Open
Close

Немецкий город разрушенный до основания американцами. Уничтожение дрездена - "мы покажем русским, на что способны". Вопрос об отнесении к военным преступлениям

Дрезден был разрушен англо-американской авиацией.
Первые бомбы были сброшены английскими самолётами 13 февраля 1945 г. в 22:14 по центральноевропейскому времени. 14 февраля были нанесены новые воздушные удары. В результате бомбардировок поочередно фугасными и зажигательными бомбами образовался гигантский огненный смерч, температура в котором достигала 1500 °C.
К 15 февраля "Флоренция на Эльбе" превратилась в город руин, разделив печальную участь сотен советских, польских и немецких городов.

Дрезден разделил, одним из самых последних, судьбу всех крупных и средних городов Германии, попавших под ковровые бомбардировки. Но именно название "Дрезден" стало нарицательным для бессмысленного уничтожения мирного населения и культурных ценностей, так же как "Хиросима" навсегда связана с атомным апокалипсисом.
Почему именно Дрезден? Очевидно, как самый вопиющий пример: самый конец войны, госпитальный город, огромное число жертв среди мирного населения, а ещё потому, что Дрезден - один из культурных символов Европы. "Флоренция на Эльбе", блистательная столица Саксонского королевства, воспетая в картинах Беллотто. Всё, что созидалось там веками, было стёрто за несколько часов прицельного бомбометания.

Кому нужны подробности, есть очень информативная статья в Википедии "Бомбардировка Дрездена ".

Союзники почти не бомбили промышленные объекты, а те незначительные повреждения, которые чуть ли не случайно наносились некоторым заводам, очень быстро ликвидировались, рабочие, при необходимости заменялись военнопленными, тем самым военная индустрия функционировала на удивление успешно. «Мы были в бешенстве», - вспоминает Форте, «когда после бомбардировок выходили из подвалов на превращенные в руину улицы и видели, что заводы, где выпускались танки и пушки, остались не тронутыми. В таком состоянии они оставались до самой капитуляции».

В этом таится загадка, которую нам, пожалуй, никогда не открыть - почему англо-американская авиация длительное время отказывалась нанести удар по гитлеровскому рейху в его наиболее уязвимом месте - разбомбить оборудование нефтедобывающей индустрии, поставляющей топливо полчищам немецких танков гоняющим по русским просторам. До мая 1944 года лишь 1,1 процент всех бомбометаний приходился на эти объекты. Разгадкой может служить тот факт, что эти объекты были построены на англо-американские средства, к строительству привлекался капитал Standart Oil of New Jersey и английской Royal Dutch Shell . Не в последнюю очередь сказался интерес западных союзников желавших обеспечить немецкие танки достаточным количеством топлива, чтобы те достаточно долго сдерживали русских вдали от своих границ.

Главный вокзал, 1944 год.


Фрауэнкирхе, церковь-колокол, шедевр барокко, символ города. Около 1940-44:


Она же:



1943, Хофкирхе:





1940-й:





1944 г. Владелец диапозитива выцарапал нацистские символы с флагов:




Старый Рынок (Альтмаркт):





Дрезденский замок:





Ещё один вид на замок через Цвингер:





Новая Ратуша:




Вид города с Эльбы:



Дрезденский трамвай 25-й линии:





Всё это доживало свои последние дни...

*****
...В начале 1945 года самолеты союзников сеяли с мерть и разрушение над всей Германией - но старинный саксонский Дрезден оставался среди этого кошмара островком спокойствия.

Знаменитый как культурный центр, не имевший военных производств, он был фактически ничем не защищен от ударов с неба. Лишь одна эскадрилья располагалась одно время в этом городе художников и ремесленников, но и ее уже не оставалось к 1945-му. Внешне могло сложиться впечатление, что все воюющие стороны отводили Дрездену статус "открытого города" согласно некоему джентельменскому соглашению.

К четвергу 13 февраля поток беженцев, спасающихся от наступления Красной Армии, которая находилась уже в 60 милях, увеличил население города до миллиона с лишним. Иные из беженцев прошли через всякие ужасы и были доведены до полусмерти, что заставляло позднейших исследователей задумываться о пропорциях того, что Сталину было известно и подвластно, и того, что делалось без его ведома или помимо его воли.

Была масленица. Обычно в эти дни в Дрездене преобладала атмосфера карнавала. На этот раз обстановка была довольно мрачной. Беженцы прибывали с каждым часом, и тысячи людей устраивались лагерями прямо на улицах, едва прикрытые лохмотьями и дрожащие от холода.

