Open
Close

Храм Зевса в Олимпии — чудо света и хранитель священной рощи. Храм Зевса в Олимпии — чудо света и хранитель священной рощи Храм зевса афины

Храм Зевса Олимпийского в Афинах считается своего рода рекордсменом. Во первых - это самое большое здание, построенное когда-либо в Греции, его длинна равнялась 110,35 метрам, а ширина 43,68 . А во вторых - настоящий "долгострой". Возводился храм на протяжении целых 650 лет. Возведение было начато в период тирании Писистрата в в 515 г. до н. э., а закончено лишь во II веке нашей эры - при римском императоре Адриане , большом поклоннике греческой культуры. Местность вокруг храма издавна считалась священной. Древние афиняне верили, что южнее храма существовала трещина, в которую ушла последняя вода после потопа Девкалиона . Там же находились родник Каллиори и пещера Нимф. В этих же местах совершил свой подвиг последний царь Афин Кодр, пожертвовавший собой ради спасения Афин во время войны с дорийцами. Возле родника Каллиори собирал своих учеников Сократ .

Во времена афинской демократии храму не уделялось много внимания и уважения. Скорее наоборот. Фемистокл , известный полководец периода Греко-персидских войн 500-449 г до н. э., даже использовал его части для оборонительной стены, связавшей Афины с Пиреем. Небольшую часть этой стены можно видеть и в наши дни. Досталось храму и в средневековье. Он использовался как источник строительного материала для строительства зданий в Афинах. К концу византийского периода храм был полностью разрушен о чем свидетельствовали путешественники, посещавшие в то время Афины.

В 175-164 гг. до н. э. достраивать Храм Зевса (уже в коринфском ордере) принялся царь эллинистической Сирии Антиох IV Эпифан. А в 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, имевший обыкновение увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога - Юпитера Капитолийского. Но даже не смотря на это ограбление, историк Тит Ливий почти столетие спустя называет афинский Храм Зевса “единственным на свете, достойным этого божества”. Легко понять его восхищение: стоящие 15 колонн относятся как раз ко времени Антиоха.

В настоящее время от храма уцелел один угол, состоящий из четырнадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями, две отдельно стоящие колонны и одна поваленная.

Недалеко от Храма Зевсу, на левом берегу Илисоса, находился Панафинский , который был сооружен во время правления Ликурга в IV веке до н.э., и вновь отстроенный в мраморе Геродом Аттиком во II веке до н.э. Во время турецкого правления стадион был разрушен. Он был восстановлен лишь в конце девятнадцатого века к олимпийским играм 1896 года, которые прошли в Афинах.

Как добраться до Храма Зевса Олимпийского в Афинах:

Часы работы: 8:00-15:00 ежедневно, цена билета 2 евро или по комплексному билету для посещения за 12 евро, дающего право посещения всех важнейших археологических раскопок Афин, а также музеев, расположенных на их территории. В их число входят: , южный и северный склоны Акрополя.

Фото и текст: Александр Фролов

The Temple of the Olympian Zeus

Also known as the Olympieion or the Columns of the Olympian Zeus, it is one of the most important and oldest temples of Athens and one of the most famous examples of architecture in marble. According to the tradition, it was founded by Deucalion, the first ancestor of the Greeks, in honor of Zeus, in exchange for his salvation after the Flood. By the way, Deucalion and his wife Pyrra were the only ones who survived and they recreated humanity -this is the ancient Greek version of the flood which is mentioned in the traditions of many ancient civilizations. In 515 BC the tyrant Pisistratus the Younger started to build a monumental temple in the area, but he did not complete it because of the fall of the tyranny. The temple remained incomplete for the next 400 years, until 174 AD, when Antiochus D’ the Epiphanes decided to continue the construction. It was finally completed though in 124/125 AD by the Roman Emperor Hadrian, who identified himself with Zeus and took the title of Olympian. This temple, which was the largest of the ancient world, had a length of 110,35m. and a width of 43,68m. Two rows of 20 columns were standing at the long sides of the temple and three rows of eight columns at the narrow ones. The cella of the temple housed two oversized gold and ivory statues of Zeus and Hadrian, who were worshiped there together, while many other statues and votive offerings decorated the yard. Unfortunately none of these amazing sculptures has survived. The ruination of the temple began in the 5th century AD and continued in the subsequent centuries by natural causes or human intervention. Today only a few columns still stand there, as evidences of a glorious edifice.

Ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии – чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции .

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии : сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае , которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами , они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры .

