Open
Close

Крепость Мосада: история, современность, интересные факты. Чудовищная история. Масада История масады

Это был последний рубеж обороны, где полностью изолированные от остального мира восставшие евреи под командованием Элазара Бен-Яира противостояли мощному Десятому римскому легиону во главе с Флавием Сильвой.

В 80 километрах от Иерусалима находится заповедник Эйн Геди, а в 20 километрах от него - крепость Масада, с которой связана одна из самых героических страниц истории еврейского народа. Масада - это мощная крепость, расположенная на вершине огромной скалы, которая высится недалеко от берега Мертвого моря.

Географическое положение крепости в зоне безводной пустыни, вдали от населенных пунктов, и природная неприступность сделали ее безопасным убежищем. Римский историк Иосиф Флавий сообщает, что крепость была построена первосвященником Ионатаном, а потом царь Ирод еще больше укрепил ее, соорудив 37 высоких башен. У Иосифа Флавия об этом сказано так:

Он воздвиг стену вокруг вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы - под стеной, замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей крепости… Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для защиты от врага, который поднимется на нее войной…

Слово "мецад” или "мецада”, в греческом произношении "масада”, употреблявшиеся для обозначения крепости вообще, а в конце периода Второго храма - название, присвоенное определенной крепости, встречаются в Священном писании. Массада представляет собой скальное плато ромбовидной формы, грандиозно вздымающееся над окрестностями на высоту порядка 450 метров над Мёртвым морем (и порядка 50 метров над абсолютным уровнем моря). Длина плато Массада – ок. 600 метров, максимальная ширина – ок. 300 метров.

Это очень сильная крепость, и вот ее особенности: со всех сторон очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа. Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие кверху, но они очень узки.

Склоны скалы действительно очень крутые: с восточной стороны их высота достигает 300 метров, а высота самой низкой скалы с западной стороны и то достигает почти 100 метров.

Массада и её история неоднократно и подробно упоминается во всемирно известных трудах еврейско-римского историка Иосифа Флавия (Йосеф бен-Мататияху, 37-100 г.г. н.э.), но также и в книгах других древних летописцев. Флавий сообщает, что первым правителем, сделавшим Массаду укреплённым пунктом, был Великий коэн (первосвященник) Ионатан Хасмоней, причём, существует мнение, что Флавий имел в виду Александра I Янная, царя и первосвященника Иудеи из династии Хасмонеев, ивритское имя которого также было Ионатан, и монеты времен царствования которого (103 – 76 г.г. до н.э.) были обнаружены в крепости. Затем, в 37 году до н.э., в Массаду бежал новоназначенный в том же году (решением римского сената) царь Ирод Великий, преследуемый последним хасмонейским царём и первосвященником Маттафией Антигоном II (Матитьягу Антигон, правивший с 40 по 37 г.г. до н.э.).

Царь Ирод (он же: на ивр. Hordos, а на лат. Herodus) укрыл здесь также весь свой клан и 800 человек свиты и охраны. Через некоторое время Ироду удалось, оставив в Массаде семейство, проскользнуть через заслоны и отплыть к своим римским покровителям. Тем временем, неослабная блокада, осуществлённая иудейским царём, чуть было не привела укрывшихся в крепости людей к гибели от обезвоживания. Однако, в самый критический момент начались спасительные дожди, снова наполнившие устроенные в Массаде водохранилища. Вернувшийся затем из Рима Ирод, поднялся со своей дружиной к Массаде и снял с неё блокаду. После этих событий Ирод превратил Массаду в совершенно автономный и исключительно укреплённый замок-убежище, наполнив его всевозможным дворцовым изыском и комфортом, таким как, например, банный комплекс, видовые террасы, огромные склады и пр. и расквартировав здесь многочисленную прислугу и охрану.

При царе Ироде крепость была обнесена двойной стеной, внутреннее пространство которой разделялось на казематы. В стене было четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками.

Предвидя возможность длительной осады, он приказал построить в северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними большую общественную баню. К западу от Мертвого моря располагались два каньона: от них при помощи открытых оштукатуренных каналов отводилась вода в 12 водосборных систем, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западе скалы. Из них вода вручную доставлялась на вершину скалы уже в другие цистерны

После смерти Ирода Великого в Массаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 г. н.э., год, в который разразилось Великое восстание против римлян (1-я Иудейская война). В крепость ворвались ревнители-зелоты во главе с Менахемом Бен-Йегудой Галилейским и перебили весь её гарнизон. После убийства Менахема бен-Йегуды идеологическими противниками в Иерусалиме в Массаде нашёл для себя пристанище приходившийся Менахему племянником Эл’азар Бен-Яир, в 67-м году возглавивший здесь отряд защитников крепости, состоявший из наиболее экстремистски настроенных зелотов, т.н. сикариев, укрепившихся и фактически заперших себя здесь по ставший для них фатальным 73-й год.

В 66 году, с начала Иудейской войны, Менахем (сын Иуды Галилеянина) во главе отряда зелотов захватил Масаду. Они избили римский гарнизон и захватили оружие, которое было сложено еще царем Иродом.

Весной 70 года римская армия под командованием императора Тита осадила Иерусалим, но здесь их ожидало ожесточенное сопротивление жителей города Предложение о сдаче было с негодованием отвергнуто восставшими, которые своими частыми вылазками пытались помешать осадным работам римских войск. Каждый метр римлянам приходилось брать с. боем. Лишь после того, как император Тит окружил Иерусалим кольцом окопов, его армия могла без помех возобновить атаки. В августе легионеры овладели Вторым Иерусалимским храмом, а в сентябре захватили и весь город.

Но и после падения Иерусалима последние бойцы за независимость Израиля защищались с таким упорным ожесточением, будто их дело еще не было проиграно. В руках сопротивлявшихся оставались еще крепости Махеро и Масада и замок царя Ирода. Последний представлял собой просто укрепленный дворец и потому был без особого труда взят Луцием Бас-сом. А вот крепостью Махеро римлянам удалось овладеть не столь легко, после чего снова начались избиения и продажа евреев в рабство.

В 72-м году, после того, как уже вся Иудея была покорена, разграблена и разрушена римлянами, включая и Иерусалим, 10-й римский легион под предводительством прокуратора Флавия Сильвы обосновался вокруг Массады и блокировал её со всех сторон. Осада продолжалась долгие месяцы и весьма затруднялась для Сильвы логистическими сложностями с подвозом продовольствия и воды для своих людей. Не менее девяти тысяч рабов-евреев прокладывали дороги, носили землю и волокли стволы деревьев для сооружения осадного вала, насыпаемого в ущелье с запада от крепости. На этой насыпи, поднятой, согласно Флавию на 100 м, римляне построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, уравнявшую его с крепостной стеной, что позволило им, в конце концов, расшатать её и пробить брешь. Как уже указывалось, осадный вал прекрасно сохранился до наших дней, и по тропе, проложенной через него, можно подняться в крепость в запада.