Однако люди чувствовали себя в относительной безопасности; и хотя настроение было мрачное, циркачи давали представления в переполненных залах, куда тысячи несчастных приходили забыть на какое-то время об ужасах войны. Группки нарядных девчушек силились укрепить дух изнуренных песенками и стихами. Их встречали полупечальные улыбки, но настроение поднималось...

Никто в эти минуты не мог представить, что меньше чем через сутки эти невинные дети будут заживо сгорать в огненном смерче, созданном "цивилизованными" англо-американцами.

Когда первые сигналы тревоги ознаменовали начало 14-часового ада, дрезденцы послушно разбрелись по своим убежищам. Но - без всякого энтузиазма, полагая, что тревога - ложная. Их город никогда до того не был атакован с воздуха. Многие никогда бы не поверили, что такой великий демократ, как Уинстон Черчилль, вместе с другим великим демократом Франклином Делано Рузвельтом, решит казнить Дрезден тотальной бомбежкой.

вот как выглядел Дрезден вскоре после бомбардировки.

1946 год:






Таким стал Альтштадт, старый город...





Руины знаменитой Фрауэнкирхе в 1946 г.:





После бомбёжки огромная церковь-колокол ещё стояла несколько часов, излучая не десятки метров вокруг себя нестерпимый жар. Но потом всё же обрушилась.

Власти ГДР поступили очень мудро, законсервировав эти руины как памятник жертвам войны.





Когда пришло время, этот символ города восстановили, да так,
что каждый уцелевший камень вернулся на своё место.
Хотя памятник на 80% воссоздан из новых материалов, его язык не повернется назвать "новоделом".


Все руины, кроме ценных архитектурных памятников, разобрали в 1950-е гг.




Поразительно, но в самых разрушенных городах Европы наиболее целыми оказывались старинные храмы. Наверное, тогда строили прочнее. Кажется, это башня Хофкирхи:




Замок весь выгорел и эти руины начали восстанавливать, кажется, только в конце 1980-х:




Трамвай среди руин, очень напоминает послевоенный Кёнигсберг-Калининград:





Вокзал:




Венская площадь:





Эти руины будут стоять ещё долго:









Восстановление исторического центра Дрездена продолжается уже более 60 лет
и займёт, вероятно, ещё несколько десятилетий.
В 2000-е власти перешли от реставрации отдельных памятников к воссозданию целых кварталов. Крупнейшим проектом стало строительство "с нуля"
исторического района Нового Рынка (Ноймаркт) вокруг восстановленной Фрауэнкирхе.

А что Дрезден??? Ну вот что все носятся именно с Дрезденом???
Союзники бомбили ВСЁ подряд все города
Гамбург - 37 554 человека, погибли в результате той грандиозной операции союзников в конце июля - начале августа 1943 г. Из каждой тысячи человек населения тогда погибло в среднем 22,1 человека. 25 965 человек, или почти 70 % погибших, проживали в расположенном в центре города районе Grossbezirk Mitte. Соотношение жертв в этом районе составило 59,6 человека на тысячу его жителей. В районе Grossbezirk Mitte число погибших женщин было на 45 % выше количества жертв среди мужчин. А число людей, погибших в жилых зданиях Grossbezirk Mitte, оказалось еще выше, по сравнению со средними данными по центральным районам. Потери здесь составили 18 500 человек, то есть более половины из официально зарегистрированного общего числа погибших.
Так, например, в районе Хаммербрук средние потери составили 361,5 человека на тысячу, то есть каждый третий нашел свою смерть в пламени пожаров. В двух других районах эти данные составляют соответственно 267,2 и 160 человек на каждую тысячу жителей.
Число погибших в результате бомбежек союзников в Гамбурге превышает количество погибших в целой земле Бавария. Но даже эта цифра 37 554 не отражает точное число жертв. После проведенных в течение ряда лет исследований стало ясным, что сюда следует добавить еще как минимум 17 372 человека.

