Open
Close

Помпеи и Геркуланум – трагедия у подножия Везувия. Извержение Везувия (79) Извержение вулкана везувий 79 г н э

Практически все жители города Помпеи и те, кто не успел выехать из Геркуланума, погибли в результате ужасного извержения вулкана Везувий. Это произошло 24 августа 79 года нашей эры.

Везувий, один из многочисленных вулканов в окрестностях Неаполя, возник как подводный вулкан в Неаполитанском заливе. Затем он появился как остров, который в результате накопления продуктов извержения присоединился к суше. Полагают, что первые извержения вулкана происходили после окончания ледникового периода, то есть примерно 10000 лет назад.

Но так как древние люди не записывали годы активности Везувия, то гора казалась уснувшей на сотни лет, вплоть до катастрофического извержения в 79 году, когда были уничтожены Помпеи и Геркуланум.

Самые древние известные жители этого района называли себя «осканы». Они были первобытными скотоводами. Около 800 года до н.э. появились греки и охотно расселились в этих местах. Леса были полны дичи. Почва вокруг горы, насыщенная древними отложениями богатого вулканического пепла, оказалась поразительно плодородной. На ней и произрастали яблони, груши, смоковницы, вишни, дыни, миндаль и гранаты. Можно было два раза в год собирать урожай пшеницы, раз в год - ячменя и проса, а овощи и виноград выращивали повсеместно.

Не удивительно, что города Помпеи на склоне Везувия и Геркуланум у подножия горы росли и процветали. После завоевания Греции Римом в 88 году до н.э. Помпеи стали жемчужиной в имперской короне. Город имел свой собственный собор - храм Юпитера и форум. Римский мыслитель Гай Квинт Балб создал амфитеатр, способный вместить 16000 зрителей - все население города. Это случалось во время боев гладиаторов, которые, по иронии судьбы, будут проходить и днем 24 августа 79 года н.э.

В 62 году н.э. природа сделала предупреждение жителям склонов Везувия. Мощное землетрясение встряхнуло местность. Были разрушены общественные здания, сметены деревни, часть Помпеи и Геркуланума превратилась в развалины. Несмотря на эти события, в следующие 17 лет в городах выросли новые храмы, еще лучше, красивее и величественнее. Были построены новые бани, таверны, театры.

Так они простояли до второй половины дня 24 августа 79 года н.э. В тот день Везувий с невероятным грохотом пробудился после долгой спячки и взорвался, выбросив в небо огромное облако раскаленного пепла. Сверкали молнии. Вместе с пеплом на землю летели накаленные камни и обломки пемзы. Затем западная часть вулкана взорвалась и свалилась в расширившийся кратер.

На самом западном мысе Неаполитанского залива, у подножия горы в Мизене, стоял Плиний Старший. Он, как и Гай Плиний Секунд, командовал военными галерами. Извержение вулкана поразило его своей грандиозностью. Плиний Старший передал свои впечатления племяннику, Плинию Младшему, которому в то время было 17 лет. Плиний Младший написал римскому историку Тациту два письма. В одном изложил впечатления и переживания дяди, в другом - свои собственные. Эти письма стали первыми записанными рассказами очевидцев извержения Везувия. Плиний Младший писал о своем дяде:

«Около часу дня моя мать оставила его (Плиния Старшего) наблюдать за облаком, которое казалось очень необычным по размеру и форме. Облако, от которого на таком расстоянии создавалось впечатление, будто гора колеблется, поднималось в форме -не могу дать Вам более точного описания - соснового дерева, так как оно выросло до очень большой высоты в виде длинного ствола, а на вершине раскинулось какое-то подобие веток… Иногда оно казалось ярким, а иногда темным и пятнистым, в зависимости от того, больше или меньше оно было заполнено землей и пеплом…»

Плиний Старший приказал команде своего корабля двигаться в сторону этого облака. Когда они подплыли ближе, на корабль стал падать горячий пепел. Плиний описал также «неожиданное отступление моря», что указывает на вероятность возникновения в тот день цунами.

Плиний Старший высадился на берег. Поднимаясь по склону горы, он встретился со своим другом Пономпонием.