В ночь, предшествовавшую пробою стены, Эл’азар Бен-Яир убедил зелотов не сдаваться на милость победителя и погибнуть свободными людьми, наложив руки как на себя, так и на своих жён и детей. Иосиф Флавий красноречиво описывает полную драматизма речь, произнесённую перед соратниками Эл’азаром Бен-Яиром, освидетельствованную, по утверждению Флавия, двумя женщинами и пятью детьми, спрятавшимися в одном из водохранилищ и затем сдавшихся римлянам, поднявшимся с зарёй на плато. Ужасающая и леденящая кровь история, по размаху своему, пожалуй, не имеющая аналогов в мировой хронике: каждый воин собственноручно перерезал горло своей жене и детям…

Затем были выбраны по жребию десять исполнителей, перерезавших горло всем мужчинам – защитникам крепости… Общее число всех умерщвлённых было порядка 960 человек. Затем они сожгли все драгоценности и всё, сколько нибудь ценное или полезное, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод подстегнул их к самоубийству. Наконец, один из десяти, также выбранный по жребию, умертвил остальных, поджёг крепость и пал на свой меч.

Так 15 апреля 72 года погибли последние защитники Масады. Спаслись только две женщины с пятью детьми, которые укрылись в одной из пещер.

Здесь уместно пояснить, что иудаизм расценивает самоубийство как тягчайший грех и, следовательно, выбранная зелотами «тактика» умерщвления фактически свела количество самоубийц среди них к одному единственному человеку. Иосиф Флавий также повествует, что взошедшие, наконец, на Массаду и приготовившиеся было к жестокой схватке римские воины, вдруг осознали, что им здесь некого захватывать и нечего грабить (мародёрство составляло привычный и желанный трофей и награду за доблесть) и были поражены увиденным зрелищем, силой духа, стойкостью и преданностью своим идеалам защитников крепости…

И, тем не менее, несмотря на, казалось бы, очевидный факт беспримерного мужества и героизма, в иудаизме самоубийство никак и ничем не может быть оправдано и не может прослыть за «смелый» или «благородный» поступок, тем более, что защитники Массады убили своих жён и детей, не спрашивая их согласия, преступив еврейский закон и этим актом.

Вслед за описанными событиями в Массаде на несколько лет снова разместился римский гарнизон, затем, спустя столетия полного запустения, в V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями. Они же возвели в Массаде византийскую церковь и пребывали здесь более сотни лет. С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия…

В Масаде сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота

Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600x300 м.

Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 м и толщиной около 4 м в которых устроены 37 башен.

На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.

В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.

Одна из наиболее поразительных находок - синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.

Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.

В 66 г. н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был вырезан.

В 67 г. н.э в Масаде обосновались, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну.

В 70 г. н.э, после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось около 1 тыс. человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще 3 года.

Около 9 тыс. рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.

Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.

«Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой. Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая». Иосиф Флавий, «Иудейская война»

Какое-то время история обороны Масады считалась легендой, но сопоставление еврейских и римских исторических хроник, в том числе книги Иосифа Флавия«Иудейская война», и археологические находки на территории крепости, в числе которых - каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, убеждают в обратном.

Существует также версия, что когда римляне пробили крепостную стену, защитники крепости подожгли все постройки.

Однако никогда не были найдены человеческие останки и/или могилы на территории крепости (стоит напомнить, что речь идет примерно о тысяче человек, что довольно много для такой сравнительно небольшой площади), поэтому ни одна версия не нашла до сих пор достаточно веского подтверждения.

Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 г. Основательные же раскопки были проведены в 1963-65 гг.

С 1971 г. на Масаде действует фуникулер соединяющий подножие скалы с ее вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.

Как добраться

1. К Восточному въезду в Массаду со стороны Иерусалима. В Иерусалим прибываем по шоссе №1 до въезда в город. Затем, используя дорожные указатели, продвигаемся в сторону Мёртвого моря. Проехав перекрёсток а-Гив’а а-Цорфатит (Tzomet haGiva haTzorfatit), проследуем, не сворачивая, по участку шоссе порядка 30-ти км и спускаясь к Мёртвому морю. На перекрёстке Бейт ха-Арава (Tzomet Beyt haArava) поворачиваем на юг и следуем прямиком на Массаду. На этом отрезке дороги минуем кибуцы (кибуц – это сельскохозяйственная или хозяйственно-промышленная коммуна) Альмог, КАЛИЯ, Мицпе Шалем, Эйн Геди.

2. К Восточному въезду в Массаду со стороны Арада. Прибывающие в Массаду из северных районов Израиля берут общее направление на Беэр-Шеву и, добравшись до перекрёстка Лехавим (Tzomet Lehavim), сворачивают на восток, на шоссе №31, по которому едут несколько десятков километров (минуя, в основном, бедуинские поселения, а также Тель Арад – археологический курган, хранящий культурные слои Талмудического периода), пока не попадают на перекрёсток Зоар (Tzomet Zohar), непосредственно примыкающий к берегу Мёртвого моря. Здесь следует повернуть на север и, проехав около 20 км, свернуть налево по указателю на Массаду.

3. Из Арада к месту свето-звукового представления и осадному валу (Западный въезд). Спуск к месту свето-звукового представления, а также к западному проходу в Массаду (подъём по короткой тропе через осадный вал) осуществляется со стороны Арада, откуда специально для этой цели проложено шоссе. На эту дорогу, уже с самого въезда в Арад, выводят чётко расставленные указатели.

Центральные достопримечательности Массады

1. Крепостная стена. Ирод окружил Массаду так называемой казематной (эскарповой) стеной длиной 1400 метров, т.е. двойной стеной, с плоским верхним перекрытием (крышей). Внутри стены ставились простенки, образующие в ней помещения для гарнизона (казематы), оружейных и продовольственных складов и т.п., и в ней было устроено 7 ворот. Единственным не забранным в стену объектом был Северный дворец, в силу того, что, благодаря отвесной скале, пробраться к нему извне не представляло никакой возможности.

2. Северный дворец (haArmon haTzfoni). Являет собой одну из наиболее впечатляющих из уцелевших реликвий периода царя Ирода. Этот дворец является одним из самых роскошных из многочисленных сооружённых Иродом, причём он весьма подробно и ярко описан в книге Иосифа Флавия. Северный дворец считался наиважнейшим объектом Массады. На территории дворца имеется стена, отделяющая частные апартаменты от общественных территорий и помещений.