То, что произошло во время широкомасштабных воздушных ударов с применением огромного количества зажигательных бомб, было за пределами всей предыдущей практики городских служб и населения.
Пока пожарные и представители гражданской обороны пытались бороться с первыми пожарами и откапывать первые жертвы из-под развалин, имея все шансы спасти людей, на плотно застроенные жилые кварталы восточной части города обрушился второй мощный удар. Возникли очаги многочисленных пожаров, которые вскоре разрослись в огненное море, затопившее целые кварталы, уничтожавшее все и всех на своем пути.
Третья и четвертая волна бомбардировщиков завершила разрушительную работу. Огонь обрушился на те районы города, которые пощадили прежние бомбардировки. Одновременно бомбежкам подверглись два соседних небольших городка Эльмсхорн и Ведель, куда стекался поток беженцев из Гамбурга. Эти операции, осуществленные Королевскими ВВС под покровом ночи, явно были рейдами террора. В дневное время бомбардировщики ВВС США атаковали военные и промышленные объекты в районе доков, в первую очередь верфи, где строились боевые корабли и подводные лодки. Американцы применяли в основном фугасные бомбы.
Смелые попытки бороться с огнем в самом городе, которые на первых этапах бомбардировок предпринимали бригады пожарных с помощью сил гражданской обороны и населения, вскоре были пресечены новыми и новыми потоками зажигательных бомб, падавших на крыши, а затем с крыш. Повсюду сразу же возникли новые пожары. Наконец, из-за острой нехватки воды, работы по тушению огня были полностью парализованы. Некоторое представление об интенсивности воздушных налетов может дать тот факт, что на один из участков размером примерно 75 на 45 метров было сброшено 65 зажигательных бомб, четыре емкости с фосфором и одна фугасная бомба. На один из средних заводов англичане сбросили 155 зажигательных бомб. Эти цифры отражают не только степень той катастрофы, что пришлось пережить городу. Они дают примерное соотношение между весом сброшенных на Гамбург зажигательных и фугасных бомб.
Городская система водоснабжения получила 847 прямых попаданий фугасными бомбами, и очень скоро водопровод был уже не в состоянии обеспечить даже насущные нужды населения. Это значительно затрудняло работу городских пожарных команд. Пожарные получали столько вызовов, что были просто не в состоянии с ними справиться. Городские власти рассчитывали на получение помощи извне, но что можно было поделать, когда пожары одновременно охватили 16 тысяч зданий, а городские кварталы раскалились до ужасающих температур (более 800 градусов по Цельсию), когда пламенем были охвачены не отдельные дома, а целые районы? Жар приводил к тому, что пламя охватывало все новые и новые здания, и это происходило настолько быстро, что сотни пытавшихся спастись мужчин, женщин и детей сгорали заживо прямо на улицах и площадях.
Во многих местах горевшие руины источали такой жар, что даже после того, как удавалось сбить само пламя, проходило несколько дней, прежде чем можно было просто пытаться попасть на эти улицы. В районах возгорания только через 30 часов после окончания налетов можно было разглядеть хоть что-то при естественном освещении. До этого плотные облака черного дыма, смешанного с пылью, полностью заслоняли даже безоблачное небо.

Точно так же Хиросима и Нагасаки - это хорошо, но был Токио, где ами точно также фугасками и зажигалками работали по хижинам япов из бумаги и дерева, и где потери были больше чем в Х и Н.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ - бомбёжки Мурманска и Сталинграда - где сожаление и переживания по убитым гражданским???
Немцам просто прилетела ответка - и да, Герника, задуманная Шпеерле была первой - так что "аз воздам"

По теме: К 70-летию бомбардировки Дрездена

Зачем бомбили Дрезден?
Преступление или необходимость?

