Open
Close

Греческие сирены. Сирены. Представления о персонажах

СИРЕНА

СИРЕНА

1. преим. мн. У древних греков - мифическое морское существо, изображавшееся в виде женщины (иногда с птичьими ногами) или птицы с женской головой, пением завлекавшее моряков в опасные, гибельные для них места.

3. Хвостатое земноводное без задних ног, с глазами под кожей и наружными жабрами (зоол.).

4. Прибор для получения звуков различной высоты и измерения звуковых колебаний (физ.).

5. Сигнальный гудок, дающий сильные и резкие, далеко слышные звуки. Пароходная сирена. Фабричная сирена. Автомобиль с сиреной.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СИРЕНА" в других словарях:

    сирена - ы, ж. sirène f. <лат. Siren <гр. Seiren. 1. В греческой мифологии обитающее в море существо в виде женщины с птичьими ногами или птицы с женской головой, пением завлекавшей моряков в опасные гибельные места. БАС 1. Августа 15 <1749 >… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    1) прибор для измерения числа воздушных колебаний, производящих тон известной высоты; чем чаще колебания, тем он выше; 2) с. или ревун прибор, устанавливаемый на судах или опасных для судоходства местах и предупреждающий моряков резким звуком во… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск.) соблазнительная красавица. Ср. «Голосъ, пѣнье сирены». Ср. «Штучку» я тебѣ тамъ одну покажу пальчики оближешь! «Штучка» это не то ли самое, что папенька сиренами называетъ?... Салтыковъ. Круглый годъ. 1 ое сентября. Ср. Если бъ вы только … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Толковый словарь Даля

    Жен. лукавая соблазнительница, из греческой боговщины. | Сирена и сирен муж., амер. болотная, двулапая ящерица. II. СИРЕНА или сирен, см. серен. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Акустич. излучатель, действие к рого основано на периодич. прерывании потока газа (или жидкости). По принципу работы С. делятся на динамические (вращающиеся) и пульсирующие. В пульсирующих С. перекрытие потока производится заслонкой, совершающей… … Физическая энциклопедия

    Демон, гудок, ревун, хаханы, млекопитающее, ламантин, искусительница, дюгонь, нимфа, соблазнительница, обольстительница, цирцея, излучатель Словарь русских синонимов. сирена 1. см. гудок 2. см … Словарь синонимов

    Паровая, воздушная, электрическая (Siren, hooter) сигнальный звуковой прибор, могущий давать звуки очень большой силы и любого тона при помощи пара или сжатого воздуха. Современные судовые С. слышны на расстоянии 3 5 км при любых атмосферных… … Морской словарь

    - (франц. sirene от греч. seiren), излучатель звуковых волн большой интенсивности, в котором струя воздуха или пара прерывается диском с отверстиями или другим способом. Применяется на маяках, судах и др … Большой Энциклопедический словарь

    В древнегреческой мифологии: существо с женской головой и птичьим туловищем, живущее на скалистых морских островах. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

Книги

  • Сирена , М. Волконский. Сирена. Интригующий роман…

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Сирены - мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены живи на одном из неуютных безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии. Они были порождением одного из морских богов - то ли Форкиса, то ли Ахелоя (что вероятнее) - и одной из муз, которая, вероятно, скрывала свое материнство из-за характера дочерей.

Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. По еще одной версии, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, ее разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. Наконец, еще в одном варианте они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, они в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. В Средневековье сирены пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами, но и с рыбьим хвостом и даже с телом четвероногого животного.

Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и аргонавты в "Аргонавтике", написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире. Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких-либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две.

Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин-колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в "Одиссее". Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.

В "Библиотеке" Аполлодора (I - II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена - Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая - на флейте, третья поет.

Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана ("De natura animalium"), Овидия ("Метаморфозы"), Хигинуса ("Фабулы"), Евстафия ("По поводу "Одиссеи" Гомера") и Павсания ("Описание Эллады"). В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать - Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.

Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в "Описании Эллады" Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, "так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен... и сделали себе короны из них". Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: "девушек-колдуний" в наказание за их "высокомерие" в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге "Предание о гомеровской "Одиссее" высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.