Почему же Ирод построил главный дворец именно в этом месте? Для этого существовал ряд веских причин:

А. Эта сторона Массады не подвергается солнцепёку.

Б. Этот сектор крепости является её наиболее стратегическим элементом, т.к. под Дворцом размещаются водохранилища.

В. Это северная оконечность горы, даже в самые жаркие дни овевается бризом.

Однако строители дворца столкнулись бы с серьёзнейшими затруднениями при его сооружении в столь топографически узком месте Массады, если бы архитекторы Ирода не предложили весьма оригинальное решение поставленной перед ними задачи. Дворец был возведён в три яруса, но с разбивкой по трём скальным уровням с общим 30-метровым разбросом высот. Верхний ярус расположен на вершине скалы, средний – на высоте 18-ти метров под верхним, а нижний – на 12 метров под средним. В верхнем ярусе располагался собственно вход в Северный дворец. Здесь размещались помещения для стражи, спальные комнаты, центральный холл (парадная или приёмная зала) и полукруглый панорамный балкон-терраса. Отсюда открывается обзор нижних уровней Дворца, а также вид на ручьи Цеэлим, Мишмар и Хавер. С балкона также просматривается римская дорога, соединявшая источники ручья Цеэлим с лагерями римлян.

Из смежной с банным комплексом площадки в средний ярус ведёт внутренняя лестница. Спускаясь по ней, проходим мимо подземного водохранилища, а также высеченной в скале ступеньки, служившей для обывателей Дворца миквой (бассейном для ритуального омовения) и достигаем плоского пространства, по-видимому, круглого холла, по периметру окружённого двумя рядами колонн, от которых сохранились лишь основания. К югу, под скальной стеной, расположены лестничные пролёты и дополнительные помещения. Отсюда спускаемся в нижний ярус, в котором находилась обрамлённая колоннами и расписанная фресками прямоугольная зала (холл). С восточной стороны, в подвальном помещении, был обнаружен банный комплекс типично римского стиля. Снаружи – купель для омовения ног, а во внутреннем помещении – два бассейна: один для холодной, а другой для горячей воды.

Южнее территории Северного дворца, в одном и том же месте у стены бань, на площадке, служившей повстанцам местом сбора, были обнаружены одиннадцать глиняных черепков (остраконов), причём каждый содержит лишь одно имя, надписанное одним почерком и одними чернилами. Одно из имён – Бен-Яир, имя вождя защитников Массады. Не исключено, что это и есть те самые роковые остраконы, что были использованы для жеребьёвки десятью последними исполнителями клятвы. Во всяком случае, таково было экспертное мнение проф. Игаля Ядина, раскопки и исследования которого, собственно, и открыли Массаду для посещения широкой публики…

3.Западный дворец (haArmon haMaaravi). Самое крупное на территории Массады сооружение, как и следовало ожидать, тоже было возведено Иродом I Великим. Площадь его составляет около 4 тыс. кв. м и состоит из остатков жилых помещений, приёмного зала, выложенных мозаикой купальных помещений, туалетов (царских!), мастерских и складских помещений.

4.Продовольственные склады. Отдельных складских помещений в Массаде было сооружено порядка 15-ти, и часть из них претерпела добротную реставрацию. Остальные склады оставлены в предреставрационном состоянии в ожидании возможного восстановления руками наших потомков. Склады Массады, в основном, использовались для хранения вина, масла, муки и боевых припасов.

5. Миква. Бассейн для ритуального омовения, размещающийся в восточной части плато, сооружён по всем правилам Галахи (в высшей степени требовательного еврейского религиозного законодательства). Соответствие Галахе было установлено одним из самых видных хасидских раввинов, нашим современником.

6. Синагога . Это одна из древнейших в мире синагог, и сравнимая с ней по древности обнаружена лишь в Гамле, на Голанских Высотах. До этих обнаружений считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Но подтверждённый факт строительства синагог, существовавших и до разрушения Второго Храма (Титом в 70 г. н.э.), доказывает, что древние евреи пользовались синагогами вне зависимости от существования Храма.

Осадное дислоцирование римлян у Массады

Наряду с труднопреодолимыми фортификациями естественного происхождения – особенно крутыми откосами и отвесными скальными обрывами, отлично заменявшими крепостные стены, царь Ирод возвёл вокруг вершины плато и рукотворную стену высотой в 5 метров и около 1400 метров в периметре. Крепостная стена, как уже указывалось, сама по себе состояла из двух параллельных стен: из внешней, толщиной 1,4 м и внутренней, толщиной в 1 м. Межстенный промежуток составлял около 4-х метров, и всё это пространство общей площадью около 9-ти дунамов было перекрыто мощным потолком, а внутри разделено простенками на многочисленные помещения. Через каждые 40 метров стены были возведены сторожевые башни, между которыми по стенному перекрытию патрулировали караульные. Против каждой из четырёх троп, поднимавшихся на гору, были сооружены ворота: Восточные ворота – против «Змеиной тропы» (Швиль а-Нахаш), Западные ворота – против Западной тропы (Швиль а-Маарав), Северные ворота – против Водной тропы (Швиль а-Маим) и Пещерные ворота (Шаар а-Меарот) – против Южной тропы (Швиль а-Даром).

Благодаря такой многоплановой фортификации римляне и застряли под Массадой на долгие месяцы, пока им не удалось пробить стену, и лишь осенью 73 г. н.э. они сумели одолеть крайне малочисленную дружину зелотов. Для этого им пришлось разбить вокруг Массады не менее 8-ми осадных лагерей. Осадой командовал римский наместник Флавий Сильва, в распоряжении которого находилось порядка 10 до 15 тыс. человек. Начиная блокаду, римляне окружили всю гору осадной стеной протяжённостью около 5-ти км. На последних этапах осады римляне также возвели грандиозный осадный вал против западной крепостной стены. Осадный вал сооружался перемежающимися слоями из доставляемых от расположенного неподалёку ручья Цеэлим деревьев и пластов грунта.

Пока римляне сооружали осадный вал, зелоты делали всё, что было в их силах, чтобы предотвратить их инженерный замысел, превращая его в кошмар. На римлян постоянно сыпались стрелы, пращевые камни, а со стены катились огромные каменные кругляши, что вынуждало осаждающих одной рукой работать, а в другой сжимать рукоятку щита. Однако, несмотря на ожесточённое сопротивление, сооружение вала было завершено, на нём была построена осадная башня с тараном, и стена в западной части была, наконец, пробита. Однако история на этом не завершилась: зелоты сдаваться и не помышляли, зато «под шумок» римской инициативы за протараненной стеной ухитрились соорудить вторую – ещё более мощную – из двух параллельных рядов бревен, пространство между которыми было заполнено землей.