В ночь на 14 февраля 1945 года на один из красивейших городов Европы, немецкий Дрезден, был совершён авианалёт, практически стёрший с лица земли половину города. Города, воспеваемого немецкими поэтами, когда-то носившего звание «Флоренции на Эльбе».

~~~~~~~~~~~



Прежде чем попытаться установить значение этой воздушной атаки в масштабах истории, необходимо несколько разобраться в политической обстановке начала 1945 года. Как известно, этот год ознаменован окончанием Второй мировой войны. Несмотря на то, что окончательная капитуляция Германии произошла только в мае, в начале 1945 года развязка крупнейшего военного конфликта уже становилась очевидной. После открытия летом 1944 года нормандского второго фронта войсками союзников (Великобритания + США + другие) немецкие войска лишились всяческих шансов на победу. Открытым только оставался вопрос, когда наступит окончательная капитуляция Германии.
Позиция Германии

Во время боевых действий Дрезден не считался ценным с военной точки зрения городом. К началу Второй мировой войны население Дрездена насчитывало 642 тысячи человек. К 1945 году к этой цифре добавилось более 200 тысяч беженцев и солдат. Существенных индустриальных предприятий на территории Дрездена не располагалось, за исключением крупнейшего оптического завода Германии Zeiss Ikon A.G и пары заводов военного назначения (авиационный завод и завод производства химического оружия). Однако относительно таких мощнейших индустриальных мегаполисов Германии, как Кёльн и Гамбург, крупного значения для экономики Третьего рейха город не имел.


Гораздо большую ценность Дрезден представлял собой как культурный центр Германии. Богатая в архитектурном плане столица Саксонии наполнена зданиями, выполненными в стиле барокко и несущими в себе толику немецкой истории. Дворцовый ансамбль Цвингер и здание оперы Заммера являются яркими примерами роскошного зодчества XVII и XVIII веков. К сожалению, эти и другие столь же ценные достопримечательности (дрезденский дворец-резиденция, Фрауэнкирхе и т.д.), находившиеся в центре города, были практически разрушены ковровой бомбардировкой войск союзников. «Флоренция на Эльбе» пылала, охваченная огненным смерчем, который засасывал в себя людей и был различим на расстоянии 200 миль.


Дворцовый ансамбль Цвингер


О жестокости этого налёта авиация союзников позаботилась отдельно. Бомбардировка проводилась по чёткому алгоритму, выработанному британскими воздушными силами на протяжении всей войны. Первая волна самолётов несла фугасные бомбы, которые применялись для разрушения зданий, выколачивания окон и уничтожения крыш. Вторая волна несла губительные для беззащитного населения зажигательные бомбы. Конечно, существовали бомбоубежища, однако укрыться там от смертоносной атаки удалось немногим. Огненный смерч сжигал кислород в помещениях, и многие люди просто задыхались в своих ловушках. Те же, кто пытался скрыться в городских колодцах, попросту сварились заживо. Третья волна снова наносила фугасный удар, чтобы пожарные расчёты не могли подобраться к очагам и справиться с пожарищем. Город превратился в настоящий ад, в котором люди сгорали за секунды до золы в пламени температурой 1500°.
Трагично, но именно статус города-музея во многом и стал причиной катастрофы для его жителей. Военное командование немецкой державы приняло решение оставить город практически беззащитным, перекинув большинство средств ПВО на защиту стратегически важных топливных заводов. Таким образом, войска союзников не встретили существенного сопротивления ночью 14 февраля. Есть сведения, что американские истребители преследовали мирных жителей, пытавшихся спасти свои жизни. Также говорится о том, что британцы применяли напалм, который в наши дни внесён в список запрещённых средств вооружения из-за смертоносной способности поддерживать пламя длительное время.
Итогового числа жертв до сих пор не установлено. Современная официальная оценка близится к цифре 25 000 жертв с учётом найденных тел и людей, сгоревших дотла в огненном торнадо. Однако не все согласны с этими данными. Мастер фашистской пропаганды Йозеф Геббельс в целях преумножения масштабов катастрофы привёл свою цифру 250 000 смертей. С тех пор споры на эту тему не заканчиваются по сей день, и количество погибших в разных источниках варьируется в диапазоне от 25 000 до полумиллиона. Примечательно, что одним из выживших в ту ночь является американский писатель Курт Воннегут, написавший по мотивам этого события свою наиболее знаменитую книгу «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей».

— Многие считают, что уничтожение Дрездена — это минимальная месть за людей, погибших в концлагерях. Возможно. Но к смертной казни были приговорены абсолютно все, кто находился на тот момент в городе — дети, старики, животные, нацисты, я и мой друг Бернард.
К. Воннегут , американский писатель



Точка зрения союзников