Дальнейшее Плиний Младший описывает так:

«Они посовещались, будет ли благоразумнее укрыться в домах, которые сейчас качались из стороны в сторону от частых и яростных толчков, как будто их трясли под фундаментами; или перебежать на открытые поля, где разгоряченные камни и пепел падали, хотя и легковесным, но обильным потоком, и угрожали разрушениями. В этом выборе между опасностями они решили в пользу полей. Затем они вышли, привязав на головы подушки; и это была вся их защита от града камней, падавших вокруг».

Далее из письма следовало, что Плиний Старший добрался до берега, намереваясь выйти в море, но на море поднимались волны и пар, и он прилег поспать. Потом следует сценка: «Он поднялся с помощью двоих своих слуг и тут же упал замертво; как я полагаю, от удушья какими-то плотными и вредными испарениями».

Предположение Плиния Младшего вызвало сомнение историков. Они сделали вывод, что Плиний Старший умер, должно быть, от сердечного приступа, а не отравился вулканическими газами. Иначе его спутники тоже погибли бы.

Тем временем оставшийся с матерью в Мизене Плиний Младший записал для Тацита свои собственные наблюдения. Вот что он заметил, выйдя из раскачивающегося дома:

«Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем ее собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперед, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определенно суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке.

Затем значительно посветлело, что, как мы предположили, было предвестником приближающегося выброса пламени (и это оказалось верно), а не возвращением дневного света; однако огонь упал на каком-то расстоянии от нас; потом мы снова погрузились в густую темноту, и сильный ливень из пепла обрушился на нас, нам приходилось время от времени останавливаться и стряхивать его, в противном случае, мы были бы раздавлены и похоронены под его тяжестью… Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Это происходило утром третьего дня со времени первого извержения Везувия.

Плиний не описывал судьбу Помпеи и Геркуланума. Многие годы оба города оставались похороненными и безмолвными. Помпеи - под почти 8-метровым слоем пепла и пемзы, а Геркуланум -под грязевым потоком толщиной до 20 метров.

Мир в то время не обратил внимания на две римские метрополии. На месте Геркуланума поднялся новый город - Резина. А там, где когда-то стояли Помпеи, разбили виноградники. По иронии судьбы, потребовалось почти 1600 лет и еще одно катастрофическое извержение Везувия, чтобы раскопали города и восстановили историю того рокового дня.

И как только землекопы и археологи стали пробиваться сквозь затвердевший пепел и пемзу, появились многочисленные описания последних часов Помпеи, когда погибли, по крайней мере, 2000 его жителей.

Первое значительное извержение Везувия после катаклизма 79 года произошло в 1631 году. Вскоре после этого извержения рабочие, откапывая системы подачи воды и водохранилища, наткнулись на римские монеты и присвоили их. Затем до начала XVIII века местность грабили золотоискатели. Пока один удачливый землекоп не вырыл тайник из алебастра и мрамора.

Начиная с того времени и вплоть до 1860 года появлялись самые различные грабители высокого ранга, которые выкапывали статуи, различные изделия и даже части зданий. Среди них был сэр Уильям Гамильтон - британский посланник в Неаполе с 1764 по 1800 годы. Археолог-любитель, он продавал выкопанные артефакты Британскому музею.

37-летнему археологу Джузеппе Фиорелли оставалось только получить право на поиски затерянного города и восстановление событий того августовского дня 79 года. Он (а кое-кто и до него) обнаружил, что особое соединение пемзы и пепла фактически загерметизировало город, сохраняя от времени и разрушений, Фиорелли откопал амфитеатр вместе со скелетами гладиаторов, оставшихся в том положении, какое они приняли, должно быть, при первом потоке расплавленного пепла. В печи пекарни сохранились почерневшие буханки 1800-летнего хлеба. Цвета фресок на стенах сохранились неповрежденными.

Конечно, тела погибших при извержении вулкана разложились вскоре после того, как их засыпал пепел, но отпечатки остались совершенно нетронутыми временем. Фиорелли залил эти оставшиеся от человеческих тел формы гипсом и, таким образом, придал последним часам Помпеи естественность. Он воспроизвел позы людей так, как они выглядели в момент смерти.