Материалом для этой фортификации послужили разобранные деревянные крыши дворцов, перекрытия эскарповой стены и другие деревянные элементы сооружений Массады. Парадокс состоял в том, что в этой импровизированной стене римлянам брешь пробить не удалось, т.к. таран, предназначенный для разрушения каменных стен, в мягком материале просто… увязал! Но римляне и на этот сюрприз нашли оперативное решение: они забросали деревянный каркас факелами и зажигательными стрелами, основа загорелась и начала рушиться, а грунтовая начинка – осыпаться, что и предрешило дальнейшую судьбу защитников Массады.

В книге древнего историка Иосифа Флавия «Иудейская война» описано событие, произошедшее утром 15-го нисана (месяц библейского года, соответствующий второй половине марта — началу апреля по григорианскому календарю) 73 года н. э. Тогда восемь тысяч римских воинов ворвались в крепость Масада, которую осаждали более трех лет. То, что они увидели, заставило их «застыть в молчании перед ними лежали 960 трупов мужчин и женщин — защитников крепости, которые предпочли добровольную смерть мучительному и позорному рабству.

Спасительный дождь

Упоминания о крепости встречаются и в трудах других древних летописцев. Согласно письменным источникам, первым правителем, который построил в этом месте укрепленный пункт, был царь и первосвященник (священнослужитель, возглавлявший службу в главном храме) Ионатан Хасмоней — это произошло во II или I веке до н. э. Сооружение на высокой (450 метров) скале получило название Масада (в переводе с иврита — крепость).

В 37 году до н. э. в Масаде находился назначенный решением римского сената царь Ирод I (тот самый, который чуть позже повелел истребить всех младенцев в Вифлееме, чтобы избавиться от Иисуса, который мог отобрать у него впасть). В Иерусалиме тогда правил царь и первосвященник Маттафия Антигон II, не пожелавший отдать трон Ироду. В результате римский ставленник укрылся в Масаде вместе с семейством, а также со свитой и охраной, состоящими из 800 человек.

Ироду удалось каким-то образом обойти заслоны и на корабле уплыть в Рим за помощью. Но осажденным пришлось нелегко — из-за блокады в крепости кончилась вода. Сторонники Ирода уже помышляли о бегстве, но в назначенную для этого ночь неожиданно пошел сильный дождь, наполнивший устроенные в Масаде водохранилища.

Ирод, вернувшийся с подкреплением, разгромил войска Маттафии Антигона II и занял его место. Но на всякий случай превратил Масаду в неприступное убежище для себя и своих сторонников. Крепость обнесли высокой стеной с 37 башнями, здесь возвели дополнительные укрепления и продуктовые склады на случай длительной осады. В скале были высечены 12 бассейнов-водоемов для сбора дождевой воды. Кроме того, в крепости имелись большая общественная баня, синагога, комфортные помещения для правителя, оружейные склады, многочисленные вспомогательные постройки. Здесь же Ирод I хранил золото.

Сверху Масада выглядела как ромб размером 600 на 300 метров. Скала имела отвесные склоны и единственную связь с внешним миром — узкую змеиную тропу, поднимающуюся со стороны Мертвого моря. Воины противника вынуждены были бы идти по ней гуськом, поэтому не представляли особой опасности.

Не захотели принять титул

После смерти Ирода I (4 год до н. э.) в Масаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 года н. э. — когда началось массовое восстание против римлян, названное Первой иудейской войной.

Поводом к восстанию стали притеснения Гессия Флора, прокуратора (правителя, назначенного Римом) Иудеи, который распорядился изъять серебро из храмовых сокровищниц иудеев. В ответ зелоты (ревностные сторонники еврейской религии) подняли народ на борьбу. Восстание охватило всю страну и даже перекинулось на еврейские общины в Сирии и Египте. В городах происходили уличные битвы, в которых гибли тысячи людей.

Император Нерон направил на подавление восстания в небольшой провинции огромную 60-тысячную армию под командованием опытного полководца Веспасиана. Римские воины взяли несколько небольших еврейских городов, при этом погибли 40 тысяч местных жителей. Уцелевшие отряды зелотов укрылись в Иерусалиме.

К тому времени в Риме произошел переворот: в 68 году н. э. Нерон был свергнут, и после кратковременного правления нескольких императоров трон перешел к Веспасиану.

Командовать осадой Иерусалима стал его сын Тит. Известно, что уже в первые месяцы битвы за город были убиты более 115 тысяч иудеев. Взятие Иерусалима сопровождалось кровавой резней и разрушениями. Тит праздновал свой триумф в Риме, куда для казни привезли нескольких плененных руководителей восстания.

В течение войны, по свидетельствам древних историков, погибли более 600 тысяч евреев (при общем количестве 2 миллиона). Тех, кто уцелел, продали в рабство. Победа досталась римлянам настолько тяжело и была такой кровавой, что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титул «Победитель иудеев».

Три года для строительства насыпи

Несколько сотен восставших с женами и детьми проникли в крепость Масаду. Им удалось перебить римский гарнизон и, завладев оружием, которое хранилось здесь со времен Ирода I, долгое время противостоять воинам 10-го легиона под предводительством Флавия Сильвы.

Осада длилась в течение трех лет! Менее одной тысячи иудеев, включая женщин и детей, успешно противостояли восьмитысячной римской армии. Флавий Сильва выбрал место с западной стороны крепости, где высота отвесной скалы была наименьшей и составляла 100 метров. Сюда евреи-рабы по приказу римлян носили землю и стволы деревьев для создания осадного вала. Его остатки сохранились до наших дней. За три года девять тысяч рабов подняли искусственную насыпь на нужную высоту. Затем на ней построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, чтобы пробить брешь в крепостной стене.

Защитники Масады старались помешать замыслу римлян. Строителей насыпи постоянно обстреливали из луков и бросали в них камни. Из-за этого рабы вынуждены были работать только одной рукой, а в другой удерживать щит.

Когда римские воины начали таранить стену крепости, иудеи прямо за ней возвели другую — из деревянных бревен, пространство между которыми заполнялось землей. Материалом для ее постройки послужили разобранные строения. Новая стена была хороша тем, что таран, предназначенный для камня, увязал в более мягком материале и не мог его разрушить. Но римляне через пробитую каменную стену начали забрасывать деревянный каркас факелами и зажженными стрелами. Бревна стали гореть, а грунтовая начинка — осыпаться. Защита Масады подошла к финалу.