К февралю 1945 года умы союзников занимала уже не столько скорейшая победа над Гитлером, сколько пассивное соперничество с СССР. Своей задачей они видели сдерживание советской машины, в которой лидеры Великобритании и США видели своего потенциального соперника в послевоенном мире. Уничтожение половины мирного города казалось превосходной демонстрацией всему остальному миру того факта, что Великобритания и США ни перед чем не остановятся ради достижения своих целей.


Чем же были мотивированы действия союзников? Для начала стоит заметить, что, несмотря на отсутствие существенной промышленной мощи, Дрезден являлся важнейшим транспортным узлом, в котором сходились 3 железнодорожные ветки. Уничтожение такого транспортного пункта должно было существенно сковать остатки немецкой армии, лишив их возможности скорой переброски подкреплений с одного фронта на другой. С подобной просьбой СССР обратился к союзникам на Ялтинской конференции незадолго до авианалёта на Дрезден. Но стоит заметить, что советская сторона упоминала только о бомбардировке Берлина и Лейпцига.

— Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников… Лично я считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадера.
А. Харрис , командующий стратегической авиацией Великобритании


Возможно, разъярённые бомбардировками английских городов в первые годы Второй мировой войны британцы хотели до конца расквитаться с фашистами. По причине своего островного расположения с самого начала боевых действий Великобритания подвергалась массированным бомбардировкам, и это стал для них час расплаты.
С другой стороны, в пользу союзников говорят цифры. Например, на Мюнхен, превышающий по населению Дрезден на 200 000 человек, было сброшено в 4 раза больше бомб за время войны. В том же Гамбурге, подвергшемся не менее чудовищной бомбардировке, во время налёта было убито около 42 000 жителей при населении 1 700 000 человек. Таким образом, решительно нельзя утверждать, что масштабы воздушной атаки были настолько огромными. Свою роль в таком представлении сыграли фашистская пропаганда и уничтожение многих всемирно известных памятников культуры. Важной деталью, которая оправдывает британских пилотов (но ни в коем случае не руководство ВВС), является тот факт, что перед вылетом лётчики получили сверху инструктаж, в котором утверждалось, что их целью является штаб германской армии, а сам Дрезден представляет собой чуть ли не крупнейший индустриальный город Германии. Спустя годы все эти лётчики, за исключением главнокомандующего Артура Харриса, раскаялись в своих действиях, и английская сторона приложила свою руку к возрождению «Флоренции на Эльбе».
Спустя 70 лет

Бомбардировка Дрездена, потрясшая Германию 14 февраля 1945 года, не забыта до сих пор. Общими силами Дрезден был отстроен заново, а разрушенные памятники старины были восстановлены. Можно ли говорить о том, что Дрезден возродился окончательно? Безусловно, нет. Если разбить вазу на мелкие осколки, а затем склеить, она всё равно не будет прежней. В наши дни раздаётся множество голосов, выступающих за объявление бомбардировки Дрездена военным преступлением. Возможно, это действительно так, единственное, чего хотелось бы, чтобы смерть 25 000 мирных жителей не использовалась в качестве игрушки в руках современных политических сил. Спустя 70 лет мы не можем вернуть к жизни неповинных людей, не можем воссоздать произведения искусства, сгоревшие в Дрезденской галерее, не можем окончательно вернуть городу его прежний вид. Мы можем только сохранить в памяти этот урок и приложить все силы для сохранения мирного неба над нашими городами.


Авиация западных союзников нанесла серию бомбовых ударов по столице Саксонии городу Дрездену, который в результате был почти полностью разрушен.

Налет на Дрезден стал частью англо-американской программы стратегических бомбардировок, начатой после встречи глав государств США и Великобритании в Касабланке в январе 1943 года.

Дрезден — седьмой по величине город довоенной Германии с населением 647 тысяч человек. В связи с изобилием исторических и культурных памятников его нередко называли "Флоренцией на Эльбе". Значительных военных объектов там не было.

К февралю 1945 года город был переполнен ранеными и беженцами, спасавшимися от наступающих частей Красной Армии. Вместе с ними в Дрездене насчитывалось, по оценкам, до миллиона, а по некоторым данным, до 1,3 миллиона человек.

Дату налета на Дрезден определила погода: над городом ожидали ясное небо.

Во время первого налета вечером 244 британских тяжелых бомбардировщика "Ланкастер" сбросили 507 тонн фугасных и 374 тонны зажигательных бомб. Во время второго налета ночью, который продолжался полчаса и был в два раза мощнее первого, на город 529 самолетами было сброшено 965 тонн фугасных и свыше 800 тонн зажигательных бомб.

В первой половине дня 14 февраля город бомбили 311 американских В-17. Они сбросили в бушующее под ними море огня более 780 тонн бомб. Днем 15 февраля 210 американских В-17 довершили разгром, сбросив на город еще 462 тонны бомб.

Это был самый разрушительный бомбовый удар в Европе за все годы Второй мировой войны.

Площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила таковую в Нагасаки после ядерной бомбардировки американцами 9 августа 1945 года.

На большей части городской застройки разрушения превысили 75-80%. К числу невосполнимых культурных потерь относятся старинные Фрауенкирхе, Гофкирхе, знаменитая Опера и всемирно известный архитектурно-дворцовый ансамбль Цвингер. При этом ущерб, нанесенный промышленным предприятиям, оказался незначительным. Железнодорожная сеть тоже пострадала мало. Сортировочные станции и даже один мост через Эльбу повреждений не получили, и движение через дрезденский узел возобновилось через несколько дней.

Определение точного числа жертв бомбардировки Дрездена осложняется тем, что в городе на тот момент находилось несколько десятков военных госпиталей и сотни тысяч беженцев. Многие были погребены под обломками рухнувших зданий или сгорели в огненном торнадо.

Число погибших оценивается в разных источниках от 25-50 тысяч до 135 тысяч человек и более. Согласно анализу, подготовленному историческим отделом ВВС США, погибли 25 тысяч человек, по официальным данным исторического отдела британских Королевских ВВС — свыше 50 тысяч человек.

В дальнейшем западные союзники утверждали , что налет на Дрезден был ответом на просьбу советского командования нанести удары по железнодорожному узлу города, якобы прозвучавшую на Ялтинской конференции 1945 года.

Как свидетельствуют рассекреченные протоколы заседаний Ялтинской конференции, продемонстрированные в документальном фильме режиссера Алексея Денисова "Дрезден. Хроника трагедии" (2006), СССР никогда не просил англо-американских союзников во время Второй мировой войны бомбить Дрезден. О чем действительно просило советское командование, так это о нанесении ударов по железнодорожным узлам Берлина и Лейпцига в связи с тем, что немцы уже перебросили с западного фронта на восточный порядка 20 дивизий и собирались перебросить еще около 30. Именно эта просьба и была вручена в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.

С точки зрения отечественных историков, бомбардировка Дрездена преследовала, скорее, политическую цель. Они связывают бомбардировку саксонской столицы с желанием западных союзников продемонстрировать свою военно-воздушную мощь наступающей Красной армии.

После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Бомбардировка Дрездена является наверное самой страшной картиной бомбардировок союзными бомардировщиками немецких городов.

Но как показывают факты на самом деле именно этот случай почему-то сильно делают основным.

Офицальная хронология событий

16 января 1945 г. объединенный комитет английской и американской разведок (JIC) прогнозировал, что вероятный худший сценарий состоит в том, что советское зимнее наступление и весеннее наступление союзников на западе не приведут к решительному успеху, после чего потребуется координация наступления на западе в августе 1945 с советским летним наступлением 1945. (Biddle)

21 января комитет разведки стратегических ВВС США вынес заключение, что армии западных союзников утратили инициативу на западном фронте, и что Люфтваффе смогло восстановиться до степени, не считавшейся возможной союзной разведкой 8 месяцев назад.

В тот же день JIC призвал к срочному пересмотру использования бомбардировочных сил, наставивая на том, что степень успеха достигнутая нынешним советским наступлением по всей вероятности будет иметь решающее значение для продолжительности войны, и что синхронизированные с советским наступлением удары по Берлину помогут русским, в особенности если они будут скоординированы с изоляцией восточной Пруссии и взятием Бреслау.

Подчёркивалось, что срыв немецкого железнодорожного сообщения воспрепятствует упорядоченному перемещению немецких войск на восточный фронт и действию немецкой военной машины.

В тот же день дальнейшее обсуждение в командовании британских ВВС привело к заключению, что бомбардировки ключевых немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта -- Берлина, Лейпцига, Хемница и Дрездена -- окажут важное содействие советскому наступлению.

В частности, узел Дрездена был центром транспортно-логистической сети Германии на восточном фронте. В него сходились и через него проходили три пучка маршрутов Рейха в направлениях запад-восток и север-юг.

Дрезден обеспечивал транспортировку на восточный фронт немецких сил и военных поставок с запада Германии, из Италии и Норвегии и их транспортировку вдоль линии восточного фронта

25 января в новом отчёте английская разведка отметила, что «успех текущего русского наступления видимо окажет решающее влияние на длительность войны. Считаем целесообразным срочно рассмотреть вопрос о помощи, которую может оказать русским стратегическая авиация Великобритании и США в течение следующих нескольких недель».

Вечером того же дня Уинстон Черчилль, ознакомившись с докладом, адресовал министру ВВС Арчибальду Синклеру (англ. Archibald Sinclair) депешу, спрашивая, что можно сделать, чтобы «как следует отделать немцев при их отступлении из Бреслау» (в 200 км к востоку от Дрездена).