Были обнаружены запертые в колодки римские солдаты, которые во время извержения, вероятно, отбывали наказание. Откопали храм Исиды, где на пьедестале стояла статуя богини, украшенная пурпурными и золотыми тканями. В следующей комнате обнаружили тело жреца с топором в руке. А в другой комнате еще один священник сидел за обеденным столом в полной уверенности, что храм защитит его от смертельного пепла, падавшего на улицах города. В другом месте откопали человека в вертикальном положении с мечом в руке, опиравшегося ногой на кучу серебра и золота. Вокруг лежали тела пяти предполагаемых грабителей, которых он, вероятно, убил, защищая собственность.

За городом, в пригородной вилле Диомеда, в погребе нашли 18 взрослых, мальчика и младенца. «К черепам детей прилипли длинные светлые волосы», - сообщил историк, которому удалось детально восстановить ситуацию, связанную с этой группой жертв. Оказалось, в то время, как семья пыталась спрятаться в погребе, слуги похитили семейные ценности и пустились в бега. У ворот виллы обнаружили два скелета: один сжимал в руке связку ключей и большую сумку с деньгами, а другой прижимал к себе две серебряные вазы.

В «доме Фавна», воссозданном другим неизвестным историком, «стоял скелет женщины с поднятыми над головой руками. Возле нее на полу лежали разбросанные драгоценности. Решившись, наконец, покинуть дом, она обнаружила, что дверь блокирована горой пепла. В этот момент начал рушиться потолок, и она подняла руки в тщетной попытке удержать обрушившуюся на нее кровлю. Такой ее и нашли».

Большое число жителей и Помпеи, и Геркуланума было найдено с поднесенными ко рту руками или одеждой. Очевидно, они пытались защититься от проникающих смертоносных газов. Множество тел нашли возле моря, зачастую с пожитками в руках. Видимо, взрыв застал их в то время, когда они пытались спастись морем.

Специалисты решили, что до катастрофы город Помпеи имел высокий уровень развития. В городе насчитывалось 118 баров и таверн, которые предлагали еду, питье и развлечения купцам и морякам со всей Римской империи. В некоторых имелись игральные комнаты. А кое-где были обнаружены признаки того, что там обеспечивали проститутками. В термополии (таверна, специализировавшаяся на горячих винах) стены были исписаны именами женщин. Возможно, типа андалусских танцовщиц, которые, по словам Марциала, «с бесконечной похотливостью покачивали сладострастными бедрами №. Одна надпись гласила: «Люциллия продает свое тело». Другая, оставленная некой Ливией кому-то по имени Александр, дразнила: «Думаешь, я опечалюсь, если ты завтра умрешь?»

Археологи продолжают раскапывать все новые сохранившиеся остатки невольных захоронений жителей Помпеи. Так, 29 августа 1991 г. рабочие, расчищая место для одной из служб, обнаружили ссохшиеся тела 8 человек. На одной девочке-подростке оказалось кольцо рабыни. Их лица были закрыты туниками, вероятно, чтобы защититься от газов, которые, скорее всего, и погубили их. Лица погибших обращены в сторону моря, которое находилось всего в 200 метрах.

Когда откопали Геркуланум из-под гигантского слоя грязи, то выяснилось, что в нем очень мало тел. Сделали предположение, что грязевая масса вулканического пепла, обломки лавы и пемзы, заполнившие все уголки и щели города, достигли городских улиц не в первые часы извержения, а, вероятно, где-то на третий день. Таким образом, большая часть населения имела возможность спастись.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИТ) автора БСЭ

Из книги 100 великих загадок XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих чудес природы автора Вагнер Бертиль

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Из книги Природные катастрофы. Том 2 автора Дэвис Ли

Из книги Природные катастрофы. Том 1 автора Дэвис Ли

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты автора Морозов В. П.