Остались свободными

В ночь перед решающим штурмом римлян предводитель иудеев Элазар Бен-Яир собрал всех, кто остался в крепости, и убедил их не стать жертвами и рабами победителей, а погибнуть свободными людьми. Историк Иосиф Флавий в своей книге воспроизвел эту речь со слов двух женщин и пяти детей, которые спрятались в одном из водохранилищ и потом попали в плен к римлянам.

Воины согласились со своим командиром. Сначала каждый из них собственноручно перерезал горло своим жене и детям. Потом был брошен жребий — и выбраны десять исполнителей последней воли. Они таким же способом, перерезав горло, умертвили остальных защитников крепости. Затем сожгли все, представляющее хоть какую-то ценность, за исключением продовольствия — чтобы римляне не подумали, что к самоубийству иудеев подтолкнул голод. После этого один из десяти, также выбранный жребием, убил остальных и бросился на меч.

Отметим, что иудаизм рассматривает самоубийство как тягчайший грех — и выбранная тактика позволила свести количество совершивших суицид всего к одному человеку.

Римские воины были поражены стойкостью духа защитников крепости. И уже много лет Масада является символом национального мужества и стремления к свободе.

Символ национального героизма

После этих событий в Масаде опять разместился римский гарнизон. А когда в V веке н. э. Римская империя пала, крепость пришла в запустение. Примерно через столетие здесь поселились византийские христианские монахи, устроившие свои кельи внутри разрушенных зданий и рядом с ними. Но по каким-то неведомым причинам священнослужители позже ушли из Масады — и остатки необитаемой крепости попросту затерялись.

Только в 1838 году двое американских исследователей, Эдвард Робинсон и Эли Смит обнаружили этот исторический объект на горе, которую арабы называли А-саба, и сравнили его с описаниями, данными в книге Иосифа Флавия. Стало ясно, что перед ними действительно Масада, бывшая неприступная крепость библейского царя Ирода.

Ее изучение до поры шло очень неспешными темпами. В 1852 году был составлен план крепости, в 1905-м — обнаружены и немного расчищены системы водоснабжения.

Только уже значительно позже образования государства Израиль, в 1963 -1964 годах, в крепости были проведены масштабные археологические работы. В ходе раскопок расчистили и реставрировали почти все постройки. А итогом деятельности археологов стало издание восьмитомного труда, посвященного письменам, предметам обихода w другим находкам на территории Масады. Кстати, возле одного из дворцов, на площадке, которая могла служить местом для сбора, обнаружили 11 глиняных черепков, на каждом из которых было начертано лишь одно имя — именно они, скорее всего, использовались для смертельной жеребьевки воинов. В 1966 году Масаде присвоили статус Национального археологического парка, а в 1971 году на восточном склоне горы была сооружена канатная дорога. Сейчас это один из наиболее популярных туристических центров Израиля. Бывшая крепость царя Ирода является символом национального героизма еврейского народа: здесь многие новобранцы принимают присягу и дают клятву: Масада больше не падет!

Массада Израиль – одинокая горная крепость в самом сердце Святой Земли, где 2 тысячи лет назад произошла удивительная и леденящая душу история. Здесь небольшая горстка еврейский повстанцев бросила вызов самой сильной армии того времени, армии Рима.

ИСТОРИЯ КРЕПОСТИ МАССАДА

И так, все по порядку, шел 66 год н.э., захваченная римлянами Иудея, район охвачен восстанием, деспотичные римские власти предпринимают попытку предотвратить восстание евреев, и делают это с невероятной жестокостью. Небольшой горстке набожных евреев, именуемых зилотами, удалось укрыться в Иудейской пустыне.

Они нашли убежище в построенной в 1-м веке до н.э. царем Иродом нагорной крепости. Для Ирода крепость служила надежным пристанищем в случае восстания или вторжения вражеских войск. Это был невиданный образец инженерного искусства. Сама география Массады делала ее неприступной. Гора Массада возвышается на 450 метров над уровнем Мертвого моря, а ее вершина представляет плоскую ромбовидную площадку размером 650 м на 300 м. Крепость была отлично обеспечена провиантом и имела хорошие оборонительные сооружения, поэтому зилоты могли продержаться здесь очень долго.

Тем более что подняться наверх, можно было только по узкой змеиной тропе, по которой, по их мнению, римская армия уж точно не пройдет.

После падения Иерусалима в 70 году последние его защитники бежали в Массаду, среди них был и Элазар бен Яир, который затем и возглавил повстанцев. По мере роста населения Массады она привлекает внимание нового генерала Рима — хитрого Флавия Сильвы. Для него это был отличный шанс зарекомендовать себя.

На протяжении 73 года 8 тысяч римских воинов стояли вокруг крепости. Вскоре стало понятно, что у подножия Массады римляне строят не только лагеря. Из дерева и земли они строили огромную насыпь, ведущую прямо к стенам Массады. И когда высота насыпи достигла 70 метров, римляне подняли по ней огромную 30 метровую осадную башню с откидными мостами и пробили брешь в крепостной стене. Сооруженную повстанцами внутреннюю стену им удалось без труда поджечь.

И тогда Элазар бен Яир, признав, что все потеряно, произнес перед повстанцами пламенную речь, призвав их умереть свободными людьми – предпочитая смерть позорному и мучительному рабству.

Они могли бы сдаться, но предпочли остаться непокоренными до конца, выбрав свободу любой ценой. Каждый из мужчин убил своих жен и детей, а затем они избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. Затем эти десять бросив жребий выбрали того, кто должен был убить девять своих товарищей, а потом и себя самого. Так они погибли все 960 человек в твердой уверенности, что не оставили ни одной живой души, над которой могли бы надругаться римляне.

Назавтра, поднявшиеся на Массаду римляне нашли лишь груды убитых тел, но не возрадовались при виде погибших врагов, а лишь застыли в немом молчании, пораженные величием их духа и несокрушимым презрением к смерти.

Молва о поступке защитников Массады распространилась далеко за пределами крепости и со временем это событие стало одним из культовых моментов в еврейской истории. Массада стала символом еврейского героизма.

В истории защитников крепости Массада человеческий ум находит нечто притягивающее и пугающее одновременно. Эта легенда породила противоречивое отношение к ней. Одни считают, что и спустя 2 тысячи лет эта история, о предпочтении смерти плену, продолжает очаровывать. Другие считают, что шокирующий поступок Элазара и зилотов не что иное, как проявление религиозного экстремизма.

