Open
Close

Остров пасхи история возникновения. История острова пасхи от начала и до конца. Письмо и символы

Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.

Остров Пасхи
(исторический экскурс)

(из цикла "На задворках планеты" )

Остров Пасхи (или Рапа-Нуи ) - один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Он входит в состав Полинезии (субрегион Океании). Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения Рапа-Нуи, расовой принадлежности местных жителей, причины гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния (моаи ) и знали письменность (ронгоронго ), которая до сих пор не расшифрована лингвистами. С открытием острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров произошли коренные изменения в жизни рапануйцев: были забыты существовавшие в прошлом иерархические отношения, прекращена практика каннибализма. В середине XIX века местные жители стали объектом работорговли, в результате которой погибла большая часть рапануйцев, а вместе с ними утеряны многие элементы уникальной местной культуры. 9 сентября 1888 года остров был аннексирован Чили. В XX веке Рапа-Нуи стал объектом огромного интереса для исследователей, пытавшихся разгадать тайны исчезнувшей рапануйской цивилизации (среди них был норвежский путешественник Тур Хейердал). В это время произошли некоторые улучшения в инфраструктуре острова и качестве жизни рапануйцев. В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XXI веке остров продолжает привлекать туристов со всего мира, а туризм стал основным источником доходов для местного населения.


Ронго-ронго, письменность, которая
до сих пор не расшифрована лингвистами.
Фрагмент малой таблицы из Сантьяго

Время заселения острова Пасхи
Данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из бухты Анакены , свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э., что на 400-800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья. Ранее считалось, что колонизация Рапа-Нуи происходила в 800-1200 гг. н. э., а экологическая катастрофа, которая характеризовалась исчезновением на острове пальмовых деревьев, началась, как минимум, спустя 400 лет после заселения. Однако точка в вопросе колонизации острова ещё не поставлена, и, вполне вероятно, что эта цифра может быть опровергнута.


Склон потухшего вулкана Рано Рараку, усыпанный каменными изваяниями моаи

Теории заселения острова Пасхи
Еще больше гипотез существует относительно того, откуда прибыли первые (да и последующие) переселенцы на остров. Так, например, приверженец американской теории заселения норвежский путешественник Тур Хейердал считает, что острова Полинезии были заселены американскими индейцами - в середине 1 тысячелетия н. э. выходцами из Перу, впоследствии почти полностью уничтоженными новой волной эмигрантов, приплывших уже с северо-западного побережья Северной Америки к 1000-1300 гг. н. э. Также среди ученых есть приверженцы меланезийской теории, согласно, которой остров заселялся меланезийцами - групой народов с островов Меланезии в Тихом океане, примыкающиx к Австралии и Новой Гвинее. Среди специалистов, изучающих остров Пасхи, существуют и другие гипотезы (заселение с островов Полинезии, Таити, островов Кука и др.). Таким образом, на протяжении XX века было предложено множество научных гипотез, которые выделяют несколько центров, откуда происходило заселение Рапа-Нуи, но окончательная точка так и не поставлена.

Занятия древних рапануйцев
Остров Пасхи - это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов. Согласно легендам Рапа-Нуи, некоторые виды растений были завезены королём Хоту-Мату’а , приплывшим на остров с таинственной родины Мараэ-ренга. Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение.

Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек. Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.


На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей
легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана

В прошлом полинезийцы, отправляясь в поисках новых островов, всегда брали с собой трёх животных: свинью, собаку и курицу. На остров Пасхи была завезена только курица - впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев. Полинезийская крыса не является домашним животным, однако и она была завезена первыми поселенцами острова Пасхи, которые считали её деликатесом. Впоследствии на острове появились серые крысы, завезённые европейцами.

Воды, окружающие остров Пасхи, изобилуют рыбой, особенно у скал острова Моту-Нуи (небольшого островка к юго-западу от Рапа-Нуи), где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной едой древних рапануйцев, а в зимние месяцы устанавливалось табу на её вылов. На острове Пасхи в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей, их называли мангаи-иви , другие - из камня, их называли мангаи-кахи и в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей. После смерти владельца они клались в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости древнерапануйской цивилизации, так как техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из костей врага. По верованиям рапануйцев, так рыболову передавалась мана погибшего человека, то есть его сила. Также рапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах.