В итальянской легенде "Жена сирены" сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в "Лигее" Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе "Профессор и русалка") имеет классическое имя; у "маленькой сирены" Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа "Каникулы Зефира" также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.

В шестом веке в Северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде.

В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.

В десятой книге «Республики» Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.

Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.

Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами - нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать».

Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?

Сиренами называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: , пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.

Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства Конвей Динна

Сирены

Несмотря на то, что в греческой мифологии сирены связывались с океаном и водой, изначально они были птицами с человеческими чертами. Их название произошло от греческого корневого слова, означающего «связывать или привязывать». В латынь это слово пришло как sirena, а во французском было преобразовано в sereine; поэтому этих морских нимф-птиц-женщин иногда называли сейренами. Их храм находился в Сорренто.

Разные источники утверждают, что сирен было две, три, четыре и даже восемь. У этих морских нимф с птичьими чертами было птичье тело размером с человеческое, а также головы, руки и грудь женщин. Своими прекрасными, соблазнительными голосами они влекли моряков к их смерти на огромных прибрежных скалах. Их любимым музыкальным инструментом была лира или двойная флейта. Сидя на утесах, сирены пели любовные песни, и любой, кто слышал их пение, был мгновенно им очарован. Он прыгал за борт и тонул. Сирены, как и Минотавр, любили человеческое мясо.

Существует много противоречивых преданий о происхождении сирен. Согласно одному из них, когда-то они были морскими нимфами, дочерями речного бога Ахелоя и нимфы Каллиопы. Церера превратила их в полуптиц-полуженщин. Кроме того, возможно, они имеют некоторое отношение к Персефоне, правительнице подземного царства.

Чаще всего им давали имена Аглаофона (с блестящим голосом), Фелксепея (чарующая словами), Пейсиноя (убеждающая) и Молпа (песня). Другие авторы добавляют также имена Парфенопа, Лигейя и Левкосия.

Миф повествует о том, что тщеславие и гордость сирен из-за своих голосов и музыкальных талантов были столь велики, что однажды они вызвали Муз на состязание в музыке.

Музы выиграли и наказали сирен, выщипав из их крыльев все перья. Устыдившись своего вида, эти полуптицы-полуженщины покинули источники и долины, где они жили, и спрятались среди крутых прибрежных скал южной Италии. Они поселились на мысе Пелорус, Капри, острове Антемуза и Сиренузских островах.

Когда Улиссу предстояло плыть мимо островов, где жили сирены, он залепил воском уши членов своей команды, а затем велел им привязать его к мачте. Так греческий герой мог слышать песню сирен, но не мог прыгнуть за борт и поплыть к ним.

Греческие мифы повествуют лишь еще об одном герое, которому удалось избежать чар сирен - это аргонавт Язон. На корабле Язона и аргонавтов был Орфей, искусный музыкант, игравший на арфе. Когда корабль аргонавтов достиг острова сирен, Орфей начал играть на своей арфе и петь, и все аргонавты кроме одного смогли противостоять соблазну этих морских нимф. Только Буто прыгнул за борт, но Афродита спасла его.

Согласно древнему пророчеству, когда сирены не смогут заманить моряков на смерть, они превратятся в огромные утесы. Когда им не удалось привлечь моряков Арго, сирены прыгнули в океан и превратились в опасные подводные камни. Предание гласит, что тело одной из них, Парфенопы, было выброшено на берег в том месте, где позже был построен Неаполь.

Много информации о сиренах содержится в трудах Аристотеля, Плиния, Овидия и Гигина, а также в «Физиологусе» (примерно II век о. э.) и средневековых бестиариях.

Возможно, сирены жили не только в Греции. Колумб во время одного из своих путешествий сделал запись о том, что он и его люди видели сирен.

Психологические характеристики : соблазн проводить слишком много времени, углубившись в паранормальные и духовные вопросы, что приводит к дисбалансу в личной жизни человека.

Магические свойства : пение; любовные чары.