Но как бы там ни было, с уверенность можно утверждать, что история крепости Массада никого не может отставить равнодушным. Неудивительно, что Массада – это одно из самых посещаемых мест на территории государства Израиль.

Самый лучший способ для осмотра достопримечательностей в Израиле – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать

Часы работы парка Массада и фуникулера:

С апреля по сентябрь: 8.00 – 17.00 c октября по март: 8.00 – 16.00
В субботу и праздничные дни парк работает как обычно. В пятницу и в канун праздников закрывается для посещения на час раньше, перед Судным днем – в 12.00. В судный день парк закрыт.

Крепость Масада можно назвать одним из главных символов еврейского народа. Несмотря на то, что события, связанные с этим бастионом, произошли более 2 тыс. лет назад, они продолжают волновать сердца не только ценителей истории, но и обычных искателей приключений.

Общие сведения

Если поискать крепость Масада на карте Израиля, то можно заметить, что она находится у южного побережья Мертвого моря недалеко от Арада. От других подобных сооружений ее отличает довольно необычное географическое расположение – бастион возведен на вершине высокой горы, которую от внешнего мира защищают отвесные скалы и толстые каменные стены, окружающие плато по всему периметру.



Для израильтян это место имеет большую историческую ценность, ведь именно здесь произошли знаменательные трагические в жизни еврейского народа события, но о них немного позже. А пока отметим, что впервые развалины цитадели были найдены относительно недавно – в 1862 году. Правда, начала полноценных раскопок одной из главных достопримечательностей Израиля пришлось ждать целых 100 лет.

Ныне Масада представляет собой настоящий древний город, вошедший в список ЮНЕСКО. У подножия горы часто проводятся фестивали и концерты, на которых выступаю представители мирового шоу-бизнеса.

Историческая справка

История крепости Масада в Израиле полна вымыслов, легенд и непроверенных фактов. А началось все с Ирода, который в 25 г до н.э. вынужден был искать пристанища для себя и своей семьи посреди неприступной горной местности. Однако судьба распорядилась так, что человек, предавший своих товарищей, не только не стал изгнанником, но и был назначен царем Иудеи.



В Иерусалим Ирод вернулся победителем, сопровождаемым двумя римскими легионами. Правда, несмотря на это он боялся быть убитым, поэтому приказал возвести на горе крепость, что в переводе с иврита и означает Масада. Приказ был выполнен, а сама цитадель оборудована и снабжена всем, что может понадобиться большой армии на случай длительной осады. Но проверить крепость на прочность Ироду так и не удалось – он умер еще до того, как на гору напали первые противники.

За долгий период своего существования бастион успел сменить несколько владельцев, среди которых были как римские завоеватели, так и еврейский народ. Всех их привлекало стратегически выгодное расположение Масады и наличие удобств, совершенно нехарактерных для того времени.


Последними же обитателями крепости стали повстанцы, которые после падения Иерусалима сделали ее оплотом своего сопротивления против иноземных захватчиков. Мятежникам удавалось держать оборону в течение целых 3 лет, однако римляне оказались хитрее. Они начали атаковать крепостные стены катапультой, установленной на соседнем горном хребте. Когда и это не принесло ожидаемого результата, легионеры подожгли одну из стен, а ветер услужливо разнес огонь по всей территории.



Поняв, что избежать захвата не получится, все 960 защитников Масады или Крепости Отчаянных решили пойти на смерть. Для реализации этой миссии повстанцы бросили жребий, согласно которому было выбрано 10 исполнителей последней воли. Они должны были заколоть мечами не только своих товарищей, но и всех жителей цитадели, включая детей и женщин. Утром, когда римляне поднялись на гору сквозь пробитое в стене отверстие, их встретила тишина. Так завершилась не только 7-летняя борьбы евреев с римской тиранией, но и история самой цитадели.



К сожалению, эта версия так и не получила исторического подтверждения, ведь на территории крепости никогда не находили ни останков, ни могил. Однако даже этот щекотливый факт не сделал Масаду менее популярной. Скорее наоборот – этот бастион считается одним из самых посещаемых в мире.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

Масада сегодня: что посмотреть?

Гора Масада в Израиле славится не только богатой историей и шикарной панорамой, но и многочисленными достопримечательностями. Ознакомимся с некоторыми из них.

Двойная эскарповая или казематная стена, окружающая Масаду, представляет собой величественную конструкцию с плоским верхним перекрытием. Длина этого древнего сооружения, возведенного по приказу самого Ирода, составляет 1400 м. Внутри можно рассмотреть специальные простенки, которые в свое время исполняли роль оружейных палат, казематов и продуктовых баз. В последних хранились стратегические запасы вина, муки и масла. Кроме того в стене устроено целых 7 въездных ворот – некоторые из них действуют до этих пор.



Еще одной важной достопримечательностью крепости Масада в Израиле считается Западный дворец или haArmon haMaaravi, площадь которого составляет более 4 тыс. кв. м. На сегодняшний день дворец находится в полуразрушенном состоянии, но среди его остатков все же можно распознать спальные комнаты, приемный зал, царские туалеты, мастерские и купальни, выложенные мозаикой.



Висячий дворец или haArmon haTzfoni можно назвать одной из самых впечатляющих реликвий того времени. Роскошное строение, служившее резиденцией царя Ирода, находится на скале, к которой ведет достаточно узкая и не слишком удобная тропа. Возможно, именно по этой причине haArmon haTzfoni считался не просто частными апартаментами правителя, но и важным стратегическим объектом. Вы спросите, неужели не нашлось другого места? На самом деле Ирод руководствовался 3 важными факторами. Во-первых, в этой части горы располагались каменные водохранилища. Во-вторых, северная часть крепости практически не подвергалась солнцепеку и овевалась бризом даже в самые жаркие дни. В-третьих, подступиться к замку было довольно трудно, поэтому его обитатели могли не опасаться внезапного нападения врагов.



Но туристов привлекает не столько история Северного дворца, сколько его внешний вид. Только представьте себе – данное сооружение состоит из 3 ярусов, разбросанных по 3 скальным уровням с общей разницей высот около 30 м. При этом верхний ярус, размещенный на вершине утеса, занимала сама царская резиденция. Она состояла из спальни, парадной залы, помещений для дворцовых стражников и открытой террасы, с которой видно не только нижние уровни дворца, но и окружающую его территорию. Кроме того отсюда прекрасно просматривалась римская дорога, соединявшая лагеря легионеров с источником Цеэлим. На ней по-прежнему стоят рампы и сотни округлых камней, использовавшихся для стрельбы.