Древний рыболовный крючок из человеческой бедренной кости,
или мангаи-иви, с острова Пасхи.
Состоит из двух частей, соединённых веревкой

У древних рапануйцев было не так много каноэ (рапануйское название - вака рап. vaka), как, например, у других народов Полинезии, бороздивших волны Тихого океана. К тому же, сказался явный дефицит высоких и крупных деревьев.

О структуре древнерапануйского общества, существовавшего до XIX века, известно очень мало. В связи с вывозом местного населения в Перу, где оно использовалось в качестве рабов, эпидемий болезней, завезённых на остров европейцами, и принятием христианства рапануйское общество забыло о существовавших прежде иерархических отношениях, связях семьи и племени. В начале XIX века на Рапа-Нуи существовало десять племён, или мата (рап. mata), члены которых считали себя потомками эпонимических предков, которые, в свою очередь были потомками первого короля острова Хоту-Мату’а . Согласно рапануйской легенде, после смерти Хоту-Мату’а остров был поделён между его сыновьями, которые дали названия всем рапануйским племенам. Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых воинов. Самих людоедов на острове называли каи-тангата . Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех жителей острова.


Бухта Анакена, где согласно рапануйской легенде высадился король Хоту-Мату"а

Исчезновение рапануйской цивилизации
Когда на острове в XVIII веке впервые высадились европейцы, Рапа-Нуи представлял собой безлесную местность. Тем не менее, недавние исследовательские работы на острове, включая изучение найденных образцов пыльцы, свидетельствуют о том, что в далёком прошлом, во время заселения Рапа-Нуи, остров Пасхи был покрыт густой растительностью, в том числе, обширными лесными массивами. По мере увеличения численности населения эти леса вырубались, а освобождённые земли сразу же засеивались сельскохозяйственными растениями. К тому же древесина использовалась в качестве топлива, материала для сооружения домов, каноэ для рыболовства, а также для переноса огромных статуй острова, или моаи . В результате примерно к 1600 году на острове были полностью уничтожены леса. К этому же времени относится прекращение сооружения моаи.


Набросок Людвигa Льюисa Чорисa (1816) из книги «Atlas in Pictures of the Voyage around the World of the frigate Venus, 1830-1839»,
показывающий два типа рапануйского каноэ. Одно из них с аутригером, другое - без.
Также изображены вёсла.

Исчезновение лесного покрова привело к сильной эрозии почвы, в результате снизились урожаи. Единственным источником мяса на острове стали куры, которых стали высоко почитать и охранять от воров. В связи с катастрофическими изменениями на Рапа-Нуи началось убывание численности населения. После 1600 года рапануйское общество постепенно начало деградировать, появилось рабство, начал процветать каннибализм.

Однако это теория исчезновения рапануйской цивилизации не является единственной. Согласно исследованиям учёного Терри Ханта обезлесение на Рапа-Нуи произошло по большей части не благодаря местным жителям, а в результате поедания семян местных растений полинезийскими крысами, которые были завезены на остров первыми поселенцами. А резкое сокращение численности населения (согласно этой же теории) относится лишь к европейском периоду Рапа-Нуи, когда большая часть островитян была порабощена и отправлена на южноамериканские или тихоокеанские плантации.

Европейцы на острове
Остров Пасхи европейцы открыли только в 1722 году. 16 июля 1721 года голландский путешественник, адмирал Якоб Роггевен отплыл из Амстердама на кораблях «Thienhoven», «Arend» и «Afrikaanse Galley» в поисках Земли Дэвиса. Вечером 5 апреля 1722 года экипаж главного корабля «Afrikaanse Galley» заметил на горизонте сушу. В тот же день адмирал Роггевен назвал остров в честь христианского праздника Пасхи.


Голландский путешественник, адмирал Якоб Роггевен

Следующим утром к голландскому кораблю подплыло каноэ с бородатым местным жителем, явно удивлённым большим морским судном. Только 10 апреля голландцы высадились на сушу. Роггевен подробно описал рапануйцев и координаты острова Пасхи. Увидев необычные статуи огромных размеров, путешественник был сильно удивлён тем, что «обнажённые дикари» могли соорудить такие колоссы. Также было предположено, что статуи были сделаны из глины. Однако первая встреча рапануйцев с европейцами не обошлась без кровопролития: голландскими моряками было убито 9-10 местных жителей. На момент открытия острова Роггевеном на нём обитало около двух-трёх тысяч местных жителей, однако археологические исследования показали, что сотней лет раньше на острове жило 10-15 тысяч человек.