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Хотя от самого храма остались лишь руины, посещение музея, благодаря представленным там реконструкциям, позволит понять былое великолепие этого сооружения, а возможность прикоснуться к фрагментам колонн, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет, вызовет прилив эмоций, трудно поддающихся описанию.

Руины города организация Юнеско внесла в списки всемирного наследия.
Поездка в древнюю Олимпию стоит того, чтобы оказаться перед лицом вечности.

Первые камни Олимпейона, как еще называют античный храм Зевса, были заложены предположительно в 520 году до н.э. Идея возведения грандиозного святилища принадлежит афинскому правителю-тирану Писистрату, стремившемуся сделать культурным центром Древней Греции. Он выбрал для этого очень интересное место, где ранее уже стояла еще более древняя постройка в честь Девкалиона - мифического «праотца греков».

Дело в том, что в древнегреческих мифах, как и в христианских писаниях, также есть свое сказание о всемирном потопе. Согласно ему, от бедствия из всех людей удалось спастись только Девкалиону, который вместе с семьей построил огромный ковчег. Считается, что от сына Девкалиона, юноши Эллина, и ведут свой род все греки.

Словом, место для постройки храма Зевса было выбрано удачно, однако Писистрат не успел осуществить задуманное, и за это взялся его старший сын Гиппий. Строительство началось с размахом, был заложен огромный для тех времен фундамент, но и в этот раз проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Гиппий был свергнут демократами и на долгое время стройка остановилась.

Вплоть до 175 года до н.э. недостроенное здание понемногу разрушалось, а материалы с него использовались для устройства оборонительных сооружений. С приходом к власти сирийского царя Антиоха IV Эпифана история Олимпейона получила новый виток. Царь изменил проект здания, заменил непрочный известняк на красивый и долговечный мрамор, однако тоже не смог довести задумку до конца.

И вновь практически на двести лет храм Зевса был обречен на медленное разрушение, на некоторое время часть украшений с его нарядных колонн даже увезли в . Завершилась масштабная стройка лишь в 131 году нашей эры, во время правления императора Адриана - большого поклонника эллинской культуры. В 132 году храм был освящен, и после он еще около столетия являлся важным центром религиозной и культурной жизни Афин. Более того, посмотреть на это чудо архитектурного искусства приезжали знатные особы и простые паломники из многих стран.

По мере распространения в христианства, как и следовало ожидать, Храм Зевса терял свое значение. В 267 году он сильно пострадал во время войны с древнегерманскими племенами герулов, после чего так и не был восстановлен. А запрет языческих культов положил окончательную точку в его истории - с тех пор это древнее святилище стремительно разрушалось, а материалы использовались для возведения новых построек.


Статуя Зевса

Согласно дошедшим до нас описаниям античного храма, центральной фигурой его интерьера являлась огромная статуя Зевса. Считается, что она была выполнена по образцу знаменитой скульптуры Громовержца в Олимпии, которую создал древнегреческий архитектор Фидий и которая сейчас является одним из «Семи чудес света».

Сидящий на троне Зевс в венке из оливы держал в одной руке скипетр, а в другой - фигурку богини победы Ники. Его огромные размеры, а также отделка из золота и слоновой кости впечатляли паломников, были предметом гордости Афин. Но, как и прообраз из Олимпии, эта статуя не сохранилась до наших дней. Такая же участь постигла и еще одну достопримечательность - статую римского императора Адриана, благодаря которому затянувшаяся стройка была завершена.


Храм сегодня

В наше время туристы могут увидеть лишь уцелевшую спустя века группу из мраморных колонн, которая, видимо, представляла собой угол здания. Отдельно стоят еще две колонны, а между ними лежат фрагменты третьей, поваленной в 1852 году.

Согласно исследованиям, изначально колоннада здания состояла из 104 элементов высотой более 17 метров. Как видно по тем колоннам, что дошли до наших дней, каждая была богато украшена. Именно нарядные капители в свое время привлекли внимание древнеримского правителя Суллы, который приказал в 84 году до н.э. снять часть из них с недостроенного тогда еще храма.

Несмотря на то, что в наши дни от святилища Зевса осталось немного, это место является важной достопримечательностью Афин. Здесь не иссякает поток туристов, ведь каждый хочет прикоснуться к истории и сделать фото на фоне впечатляющих своей монументальностью колонн. Рядом с ними фигурки людей кажутся крошечными - создатели и рассчитывали именно на такой эффект. И сегодня эта постройка вызывает все то же восхищение, что и в давние античные времена.