В средний ярус haArmon haTzfoni ведут внутренние ступени, спускаясь по которым можно увидеть так называемую микву, место для сакрального омовения. Эта часть замка представляет собой круглый холл, окруженный двумя рядами мраморных колонн. К сожалению, сейчас от них остались только основания.



Что касается последнего яруса, он напоминает обычный прямоугольный холл, украшенный древними фресками и обрамленный величественными колоннами. Именно здесь, в полуподвальном помещении, ученые обнаружили банный комплекс, состоящий из купели для ног и двух бассейнов – для прохладной и горячей воды. Конструкция этой бани поистине впечатляет. Воздух нагревала печка, стоящая за стеной. Затем его пропускали под мраморным полом бани, который удерживали 2 сотни глиняных столбов. К сожалению, от пола почти ничего не осталось, но пьедесталы столбов еще можно рассмотреть.



Синагога и часовня

На горе Масада находится еще одно значимое для Израиля сооружение – древнейшая синагога, возраст которой можно сравнить разве что с Гамлой, расположенной на Голанских Высотах. Именно здесь были найдены записи, с помощью которых ученым удалось восстановить историю этого удивительного места. В настоящее время здание синагоги используют для празднования бар-мицвы, дня, когда еврейские парни достигают духовного совершеннолетия.


Что касается часовни, она была построена византийскими монахами еще в V столетии. Говорят, что эти богослужители были последними обитателями крепости.

Остатки 11 глиняных черепков, называемых остраконами, можно найти чуть южнее Висячего дворца – на небольшой площадке, служившей местом встреч повстанцев. Их главной особенностью являются имена, написанные одинаковым почерком. Одно из этих имен принадлежит Бен-Яиру, человеку, возглавившему защитный отряд Масады. В силу этого ученые склоняются к мысли, что данные остраконы использовались во время жеребьевки последними исполнителями клятвы.



Каменные водохранилища

Пожалуй, самой изумительной достопримечательностью Масады в Израиле являются огромные скальные бассейны, служащие для сбора и дальнейшего сберегания дождевой воды. Благодаря этим запасам защитники крепости смоли держать оборону на протяжении нескольких лет.



Информация для туристов

Крепость Масада в Израиле работает каждый день. Часы посещения меняются в зависимости от времени года:

  • Апрель – сентябрь – с 8 утра до 5 вечера;
  • Октябрь – март – с 8 утра до 4 вечера.

По пятницам и в предпраздничные дни комплекс закрывается на 60 минут раньше.



Вход в крепость платный:

  • Взрослые – 30 ILS;
  • Дети – 12 ILS.

Для пенсионеров и студентов действуют скидки.


Тем, кто планирует пробыть в Израиле некоторое время, можно купить туристическую карту, рассчитанную сразу на несколько визитов:

  • Синяя (3 посещения) – 78 ILS;
  • Зеленая (6 посещений) – 110 ILS;
  • Оранжевая (безлимит) – 150 ILS.

Карты действительны в течение 2 недель с момента первого применения. Цена одинакова для всех возрастов.

Что касается фуникулера, он работает каждый день, кроме пятницы. Летом – с 8.00 до 16.00, зимой – с 8.00 до 15.00. Билет на фуникулер покупается отдельно:

  • Взрослые – 80 ILS;
  • Дети – 40 ILS.


Также следует отметить, что по вторникам и четвергам на горе проводятся световые шоу (летом – в 21.00, зимой – в 20.00). Цена – 41 ILS. Кроме того у входа в крепость можно заказать экскурсию, стоимость которой составляет 45 ILS с человека.

На заметку! Уточнить информацию можно на официальном сайте Масады — www.parks.org.il/en/.

Как подняться на гору?

Если вы хотите попасть в Национальный парк Масада на своем автомобиле, воспользуйтесь одним из 2 способов.

Способ 1. Из Иерусалима

Приехав до въезда в город по шоссе №1, двигайтесь в сторону Мертвого моря в соответствии с дорожными указателями. Для этого необходимо проехать перекресток Tzomet haGiva haTzorfatit, проследовать по шоссе чуть больше 30 км и спуститься к побережью. Далее на перекрестке Tzomet Beyt haArava следует свернуть на юг и ехать прямо к Восточным воротам в Масаду.



На заметку! Если вы двигаетесь в правильном направлении, по пути вам встретятся Альмог, Эйн Геди, кибуцы, Мицпе Шалем и КАЛИЯ.

Способ 2. Из Арада

Туристы, прибывающие в Масаду из северной части Израиля, берут направление на Беэр-Шеву. В этом случае необходимо доехать до перекрестка Tzomet Lehavim, повернуть на трассу №31 и добраться до Tzomet Zohar, выходящему прямо к Мертвому морю. Дальше нужно двигаться на север и приблизительно через 20 км повернуть налево (там будет знак-указатель).

На заметку! Если вы точно выполнили предоставленную инструкцию, то по дороге увидите поселения бедуинов и Тель Арад, археологическая насыпь, в которой хранятся реликвии Талмудического периода.


Тем же, кто планирует воспользоваться общественным транспортом, подойдут следующие автобусы:

  • №421 – от терминала «Арлозоров» в Тель-Авиве до курорта Эйн-Бокек. Дорога занимает почти 3 часа. Цена билета – 88 ILS;
  • №486, 444 – от главной автостанции Иерусалима до Masada Center. Время в пути – 1,2 часа. Стоимость билета – 37 ILS.

На заметку! Расписание автобусов можно уточнить на сайте транспортной компании «Egged» — www.egged.co.il/ru/.

На саму гору можно подняться как на подъемнике, расположенном у Восточного въезда, так и пешком – по змеиной тропе, берущей свое начало в западной оконечности Масады и пролегающей через Осадный вал. Пеший подъем в спокойном темпе занимает чуть больше часа, спуск – 40-45 минут.



Если же вы едите на гору только для того, чтобы посмотреть свето-звуковое представление, воспользуйтесь специально проложенным со стороны Арада шоссе. Заблудиться здесь не выйдет – вдоль всей дороги расставлены указатели.

Сравните Цены на жилье с помощью Этой формы

Прежде чем отправиться на гору Масада, возьмите на заметку эти дельные советы:



  1. Прогулка по историческому парку обещает стать не только насыщенной, но и довольно утомительной, поэтому во избежание неудобств позаботьтесь об удобной обуви, наденьте головной убор и возьмите с собой воду;
  2. Если на улице слишком жарко, перенесите посещение крепости на другой день – на открытой местности можно запросто сгореть или получить солнечный удар. К слову, даже в октябре в Израиле очень жарко – около +30°C;
  3. Идеальным временем для экскурсии является раннее утро (сразу после открытия) – в этот период туристов здесь еще совсем мало;
  4. Не жалейте денег на фуникулер – с него открывается замечательный вид на окрестности;
  5. При входе в крепость можно заказать персонального гида или же купить буклет на нужном вам языке;
  6. На знакомство с этой достопримечательностью нужно поратить не меньше 3-4 часов.