В 1816 году к острову подплыл русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием.
Однако высадиться на Рапа-Нуи русским не удалось из-за враждебности рапануйцев.

В конце XVIII-начале XIX века на острове побывало множество мореплавателей. Часто целью экспедиций на остров было захват рапануйцев в качестве рабов. Проявление насилия со стороны чужеземцев к местным жителям острова привело к тому, что рапануйцы стали враждебно встречать корабли. 1862 год стал переломным в истории Рапа-Нуи. В это время экономика Перу переживала период расцвета и всё более нуждалась в рабочей силе. Одним из её источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли. 12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа причалили 8 перуанских кораблей. Несколько островитян, ничего не подозревая, поднялись на борт, и сразу же были схвачены и посажены в тюремные камеры. В общей сложности было схвачено около 1407 рапануйцев, которые при виде огнестрельного оружия были беззащитны. Среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои и его сын. В Кальяо и на островах Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Только благодаря вмешательству Правительства Франции, епископа Тепано Жоссано, а также губернатора Таити, поддерживаемых Британией, удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове Пасхи - до около 600 человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей цивилизации Рапа-Нуи.


Старинные деревянные статуэтки острова Пасхи, изображающие (слева направо): человека-тюленя (тангата-ику), высота 32 см; две фигурки в середине аку-аку, вид сзади и сбоку; изнуренный предок (Моаи кава-кава), высота около полуметра, следует обратить внимание на изображение позвоночника и ребер. Крайний справа - птице-человек с клювом (тангата-ману). Фото из книги Франсиса Мазьера

С 1862 года началось активное обращение рапануйцев в христианство. Вожди не очень стремились менять веру. Связано это с тем, что они не хотели отказываться от полигамной семьи. Вожди считали, что, если у них будет по одной жене, то они потеряют влияние в племени. Однако постепенно вожди и все рапануйцы приняли христианство. С 1830-х годов островом все больше начинает интересоваться Чили. А, победив Боливию и Перу в Тихоокеанской войне 1879-1883 годов, эта страна приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо высадился на острове и объявил об аннексии Рапа-Нуи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города Сантьяго-де-Чили, а в 1896 году остров вошёл в состав области Вальпараисо. Даже в ХХ веке права рапануйцев долгое время были достаточно ограниченными.

Изменения стали наблюдаться с середины 60-х. В 1967 году на острове было завершено строительство взлётно-посадочной полосы в Матавери. С этого времени появилось регулярное авиасообщение с Сантьяго и Таити, а жизнь рапануйцев стала меняться к лучшему: в 1967 году появилось регулярное водоснабжение домов, в 1970 - электричество. Начал развиваться туризм, который в настоящее время является важнейшим источником доходов местного населения. С 1966 года на острове стали проводиться выборы местной администрации.

«Гигантские многотонные истуканы повержены. Сломанные, опрокинутые лицом вниз или вообще без голов, они разбросаны по всему острову, как немое свидетельство катастрофы, которая когда-то здесь произошла» , - рассказывает путешественник Леонид Круглов, участник проекта Русского Географического Общества кругосветного путешествия на барке «Седов».

Полинезийский маркер

Открытый голландским мореплавателем Якобом Роггевеном в день Пасхи, 5 апреля 1722 года, остров удален от берегов Южной Америки на три с половиной тысячи километров. Расстояние до ближайших обитаемых островов Полинезии почти две тысячи. Обнаружив обитаемый остров, Роггевен недоумевал: откуда могли взяться люди на этом клочке суши посреди океана, куда он вместе с командой 19 дней добирался на кораблях от берегов Чили. Ответ был найден в конце XX столетия генетиками из Кембриджского университета. Они изучили останки людей, живших на острове в период с 1100 до 1868 года. Люди из различных регионов мира имеют специфический генетический признак, или маркер, как его называют ученые. Биолог Эрика Хагельберг обнаружила в ДНК островитян полинезийский маркер.

