Также специальные семейные мероприятия ежегодно проводятся в честь Пасхи, Рождества, Хэллоуина и других крупных праздников.

Каждые выходные в замке Сфорца проходят экскурсии в подземные тоннели и на верхние галереи крепостных стен. Прогулка по зубчатым стенам от башни к башне позволяет взглянуть на крепость и на ее окрестности с высоты, а также узнать военную историю этих мест. Подземелья же открывают посетителям тайную жизнь замка, его скрытые от глаз проходы и ловушки. Правда, этот тур подойдет лишь тем, кто не страдает клаустрофобией, а кроме того, к нему не допускаются дети младше 10 лет.

Многочисленные экскурсионные бюро предлагают, помимо обычных, костюмированные экскурсии. В этих случаях посетителям рассказывает об истории крепости сам Леонардо да Винчи или Изабелла Арагонская - супруга одного из герцогов Сфорца.


Часы работы и цена входа

Часы работы:

  • Крепости - с 07:00 до 19:30;
  • Музеев — с 09:00 до 17:30.

В зимнее время замок закрывается для посещения на час раньше. В музеи же последние посетители запускаются не позже 17:00.

Стоимость билетов:

  • Взрослый - 5 евро (~367 руб. ) ;
  • Льготный - 3 евро (~220 руб. ) .

Также можно взять единый билет для всех музеев, который стоит 12 евро (~880 руб. ) и действителен в течение 3-х дней.

Проход на территорию замка в рабочие дни совершенно бесплатный для всех желающих. Оплата взимается только за посещение расположенных внутри крепости музеев. Но и в них можно пройти бесплатно каждый вторник после 14:00 и в любой другой день за час до закрытия.

Перед визитом уточняйте информацию на .


Замок Сфорца на протяжении веков остается одним из самых значимых, самых важных строений Милана. С ним связаны ключевые моменты истории города, его поражения и победы. За много лет крепость несколько раз умирала и, словно Феникс, возрождалась к жизни. Сегодня ее строгая, суровая красота напоминает о былой мощи и создает уникальную атмосферу ожившего прошлого Италии.

Рекомендуем выбрать удобную обувь и посвятить прогулкам по замку целый день, посетив все его музеи. А если устанете, можно отдохнуть на скамейках в тенистом парке Семпионе или дополнить экскурсию визитом в миланский Аквариум. Он находится на окраине парка и сможет удивить как изящным фасадом, так и расположенными внутри 26 аквариумами с морскими и речными обитателями.