Крепость Масада – это действительно удивительное место, пронизанное исторической атмосферой и погружающее туристов в события далекого прошлого.

Более детальные исторические сведения о крепости и о том, что можно увидеть на територии достопримечательности сегодня смотрите в видео.

Похожие записи:

Построенная две тысячи лет назад на вершине пятисотметровой скалы на краю безжизненной Иудейской пустыни, просуществовала по меркам истории совсем недолго — всего каких-то 150 лет. Но этот факт не помешал ей стать одной из самых известных твердынь в истории человечества. Мой сегодняшний рассказ — про крепость Масаду, давно ставшую олицетворением мужества и любви к свободе.

Масада расположена на восточной окраине Иудейской пустыни на отдельно стоящей ступенчатой скале, возвышающейся над берегами .

Наиболее впечатлающий вид на укрепление открывается как раз со стороны , откуда в крепость ведёт извилистое шоссе №3199.

Есть и другая возможность попасть в Масаду — непосредственно с берегов Мёртвого моря, откуда наверх можно подняться либо пешком по Змеиной тропе, либо на канатной дороге, обслуживаемом местным кибуцем.

Около полутора тысяч лет крепость была заброшена, поэтому сейчас уже точно никто не скажет, когда на скалистом уступе появились первые укрепелния. Археологи утверждают, что, вероятнее всего, в середине II века до нашей эры. Поверим им.

Сегодня единственные постоянные жители крепости — чёрные скворцы с оранжевыми перьями на крыльях. Два года назад я рассказывал вам .

Звёздный час Масады наступил в конце I века до нашей эры, когда воцарившийся на иудейский престол царь Ирод решил устроить здесь свою зимнюю резиденцию. В крепости началось масштабное строительство. Масада была призвана защищать южные рубежи Иудейского царства от возможного нападения с юга. Так же крепость должна была стать надёжным укрытием для Ирода, в случае восстания или вторжения вражеских войск.

На северной оконечности скалы для Ирода был построен шикарный трёхъярусный дворец: в верхней части располагались царские покои, нижние этажи предназначались для приёмов высоких гостей. Перепад высот между верхним и нижним ярусами составил 35 метров.

Северный комплекс включал в себя помимо дворца множество служебных помещений — склады, административные здания, бани. Здесь же располагался дом коменданта крепости.

Кроме Северного трёхъярусного дворца существовал ещё один — Западный, считавшейся официальной царской резиденцией.

Большая часть Масады была восстановлена из руин. Чёрная линия отделяет древние сохранившиеся стены от восстановленных.

На территории укрепления находилось множество различных построек — казармы, дозорные башни, бассейны, бани и водосборники.

Около западной стены располагалась синагога. Так же в крепости находился бассейн для ритуальных омовений и дом учения, предназначенный для чтения Торы.

Вскоре после смерти Ирода Иудея вошла в состав Римской империи. В крепости был размещён римский гарнизон.

В 66 году нашей эры началось иудейское восстание. Масада была захвачена сикариями — одними из наиболее радикальных членов антиримской оппозиции. На подавление мятежа у римлян ушло 4 года, в 70 году нашей эры в Иерусалим победоносно вошли римские легионы. Уцелевшие повстанцы бежали в Масаду.

В 73 году к Масаде подошёл десятый римский легион под командованием Флавия Сильвы. Вокруг крепости несколькими лагерями встали восемь тысяч римских воинов.

Контуры их лагерей до сих можно разглядеть на окружающей местности. Самый большой — шестой лагерь. Здесь располагался командный пункт Флавия Сильвы. Между лагерями была выстроена блокадная стена, окружившая Масаду со всех сторон и отрезавшая её защитников от внешнего мира.

С западной стороны крепости началось возведение осадного вала, по которому к крепостным стенам можно было бы подкатить тараны. Вал, несмотря на прошедшие две тысячи лет, тоже сохранился до наших дней — его хорошо видно .

Когда строительство вала было окончено, по нему подкатили 30-метровую осадную башню с откидными мостами. Участь крепости была решена. В ночь перед штурмом предводитель еврейских повстанцев Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми.

Текст этой речи дошёл до нас благодаря еврейскому историку Иосифу Флавию:

Уже давно, храбрые мужи, мы приняли решение не подчиняться ни римлянам, ни кому-либо другому кроме только Бога, ибо Он Один истинный и справедливый Царь над людьми. Теперь же настал час, призывающий нас исполнить на деле наше решение. Да не посрамим себя мы, которые не хотели переносить рабство еще прежде, когда оно не угрожало никакими опасностями, не предадим же себя теперь добровольно и рабству, и самым страшным мучениям, которые нас ожидают, если мы живыми попадем во власть римлян! Ибо мы первые восстали против них и воюем последними. Я смотрю на это, как на милость Божию, что он даровал нам возможность умереть прекрасной смертью и свободными людьми, чего не суждено другим, неожиданно попавшимся в плен. Мы же знаем наверно — завтра мы в руках врагов; но мы свободны выбрать славную смерть вместе со всеми, которые нам дороги. Этому не могут препятствовать враги, хотя бы они очень хотели живыми нас изловить. С другой стороны, и мы не можем победить их в бою.

Пусть наши жены умрут не опозоренными, а наши дети - неизведавшими рабства; вслед затем мы и друг другу сослужим благородную службу: тогда нашим почетным саваном будет наша сохраненная свобода. Но прежде мы истребим огнем наши сокровища и всю крепость. Я знаю хорошо: римляне будут огорчены, когда они не овладеют нами и увидят себя обманутыми в надеждах на добычу. Только съестные припасы мы оставим в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что не голод нас принудил, а что мы, как и решились от самого начала, предпочли смерть рабству.

Дальнейшие события так же описаны Иосифом Флавием:

Затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя... Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой живой души, над которой могли бы надругаться римляне...

Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти.

Дальнейшая судьба Масады незавидна. Ещё несколько десятилетий в ней располагался римский гарнизон, но в 111 году нашей эры крепость была заброшена.

Несколькими веками спустя на территории крепости периодически селились византийские отшельники, и даже какое-то время существовал христианский монастырь. Но с приходом в VII веке арабских племён крепость окончательно была предана забвению.