Сирены

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Сирены Сирены (SeirhneV, Sirenes) – в греческой мифологии морские музы, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которою скрываются острые утесы или мели. Первые упоминания о С. имеются в Одиссее. Они живут на западе, на острове между землей

Из книги Экзотическая зоология автора Непомнящий Николай Николаевич

СИРЕНЫ Сирены – мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их.Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Катастрофы тела [Влияние звезд, деформация черепа, великаны, карлики, толстяки, волосатики, уродцы...] автора Кудряшов Виктор Евгеньевич

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Когда и почему покончили с собой сладкоголосые сирены? Сирены – полуптицы – полуженщины – обладали божественным голосом. Они обитали на скалистом острове и своим пением заманивали путников, которых съедали. Ответственность за самоубийство сирен одни возлагают на

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Из книги автора

Сирены Сирены персонифицируют одновременно и опасность и непреодолимое очарование. Легенды рассказывают, что по ночам эти прекрасные создания призывают моряков вернуться в море.К сожалению, термин «сирена» мало применим к несчастным созданиям, которых медицина

Из книги автора

Из книги автора

Сирены Несмотря на то, что в греческой мифологии сирены связывались с океаном и водой, изначально они были птицами с человеческими чертами. Их название произошло от греческого корневого слова, означающего «связывать или привязывать». В латынь это слово пришло как sirena,

Прекрасны сирены, приятно их слышать. Но как же коварны эти жительницы морского острова. Как и многие образы древней Греции, девушки с птичьими крыльями и рыбьими хвостами пережили свой век. Но что вы действительно знаете о сиренах?

Сирены и Одиссей

Впервые про сирен говориться в «Одиссее». Там описывается всего две сирены, которые жили на острове в море. Им было предсказано, что они непременно умрут, если мимо них пройдет хоть одной судно, и его экипаж останется живым. Поэтому сестры-сирены исправно топили все, что проплывало мимо. Но прошел мимо корабль Одиссея, который залил команде уши воском, а себя приказал привязать к мачте, и прекрасные существа погибли. Они бросились в море и обратились в утесы. Более поздние авторы поселили сирен вблизи Сицилии. Правда каждый из них выбирал свой остров. Так же часто менялось число сирен. Иногда их описывалось три, иногда семь.

Образ сирены в мифологии

Поначалу сирены в мифах описывались как дикие хтонические существа. Но постепенно, когда наступил период классической античности, их стали описывать как сладкоголосых красавиц. Как часто бывает с древностью, было несколько вариантов, почему именно так выглядят сирены, а не иначе. По одной версии они были спутницами Персифоны, но когда её похитил Аид, стали бесцельно блуждать, пока не явились в земли Апполона. Там Дементра, мать Персифоны, превратила их в таких существ, за то, что они не помогли её дочери. По второй версии она так сделала, что бы сирены смогли найти пропавшую. А в третьей версии замешана сама Афродита, которая придала им такой вид, что бы сирены не могли выйти замуж. Внешность сирен это всегда зооантропоморфность. Вторая часть тела у них либо рыбий хвост, либо лапы как у птиц, либо с рыбьим хвостом и крыльями на спине. Однажды по совету хитроумной Геры сирены и музы устроили соревнование в пении. Музы выиграли, после чего ощипали проигравших, и сделали себе венки из их перьев.

Сирены не только в мифах

Образ сирен не остался только в древних сказаниях. В средние века он часто смешивался с образом русалок. В эпоху романтизма сладкоголосые красавицы наполняются утонченной красотой, их часто пишут художники, они нередко попадают в стихотворения поэтов. Появилось и имя – Сирена. В 2014 году вышла на экраны драма «Сирена», где главную роль исполнила Огненная Китнис из «Голодных игр». Конечно же, в наши дни сирены часто оказываются персонажами компьютерных игр жанра фэнтези. Так в игре «Ведьмак 3, Дикая охота» есть забавный момент. Прибыв на острова Скеллиге, кто-то рассказывает главному герою Геральду про моряка, который захотел услышать сирен. И как Одиссей, залил уши команды воском. Поэтому весь корабль разбился о скалы, ведь никто не услышал его крика об опасности. В игре сирены имеют вид миловидных девиц до поры, потом обретают свой истинный облик.