Первобытные скульпторы

Полинезийцы поселились на острове, названном ими Рапа-Нуи, около 700–900 года н. э. Сколько их было, неизвестно, но к началу XIV века численность населения достигла 15 000 человек. К такому выводу пришли археологи, обнаружившие остатки фундаментов нескольких сотен жилищ. Поверхность острова была поделена примерно на 12 территорий, которые принадлежали разным кланам. По легендам, на Рапа-Нуи существовало классовое деление. Вожди кланов происходили из «длинноухих» (они специально вытягивали мочки ушей) и составляли правящую элиту острова. Остальные жители относились к «короткоухим». Как гласит предание, именно предки «длинноухих» первыми пришли на остров. Их-то, призванных защищать Рапа-Нуи, и увековечивали в камне жители острова. Древние ваятели высекали скульптуры из скал примитивными рубилами из обсидиана. Затем перемещали на берега острова, где устанавливали на каменные платформы - аху, лицом в сторону территорий своих кланов.

Первобытные жители Пасхи верили, что в глазах истуканов заключена волшебная сила, оберегающая их земли. Головы некоторых колоссов украшали цилиндрами, сделанными из красного туфа. Для чего это делалось, неизвестно. Моаи достигали 10 метров в высоту, их вес составлял от 50 до 270 тонн. На изготовление одной статуи уходили месяцы.

Дружественные кланы

«Моаи высекали в Рано-Рараку - кратере вулкана Теревака, расположенного на востоке острова. Обсидиановые рубила изготавливали в карьере Пуна-Пау на юге. Там же создавались красные «шапки». Платформы аху разбросаны по всему периметру острова. Это говорит о том, что кланы не враждовали друг с другом, а действовали сообща. Остров представлял собой подобие завода по производству статуй. Все эти места можно объехать за пару часов на машине. Но как это расстояние преодолевали местные с грузом в несколько сотен тонн?» - рассказывает путешественник Леонид Круглов .

Чтобы разгадать эту загадку, исследователи пытались перемещать идолов и в вертикальном положении, и в горизонтальном. Но как именно действовали полинезийцы, выяснить невозможно. Один факт не оставляет сомнений: при любом способе древним нужны были веревки и рычаги, которые можно было изготовить только из древесины.

Райский уголок

«На острове очень скудная природа. Растут в основном кустарники и трава», - говорит Леонид Круглов. Похожую картину увидели и первые европейцы.

В конце XX века географ Джон Фленли из новозеландского университета Мэсси изучил ил озер и болот Рапа-Нуи. В нижних слоях Фленли обнаружил споры чилийской винной пальмы - самого большого в мире пальмового дерева, достигающего метра в диаметре и 20 метров в высоту. Позднее археолог Катрин Орлиак, исследовав 30 000 кусков обугленного дерева, обнаруженного на острове, выявила еще полтора десятка видов таких же мощных растений, как пальма.

Палеонтолог Дэвид Стедмен изучил около 7000 костей птиц из раскопанных мусорных куч. Он обнаружил, что остров раньше был родным домом для шести видов пернатых и местом, где откладывали яйца еще более 25 видов морских птиц. Кроме того, Стедмен нашел многочисленные останки дельфинов. В отличие от других островов Полинезии, Рапа-Нуи не окружен коралловыми рифами, поэтому у берегов не было рыбы. Островитянам приходилось выходить в открытое море, где они могли охотиться только на дельфинов. Все эти открытия свидетельствовали об одном - полинезийцы поселились в райском уголке: густые леса, защищающие от тихоокеанских ветров и дающие материал для обустройства быта, обилие птиц и дельфинов, гарантировавших пропитание. Но однажды что-то пошло не так.

Экологическая катастрофа

Ученые установили: едва полинезийцы заселили остров, они сразу начали вырубать деревья. Древесина требовалась для изготовления каноэ и была топливом для костров, на которых готовили еду и сжигали тела умерших. Но основная масса деревьев ушла на изготовление рычагов для перемещения статуй.
Французский археолог Катрин Орлиак, проведя радиоуглеродный анализ древесных останков, определила, что дерево в качестве топлива островитяне перестали использовать в середине XVII века, окончательно перейдя на траву и другие мелкие растения. А значит, за семь столетий полинезийцы полностью выкорчевали лес.