Как добраться

Развалины храма Зевса Олимпийского находятся в 500 метров от Акрополя, поэтому обе достопримечательности удобно смотреть в ходе одной экскурсионной прогулки.

Сюда можно добраться разными способами:

  • От станции метро Акрополь (красная ветка) - всего 7-10 минут пешком;
  • Трамваем № 1, 5 или 15 ехать до остановки Makrygianni;
  • Автобусом № 040, 230, 856 до той же остановки Makrygianni;
  • Троллейбусом № 2, 4, 10 или 11, выходить на остановке Metz.

Также можно дойти и от центральной площади Синтагма (площадь Конституции) или одноименной станции метро - расстояние около 700 метров.

Вход в музей - со стороны улицы Vasilissis Olgas, где проходит трамвайная линия.

Координаты: 37.969292, 23.733057

Храм Зевса Олимпийского на карте

Время работы

Проход к храму Зевса Олимпийского открыт ежедневно, кроме понедельников:

  • В теплое время года - с 08:00 до 19:30;
  • В холодное время года - с 08:30 до 15:00.

В жаркие дни, когда температура воздуха доходит до 40 градусов и выше, время работы может меняться. Рекомендуется уточнить актуальный график по телефону: +30 210 92-263-30.


Стоимость билетов

Для прохода на территорию храма Зевса Олимпийского используется единый билет, который можно приобрести в кассах Акрополя.

По нему можно посетить 7 основных достопримечательностей Афин:

  • Парфенон;
  • Северный и южный склон Акрополя;
  • Греческую агору;
  • Римскую Агору;
  • Музей Керамика и кладбище;
  • Библиотеку Адриана;
  • Храм Зевса Олимпийского.

Билет имеет отрывные талончики для каждой достопримечательности. Можно приобрести и отдельные билеты, но единый будет выгоднее.

Стоимость единого билета: 30 евро (~2 197 руб. ) . Дети до 18 лет проходят бесплатно.


А если прогулка по этим местам показалась вам слишком короткой, ее можно продолжить в расположенном здесь же историческом районе Плака. Он считается одним из красивейших кварталов греческой столицы, а также содержит самую старую улицу Афин. В Плаке много сувенирных лавок, и туристы любят покупать здесь подарки друзьям. Если же захочется отдохнуть среди зелени, можно отправиться в расположенный неподалеку Национальный парк - он находится к востоку от Акрополя. Поскольку опытные путешественники советуют планировать экскурсию по Акрополю и храму Зевса Олимпийского с утра, пока еще нет большого количества людей, у вас может остаться много времени для посещения других интересных мест древних Афин.

Визитная карточка

Адрес

Афины, Греция

Стоимость

Единый билет (7 основных достопримечательностей Акрополя) - 30 евро (~2 197 руб. ) , дети до 18 лет - бесплатно

Время работы

В тёплое время года - с 08:00 до 19:30, в холодное время года - с 08:30 до 15:00

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Храм Олимпийского Зевса, также известный как Олимпейон, — грандиозный разоренный храм в центре греческой столицы, посвященный Зевсу, предводителю олимпийских богов. Он начал возводиться в VI в. до н. э., в годы правления афинского тирана Писистрата, который планировал создать самое масштабное сооружение в мире, однако оно так и не было завершено до начала правления римского императора Адриана во II в. н. э., спустя 650 лет после начала работы.

Храм расположен в 500 м к юго-востоку от Акрополя и в нескольких кварталах к югу от площади Синтагма. Строительство Храма Олимпийского Зевса началось в 520 г. до н. э. на месте разрушенного Храма Писистратуса. Строительства Храма было поручено сыновьям Хиппиасому и Хиппарчосому. Они собирались превзойти два знаменитых современных храма, Гераион в Самосе и Храм Артемиды в Эфесе, который был одним из Семи Чудес Древнего Мира. Разработанный архитекторами Антистатесом, Каллаешрусом, Антимашидесом и Поринусом, Храм Олимпийского Зевса должен был быть построен из местного известняка в дорическом стиле на огромной платформе размером 41 м на 108 м. С двух сторон он был огражден колоннадами из восьми колон спереди и сзади, и 21 по бокам.

Работы были приостановлены, когда тирания была свергнута и Хиппиас был изгнан в 510 г. Только платформа и некоторые элементы колонн были завершены к этому времени, и Храм оставался в таком состоянии еще 336 лет. Храм оставался незаконченным в годы афинской демократии, очевидно, потому что греки считали невозможным строительство такого масштаба.