ИТАЛИЯ Везувий, 16 декабря 1631 г. По подсчетам, погибли от 4000 до 18000 человек во время грандиозного извержения Везувия 16 декабря 1631 года.* * *После катастрофического извержения в 79 году, когда были похоронены Помпеи и Геркуланум, Везувий время от времени извергался. Но, по всем

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

ИТАЛИЯ Везувий, май-август 1779 г. Немного меньше 1000 человек погибли при извержении вулкана Везувий с мая по август 1779 г.* * *Различные по циклам извержения отмечали продолжающееся существование Везувия как активного вулкана, особенно в последней четверти XVIII века. В мае 1779 г.

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

ИТАЛИЯ Везувий, февраль 1793-июль 1794 гг. Почти 1000 жителей Торре-дель-Греко, лежащего у подножия горы Везувий, погибли в серии взрывов с февраля 1793 года по июль 1794 года.* * *Землетрясения сотрясали местность около Везувия начиная с февраля 1793 г., и, в конце концов, 15 июня сильные

Из книги автора

ИТАЛИЯ Везувий, 4 апреля 1906 г. и 18 марта 1944 г. Почти 2000 человек погибли в двух заключительных извержениях Везувия, проходивших 4 апреля 1906 г. и 18 марта 1944 г.* * *Почти 2000 человек лишились жизни в двух последних извержениях Везувия - в 1906 г. и 1944 г.Извержение 1906 года началось рано

Из книги автора

ИТАЛИЯ Agusta А109 Hirundo Агуста А109 «Хирундо» МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ Предназначен для борьбы с танками и для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя.Разрабатывался с конца 1960-х гг. на базе американских вертолетов Белл 206 и S-61. Вертолет А 109А был спроектирован с

Из книги автора

ИТАЛИЯ Aeritalia G.222 Аэриталия G.222 СРЕДНИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Первоначальный вариант самолета G.222 сформировался в соответствии с «Основными военными требованиями НАТО-4», сформулированными в 1962 г. Контракт на разработку самолета с укороченным взлетом и посадкой был

«Я затрудняюсь назвать какое-либо явление, которое было бы более интересным…» – сказал Гёте о гибели Помпей, вдохновлённый открытием и раскопками римского города, оказавшимся погребённым и забытым больше чем на 1,5 тысячи лет. И действительно, извержение вулкана Везувий в 79 г. н.э., страшное бедствие для древних италийцев, в то же время сохранило для будущих поколений культурные сокровища прошлого, позволило заглянуть в навсегда потерянный, загадочный мир античности. Везувий навсегда стал местом паломничества многих поэтов, философов, писателей, художников и простых путешественников, посещавших когда-либо Кампанию и Неаполь.

Древняя Кампания. Помпеи и Геркуланум

В начале первого века нашей эры никто не представлял себе, что Кампания может подвернуться такой страшной опасности, как извержение вулкана. Везувий почти не проявлял себя в течение восьмисот лет, местные жители относились к нему как к простой горе конусовидной формы. И даже самые наблюдательные и просвещённые из римлян, как например историк и географ Страбон, замечавшие обугленные камни на её вершине, предполагали, что огонь, который некогда горел здесь, исчез навсегда. В античные времена вообще мало что знали о вулканах.

Конечно, Везувий проявлял активность и до 79 г. Считается, что сильное извержение, произошедшее в бронзовом веке, около 1600 г. до н.э. повлияло даже на местный климат. Известно также об извержении, произошедшем за 200 лет до катастрофы 79 г. В то же время вулкан был не только разрушительной силой: застывшая лава образовала небольшой холм, на котором и были некогда выстроены Помпеи. А вулканическая почва, богатая минералами, стала неиссякаемым источником плодородия. Здесь всегда собирали самые обильные урожаи.

Многие античные писатели говорят о Кампании как о самом счастливом, прекрасном и спокойном месте на земле. Этот край славился лучшими винами во всей Италии, здесь собирали большие урожаи маслин, пшеницы, ячменя, репы. Кампанцы были известны как лучшие садовники, выращивавшие декоративные растения, прекрасные цветы. По всей Италии пользовались спросом местные спаржа, дыня, капуста, оливковое масло. Помпеи были также крупнейшим центром переработки шерсти, их сукно повсюду пользовалось спросом. Благодаря настенным росписям и рисункам, найденным при раскопках, историкам даже удалось восстановить в подробностях технологию обработки шерсти тех времён.