Последняя статуя

Не стало леса - пропало сырье для изготовления каноэ, охотиться на дельфинов стало невозможно. Птицы перестали прилетать на Рапа-Нуи, а тех, что жили там, островитяне давно съели. Без корней деревьев верхний слой почвы размыло - стало трудно выращивать овощи. Запасы пищи были на исходе, но, вместо того что-бы вовремя опомниться и перестать уничтожать свой дом, люди продолжали воздвигать моаи, используя остатки веревок и деревянных рычагов. «В каменоломне Рано-Рараку лежит самая большая статуя острова. Ее длина более 20 метров, вес около 180 тонн. Ученые предполагают, что эта статуя была последней работой островитян. Она словно крик отчаяния, обращенный к предкам. Но, по всей видимости, извлечь ее из скалы люди уже не могли или не хотели», - говорит Леонид Круглов.

Падение идолов

Последние статуи были воздвигнуты в начале XVII века. Этим же периодом датированы найденные учеными наконечники копий. Это может означать только одно: люди от мира перешли к войне. Голод породил жестокость. Согласно местной легенде, «короткоухие» обрушили свой гнев на «длинноухих», призванных защищать Ра-па-Нуи от всех напастей, но не справившихся с этой задачей. Островитяне воевали не только со своими вождями, но и с духами предков, заключенными в моаи. «Большинство статуй на острове были повалены лицами вниз. Это было целенаправленное уничтожение идолов», - считает Круглов.

К концу XVII столетия война закончилась победой «короткоухих». Проигравшая элита была полностью уничтожена. А вместе с ней исчез и культ моаи. В начале XVIII века, к моменту появления голландцев, на острове проживали 2000–3000 человек. Они были сыты и вполне дружелюбны. Выместив гнев на богах и вождях, «короткоухие» сложили оружие и вновь взялись за плуг. «На острове сохранились остатки каменных огородов. Большинство из них сделаны из осколков статуй моаи. Камни укрепляли почву, защищая посевы от ветров. Здесь вновь стал расти сладкий картофель, ямс и сахарный тростник. Но уничтоженный лес было уже не вернуть», - рассказывает Леонид Круглов.

После нашествия перуанских работорговцев в 1860-х годах и последовавшей эпидемии оспы на Рапа-Нуи осталось лишь несколько сотен потомков первых поселенцев. Сегодня на острове Пасхи проживает около 4000 человек: в основном выходцы из Чили и с других островов Тихого океана.

«Недалеко от каменоломни Рано-Рараку я встретил человека в туземных одеждах. Увидев, что я снимаю истуканов на камеру, он схватился за нож и угрожающе указывал рукой то на меня, то на моаи. Я поспешил удалиться. В городе Ханга-Роа мне объяснили, что этот человек - потомок древних поселенцев. Он редко появляется на людях , - рассказывает Леонид Круглов, - а предпочитает жить так, как жили его предки. Пожалуй, он единственный, кто до сих пор чтит историю острова. Для остальных жителей гигантские идолы сегодня - лишь туристические объекты. В прошлом веке европейцы вернули некоторые моаи на постаменты. Путешественники приезжают поглазеть на них как на единственное свидетельство существования древней цивилизации, которая когда-то сама подписала себе смертный приговор» .

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.

Ориентируясь по названию острова. Но остров был создан задолго до того, как возникло понятие Пасхи, а аномальности в нём намного больше, так что узнаём новые знания в сразу после конца света 🙂

Остров Пасхи — это остров в Тихом Океане, наиболее отстоящий от суши из всех известных островов (вследствие чего туризм на этот остров — дело дорогое). Остров имеет вулканическое происхождение и находится на пересечении нескольких литосферных плит (под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана; острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов). Ну а самая известная достопримечательность — каменные статуи:

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого — юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы:

  1. Рано-Као (324 м)
  2. Пуа-Катики (377 м)
  3. Теревака (539 м — высшая точка острова)

Начнём наш осмотр острова Пасхи с каменных статуй. Все каменные статуи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Древние мастера вырубали «моаи» — каменные статуи на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров.

На голове у статуй красовались шапки из красной пемзы, а глаза были раскрашены:

Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные статуи устанавливались на каменные "аху" — платформы-постаменты, которые достигали 150 метров в длину и 3 метров в высоту, и состояли из кусков весом до 10 тонн из той же пемзы.

По другой версии, каменные статуи острова Пасхи оцениваются намного тяжелее: говорят, их вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн.