Так продолжалось до 174 г. до н. э., когда Антиокус IV Эпифанский, презентовавший себя как земное воплощение Зевса, возродил проект и назначил его руководителем архитектора Десимуса Коссутиуса. Тогда было решено окружить Храм тремя рядами из восьми колонн сзади и спереди храма и двойными рядами из двадцати колонн по бокам, в общем 104 колонны. Колонны должны были быть 17 м в высоту и 2 м в диаметре. Строительный материал был также изменен на дорогой, но высококачественный мрамор, а ордер поменяли на коринфский. Однако проект был приостановлен до 164 г. до н. э. из-за смерти Антиокуса.

В 124-125 гг. нашей эры, когда император Адриан приехал в Афины, началась реализация программы по постройки ряда сооружений, одним из которых стал Храм Олимпийского Зевса. Дизайн Коссутиуса был реализован с некоторыми изменениями и храм был официально открыт Адрианом в 132 г. н. э., получив название «Панеллениос». Храм и прилегающие монастыри были украшены многочисленными статуями, изображающими Адриана и богов. Статуя Адриана возвышалась за зданием в честь императорской щедрости. Статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости, занимала центральное место в храме. Форма статуи была необычной, так как использование золота и слоновой кости считалось чем-то архаичным для того времени. Первоначально считалось, что Адриан преднамеренно скопировал знаменитую статую Афины Парфенонской, пытаясь привлечь внимание к храму и к себе самому как к создателю.

Храм Олимпийского Зевса серьезно пострадал в результате разграбления Афин в 267 г. Его реконструкция была маловероятна, особенно если взять во внимание масштаб ущерба. А в 425 году Храм был полностью закрыт христианским императором Теодосом II, когда запретил подчинения старым римским и греческим богам. Строительные материалы здания были использованы для базилики, построенной в V—VI вв. н. э. К концу византийского периода Храм был разрушен практически полностью.

До сегодняшних дней дошли пятнадцать колонн и еще шестнадцать лежат на земле, упав во время шторма в 1852 г. От великой статуи уже ничего не осталось. Храм был откопан в 1889—1896 гг. Франсисом Пенросе, который также руководил реставрацией Парфенона, а впоследствии в 1922 г. немецким археологом Габриелем Уэлтером и в 1960-х гг. греческим археологом Иоаннесом Травлосом. Храм сегодня находится под управлением Греческого Министерства Внутренних Дел.

Древняя Греция стала родиной двух чудес света: статуи Зевса и Колосса Родосского. Оба шедевра не сохранились до наших дней, а с изваянием владыки Олимпа и вовсе произошла каверзная история. Многие полагают, что она находилась в одноименном храме в Афинах, но на самом деле легендарная статуя Зевса размещалась в деревушке Олимпия на Пелопоннесе . В честь знаменитого громовержца здесь возвели монументальный дворец, известный сегодня как храм Зевса в Олимпии. В наши дни от сооружения остались лишь руины, но даже по реконструкциям виден высочайший уровень мастерства, которым обладала архитектурная школа того времени.

Величие греческой архитектуры

Градостроительство и особенности архитектуры Древней Греции служили своеобразным идеалом совершенства. Как славилась в средние века романская и готическая архитектура западной Европы, так в античный период образцом для подражания было древнее царство греков.

Влияние греческой школы встречается в сооружениях крупной и малой форм у государств Северного Причерноморья, царств Аравии, Сасанидской империи (Иран). Многие элементы позаимствовала романская архитектура Западной Европы, в том числе знаменитые базилики, монастыри и церкви св Марии (Санта Мария). Не осталась в стороне даже готическая архитектура Восточной и Северной Европы.

И чем больше исследуют древние города и гробницы с артефактами, тем сильнее ощущается уровень развития строительства, которым обладало раннее греческое царство. Храм Зевса в Олимпии – одно из недостижимых сооружений античности, вершина архитектуры дорического ордера. Раскопки оставшихся от Олимпийского святилища руин позволили реконструировать первоначальный облик дворца и восстановить историю возведения храма.


Строительство храма

Небольшому поселению Олимпия на северо-западе Пелопоннеса суждено было сыграть значительную роль в мировой истории.

С древнейших времен на этих землях было заложено крупное святилище богини Геи. Здесь же Геракл заложил традицию проведения Олимпийских игр , которая существует и поныне. Но это все было ранее, а в период эпохи расцвета греческой цивилизации царил культ Зевса, поэтому новую святыню посвятили именно ему.