26 января Синклер в своём ответе отметил, что «наилучшим использованием стратегической авиации представляются бомбёжки немецких заводов по производству нефти; отступающие из Бреслау немецкие части надо бомбить прифронтовой авиацией (с малых высот), а не стратегической (с больших)»; отметив, однако, что

«при благоприятных погодных условиях можно рассмотреть бомбёжки крупных городов восточной Германии, таких как Лейпциг, Дрезден и Хемниц».
Черчилль выразил неудовольствие сдержанным тоном ответа и потребовал рассмотреть возможность бомбардировок Берлина и других крупных городов восточной Германии.

Пожелание Черчилля о выработке конкретных планов ударов по городам восточной Германии Синклер перенаправил начальнику штаба ВВС Чарльзу Порталу, который в свою очередь перенаправил его своему заместителю Норману Боттомли

27 января Боттомли направил начальнику бомбардировочного командования Королевских ВВС Артуру Харрису приказ о нанесении бомбовых ударов по Берлину, Дрездену, Лейпцигу, Хемницу, как только позволят погодные условия. Синклер отрапортовал Черчиллю о принятых мерах, отметив что «внезапная массированная бомбардировка не только внесёт беспорядок в эвакуацию с востока, но и затруднит переброску войск с запада».
28 января Черчилль, ознакомившись с ответом Синклера, не высказал новых комментариев.

Миф первый--о просьбе СССР

4 февраля, в первый день Ялтинской конференции, первый заместитель начальника советского Генштаба генерал А. И. Антонов поднял на конференции вопрос о необходимости затруднить переброску немецких войск на восточный фронт путём нанесения воздушных ударов по Берлину и Лейпцигу. Чарльз Портал, также находившийся в Ялте, запросил Боттомли направить ему список целей, который следовало обсудить с СССР.

Направленный Боттомли список включал нефтеперерабатывающие, танковые и авиационные заводы, а также Берлин и Дрезден.

Однако, в официальных документах упоминания о Дрездене советской стороной нет.

8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей

Меморандум Королевских ВВС, с которым английские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой (13 февраля), сообщал, что:

" Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам.

В середине зимы, с потоками беженцев направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов.

В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС."

В качестве цели его предложил начальник штаба Королевских ВВС сэр Чарлз Портал на основании списка, который представил его заместитель сэр Норман Боттомли.

Началось практическое планирование операции, к которому подключилось командование ВВС Армии США в Европе во главе с генералом Карлом А. Спаатсом.

Уже 7 февраля Спаатс проинформировал генерал-майора Дж. Р. Дина, шефа американской военной миссии в Москве о приоритетных целях 8-й воздушной армии (в порядке убывания по важности): Берлин, Лейпциг, Дрезден, Хемниц. Упоминалось еще несколько менее важных городов.
Таким образом, просьб и требований относительно Дрездена с советской стороны не было. Советские союзники в известность о предстоящей бомбардировке поставлены были.

Миф второй--раньше Дрезден не бомбили

Ка раз бомбили и делали это по просьбе СССР. Но в 1944 году.

Хронология основных событий такова:

  • 1942-1944: Сталин получает уверения западных союзников в том, что СССР может рассчитывать на помощь западной стратегической авиации для поддержки советского наступления в Германии.
  • Июнь-июль 1944: советское командование передает через Новикова запросы западным союзникам о бомбардировке Дрездена для поддержки советского наступления.
  • 7 октября 1944: USAAF проводит бомбардировку железнодорожного узла Дрездена.

В немецких источниках события выглядят так:

Dresden erleidet zwischen 12:34 und 12:36 Uhr den ersten Luftangriff. 29 US-amerikanische Bomber werfen 290 Sprengbomben zu je 250 kg auf den Stadtteil Friedrichstadt ab. Ziele sind der Bahnhof, der Rüstungsbetrieb Seidel & Naumann und der Hafen. Insgesamt 270 Menschen sterben bei diesem Bombenangriff

Т.е. союзники бомбили именно железнодорожный узел в течении 2 минут и нанесли ему повреждения. Они точно знали где находятся железнодорожные ветви и им не нужно было бомбить город для этого

Все было сделано правильно.

Миф третий--в Дрездене не было военного производства

Сейчас бытут миф будто там не было военного производства--но это не так.

Курт Воннегут, "Бойня номер пять", писал:

"Все остальные большие города в Германии были страшно разбомблены и сожжены. В Дрездене даже ни одно стекло не треснуло. Каждый день адским воем выли сирены, люди уходили в подвалы и там слушали радио. Но самолеты всегда направлялись в другие места - Лейпциг, Хемниц, Плауэн и всякие другие пункты. Такие дела.
Паровое отопление в Дрездене еще весело посвистывало. Звякали трамваи. Свет зажигался и когда щелкали выключатели. Работали рестораны и театры. Зоопарк был открыт. Город в основном производил лекарства, консервы и сигареты."

В Historical Analysis of the 14-15 Feb. 1945 Bombing of Dresden Prepared by: USAF Historical Division, Research Studies Institute, Air University сказано:

Воннегут вовевал в американской армии, попал в плен к немцам и стал очевидцем бомбардировки. Книга, написанная им через 23 года после войны, по сей день пользуется популярностью. И, соответственно, оказывает влияние на общественное мнение.

Есть такие факты.

"По состоянию на февраль 1945 года в Дрездене находилось как минимум 110 промышленных предприятий, являвшихся законными военными целями*.

Только на производстве оружия было занято 50 тысяч человек. В числе этих предприятий – различные мощности по выпуску компонентов для авиапромышленности; фабрика отравляющих газов (Chemische Fabric Goye); завод зенитных и полевых орудий Лемана; крупнейшее в Германии оптико-механическое предприятие Zeiss Ikon A.G.**; а также предприятия, выпускавшие рентеновские аппараты и электроаппаратуру (Koch u. Sterzel A.G.), коробки передач и дифференциалы (Saxoniswerke) и электрические измерительные приборы (Gebruder Bassler)."

Одним словом город был мощным военным производственником

Дрезден защищали зенитные батареи, находившиеся частично в ведении Дрезденского, частично – Берлинского окружных командований люфтваффе. Кроме того, немцы не объявляли Дрезден открытым городом.
Таким образом, столица Саксонии была легитимной военной целью, это так. Но в тако случае удары нужно бомбить имено военное производство, а не жилые кварталы.

В Дрездене было много военных и военно-промышленных объектов, но такие объекты были размещены в огромном количестве по всей Германии, существенно в большем количестве, чем могло покрываться совокупной пропускной способностью английской и американской авиации.

Категории целей поэтому приходилось приходилось жёстко приоритизировать (в зависимости от изменяющихся условий приоритеты сдвигались: например, после возрождения Люфтваффе электросеть сдвинулась вниз по списку, а заводы авиапромышленности поднялись вверх) и было возможным таргетировать только цели высших приоритетов -- которых всё равно оставалось очень большое количество по всей Германии, включая её западную часть.

При этом Дрезден находился на пределе дальности действия авиации союзников, его бомбардировка была опасной и тяжёлой (пилоты только в направлении "туда" провели 8 часов на кислороде) и требовала исключительной сложности исполнения (создания множественных отвлекающих сил и т.д.).

По совокупности этих факторов, ввиду лишь одних дрезденских военно-промышленных целей, Дрезден вероятно избежал бы массированных бомбардировок.

Миф четвёртый--Дрезден понес самые страшные потери

Бобмардировка Дрездена очень сильно распиарена, вот почему.

Однажды коммодор Королевских ВВС Колин МакКей Грирсон, который 16 февраля на брифинге для журналистов заявил:
"Прежде всего Дрезден и ему подобные города – центры притяжения для беженцев. Кроме того, через эти города идет движение на Русский фронт, с Запада на Восток, и они достаточно близко расположены от линии фронта. Полагаю, все это оправдывает бомбардировку".

Отвечая на дальнейшие вопросы журналистов, Грирсон сказал (не для протокола):
"Наша цель – уничтожить все, что еще осталось от германского боевого духа".

Агентство Ассошиэйтед Пресс разнесло его слова по миру, нейтралы заговорили о том, что союзники взяли курс на террористические бомбардировки - и в результате неумное поведение Грирсона в сочетании с усилиями геббельсовских пропагандистов привели к тому, что Дрезден стал "зоной особого внимания".

Как будто это был первый город, разрушенный британской авиацией. Как будто в Гамбурге не погибли 40 тысяч человек. Как будто другие германские города от бомбардировок ничуть не пострадали.
Например процент разрущения домов в Дрездене едва достигал 50%.

А вот, для справки, список германских городов, разрушенных более чем на 50%:

50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих
Налет на Дрезден не был чем-то необычным. В июле 1943 года британский авианалет на Гамбург вызвал аналогичный огненный смерч, уничтоживший 56 процентов городских строений и 40 тыс. жителей.

В Дрездене погибло 25 тысяч человек, на 15 тысяч меньше чем в Гамбурге.

На самом деле союзники уничтожали почти полностью города которые вообще часто не имели стратегического значения.

А те стратегические важные города подвергавшиеся атакам гибло прежде всего гражданское население, а военное производство несло минимальные потери.

Везель пострадал намного больше чем Дрезден

Генерал Дуайт Эйзенхауэр осматривает цитадель города Юлих, это небольшой город был разрушен полностью, в самом прямом смысле этого слова

Он не был военным или промышленным центром, просто город. Но сегодня помнят только о Дрездене.

Подводя итоги можно сказать следующее

  • СССР не просил в январе о бомбардировке Дрездена
  • Дрезден был военной целью
  • Дрезден бомбился в октябре 1944 года и удар был точеным по железнодорожному узлу, чтобы нанести удар транспортному узлу не нужно было выжигать город
  • Масштабы бомбардировки значительно преувеличены, другое, менее значимые города страдали гораздо больше