Всего на острове Пасхи имеется 997 397 каменных статуй моаи. Все моаи, кроме семи статуй, «смотрят» в глубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье. Подробно карту расположения каменных статуй, а также других достопримечательностей, можно посмотреть на этом рисунке (кликните для увеличения):

Также говорят, что на острове есть два вида статуй:

  1. Первый вид, без "шапок" (45% от общего количества) — это 10-метровые гиганты весом в 80 тонн. Все они стоят по склонам кратера Рану-Рараку по грудь в осадочных породах — это по той причине, что они гораздо старше, чем другие статуи, те, которые с "шапками". То, что эти статуи гораздо старше второго вида моаи, указывает и то, что следы эрозии на них проявились гораздо отчётливее, чем на "карликовых" 4-х метровых статуях. Кроме того, моаи-великаны 10-метровой высоты не имеют "шапок" и их облик немного отличается от второго вида. К примеру, их лица более узкие.
  2. Второй вид — это маленькие 3-4-метровые статуи (32 процента от общего количества), которые ставились на постаменты (аху). Все аху стоят возле берега моря. Эти моаи имеют "шапки" причудливой формы. Этот вид моаи очень хорошо сохранился. Их лица более овальные, чем узколицые статуи первого типа.

Возведение статуй на острове Пасхи — это камень преткновения среди "рационалистов" и "потусторонщиков". Первые уверяют, что все статуи могли быть установлены на острове обычными людьми с применением обычных земных средств. Тогда как "потусторонщики" приводят в качестве сил установки статуй что угодно — от магии-маны до инопланетян.

Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок.

Кто бы ни был прав, верно одно: все статуи делались на этом самом острове, в каменоломнях. И уже оттуда транспортировались на место установки. Как это выяснили? Очень просто: множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При взгляде на них создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

На фотографии — одна из неоконченных каменных статуй:

А вот ещё несколько неоконченных статуй на склоне вулкана:

Остановимся на ещё одном необЪяснимом пока что явлении, которое, конечно, проигрывает по масштабности, но идёт ноздря в ноздрю по загадочности.

Это таинственная письменность острова Пасхи. Можно сказать, что это — самая таинственная письменность в мире. Последнее — факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось.

На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Кстати, исследования последних лет еще раз подтвердили, что на дощечках кохау ронгоронго каждый знак передает только одно слово, причем на них записан не весь текст, а только ключевые слова , остальные читались рапануйцами по памяти.

Существует на острове и ещё один занимательный факт. Так, на первой картинке в статье изображены головы статуй с подземными туловищами. Так вот, это изображение недалеко от правды. Так, если взять и хорошенько покопаться вокруг некоторых статуй, можно выкопать очень интересные штуки:

То есть, некоторые из статуй намного больше, чем кажется. Причём как они оказались под землёй — неизвестно: то ли сами по себе, то ли их изначально засыпали.

Ещё одна загадка острова — назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия — еще одно название острова — их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

И напоследок, козырь, разбивающий аргументы "рационалистов". Так, рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. Остров на карте:

Так вот, на нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. И возникает вопрос — как? Как рационально можно доставить туда каменные статуи? Никак. Лишь с помощью неведомых сил.

Что, кстати, вызывает вопрос: зачем? Если рационалисты обосновывают устройство каменных статуй хотя бы приемлемо — для защиты от наводнения либо же для защиты от чего-либо ещё, либо как обЪекты поклонения и т.д., то сторонникам "потусторонней" гипотезы установки статуй сказать просто нечего. Подумайте сами: зачем люди, которые владеют сверхЪестественными способностями и могут переносить многотонные глыбы на огромное расстояние, будут этим заниматься? Ведь не поклонялись же они им: действительная сила и суеверия не идут рука об руку…

Так что и гипотеза "потусторонников" также пропадает втуне. Что же остаётся? Остаются факты:

  • остров Пасхи, отдалённый от населённых земель на многие сотни километров
  • огромные многотонные статуи (некоторые более чем наполовину вкопаны в землю)
  • нерасшифрованная письменность
  • дороги непонятного назначения
  • отутствие внятных теорий того, как это всё делалось.

И получается, что Остров Пасхи — это загадка, которую ещё не удалось разгадать.

И не удастся, если завтра случится конец света 🙂

По материалам http://agniart.ru/rus/showfile.fcgi?fsmode=articles&filename=16-3/16-3.html и http://www.ufo.obninsk.ru/pashi.htm