Храм Зевса начали строить в 472 г. до н.э. Как и храм Аполлона Эпикурия, дворец громовержца связан с военными действиями: его возведению предшествовало легендарное сражение греков с персами. Окрыленные победой жители Эллады не скупились на пожертвования, и строительство времени заняло немного. Для дворца подбирались строительные конструкции из самых лучших материалов, а выполняли работы опытнейшие зодчие Греции. Украшением храма стали рельефные изваяния, памятники и роскошная статуя Зевса работы великого Фидия. Завершение строительства датируется 456 г. до н.э.

По восстановленным планам Олимпии, храм располагался в самом центре Священной рощи (Альтиса). С запада он соседствовал с мастерской Фидия, а с восточной и северной стороны дворец окружали скульптуры и вотивные дары. Для античных греков храм Зевса был важнейшей святыней. По значимости с ним сравнимы лишь византийский собор Софии или знаменитейший дворец Азии Тадж-Махал.

Читайте также: Храм Гефеста в Афинах - история, описание, информация для туристов

Утрата былого величия античного дворца связана с кризисом греческой цивилизации, а затем и упадком римской республики. С приходом христианства храм был разрушен, а уцелевшие фрагменты скрыли под слоем песка мощные землетрясения 520-550 гг. Раскопать останки и восстановить облик святыни археологи смогли только в 19 веке.



Архитектурные достопримечательности

Возведенный лучшими зодчими Греции дворец стал самым крупнейшим на Пелопоннесе: длина основания составляла 64 м, а ширина 28 м.

Храм Зевса в Олимпии представляет собой дорический периметр, т.е. со всех сторон здание окружено колоннадой (к слову, позднее этот стиль частично примет школа средневизантийской архитектуры). На торцах культового сооружения насчитывалось 6 колонн, а на боковых сторонах по 13. Причем все они были идеальной формы, т.е. это самый первый образчик классического стиля греческой архитектуры.

Особый интерес исследователей вызывает декор храма. На фронтонах и метопах размещались скульптурные группы, обыгрывающие мифологические сюжеты. Композиция восточного фронтона повествует о состязаниях между Пелопсом и Эномаем, за которыми зорко наблюдает Зевс. Западный фронтон демонстрирует сцены из битвы лапифов с кентаврами, а на метопы нанесены 12 подвигов Геракла. Фрагменты этих скульптурных групп были найдены и частично восстановлены.






Главная особенность храма – монументальная статуя Зевса Олимпийского, которая впоследствии стала одним из чудес света. Величественное изваяние, исполненное из черного дерева, слоновой кости, золота и драгоценных камней, поражало входящего в храм. Высота восседающей на троне фигуры составляла 10 метров: казалось, что если громовержец встанет, то он возвысится даже над самим храмом. Скульптура располагалась в центре зала, а по бокам тянулись смотровые галереи. К сожалению, этот шедевр был утерян еще в античные времена.

Реконструкция облика дворца Зевса позволила понять, что греческие храмы были столь же величественны, как возведенные в средние века церкви и монастыри архитектуры Западной и Восточной Европы. Хотя в XI-XIII вв развитие строительства было совсем на другом уровне.

Сегодня на месте святилища остались лишь руины, но даже маленькая частичка храма стоит внимания современных туристов, ведь она несет в себе величие античных времен.


Как добраться до Храма Зевса в Олимпии

Чтобы своими глазами полюбоваться колоннами древнего святилища, необходимо отправиться на Пелопоннес, в городок Олимпия.

Еще раз предостерегаем: не перепутайте храм со статуей Зевса в Олимпии и храм Зевса Олимпийского, находящийся у акрополя в Афинах!

Олимпия – небольшое поселение, основную часть которого составляет археологический комплекс. Своего транспорта здесь нет, путешественников привозят туристические автобусы или общественный транспорт других городов. Если экскурсионным путевкам вы предпочитаете самостоятельные поездки, то добраться до храма Зевса в Олимпии можно тремя способами.

Автобусы из Афин

Из греческой столицы с улицы Кифису, где расположен терминал А, дважды в день курсируют прямые рейсы до Олимпии (через Пиргос). Время отправления автобуса из Афин 09:30 и 13:00, дорога займет 5,5 часов, а билет обойдется в 28 евро.

Кроме того, с этой же автобусной стоянки каждый час (с 06:30 до 21:30) ходят автобусы до Пиргоса. Здесь необходимо пересесть на автобус до Олимпии, который курсирует ежечасно.