Кроме того, города находились у берегов Неаполитанского залива (тогда он назывался Куманским), богатого рыбой, обладали тихими бухтами, позволяющими активно вести торговлю. Сюда приплывало много купеческих кораблей. В Геркулануме и Помпеях успешно развивались ремёсла и искусства, это были небольшие, но богатые и процветающие города, обладающими большим потенциалом. В Помпеях был построен небольшой драматический театр и один из самых крупных в Италии амфитеатров для гладиаторских боёв, неизменно собиравший массы знатных и простых людей. Гладиаторские бои были обставлены со всей возможной роскошью и фантазией. В Помпеях существовала и своя гладиаторская школа, где тренировали бойцов. На арене сражались не только люди, но и дикие звери, которых без жалости стравливали друг с другом.

Гибель городов

Но вся эта мирная жизнь, семейный быт, производство и культурное развитие должны были вскоре прекратиться, исчезнув под толстыми слоями лавы и пепла. Вначале вулкан дал о себе знать в 62 г. н.э., когда из-за газов и магмы, рвавшихся наружу через земную кору, произошло сильное землетрясение, в результате которого были разрушены многие здания в Геркулануме и Помпеях. Горожане восстановили многие здания, однако до 79 г. так и не были устранены все разрушения, причинённые тем землетрясением. Это объяснялось ещё и тем, что кампанцы хотели перестроить здания в новом роскошном стиле, в духе нового времени. С 62 года время от времени ещё происходили небольшие землетрясения, свидетельствующие о том, что магма рвётся наружу и вулкан готовится к пробуждению, однако люди привыкли к ним и не обращали на эти тревожные сигналы должного внимания.

Везувий окончательно проснулся 24 августа 79 года н.э. Благодаря раскопкам в Геркулануме и Помпеях, а также свидетельствам очевидцев, дошедших до нашего времени, сейчас мы уже довольно точно можем представить, что происходило там в этот день. Ничего не подозревающие люди, по обычаю древних италийцев, старались сделать как можно больше, пока сохранялся дневной свет. В этот день в Помпеях горожане также работали и развлекались, как и всегда. Тела, найденные при раскопках, говорят о том, что группа гладиаторов, прогуливавшаяся по городу, зашла посидеть в одной из харчевен, где их и застало извержение. В этот момент, видимо, спасаясь от каменного дождя, туда также зашла знатная женщина. Работники прачечных, ремесленных и швейных мастерских также занимались своими обычными делами.

О самом извержении мы знаем многое благодаря двум письмам известного римского учёного, Плиния Младшего, описавшего данные события по просьбе Тацита, знаменитого античного историка. В то время Плинию Младшему было 17-18 лет и он жил вместе с дядей в Мизене. Его дядя был известный и значительный человек, также наблюдательный учёный и писатель, мужественный, честный и образованный человек для своего времени, активно интересовавшийся всеми природными явлениями. Плиний Старший командовал в Мизене императорским флотом, вместе с которым он там и находился. В полдень жена привлекла внимание адмирала к странному явлению: в восточном направлении, в небе над горой, выросло огромное облако, напоминающее зонтик. Плиний сравнил эту серую тучу, которая постепенно разрасталась и отбрасывала в стороны ветви, с пинией, итальянской сосной. Адмирал, писавший большую книгу по естественной истории, не мог сдержать любопытства, он понимал, что редко кому выдаётся шанс наблюдать подобное явление. Много путешествовавший и много повидавший, он хотел приблизиться к этому необычному облаку и получше его изучить. В тот момент Плиний Старший вряд ли осознавал, какую опасность оно представляет. Он приказал приготовить корабль, на котором собирался приблизиться к извержению. Однако в этот момент к нему пришло письмо от жены его друга, которая просила его о помощи: она жила у подножия вулкана и сообщала, что все сухопутные дороги, по которым она могла уехать из города, отрезаны и что единственный способ сбежать – это море. Любопытство учёного должно было уступить чувству долга и обязанностям адмирала флота. Плиний Старший приказал снарядить больше кораблей и вскоре он во главе их поплыл прямо к Везувию, желая спасти людей. Однако через какое-то время на палубы кораблей стали падать пепел и камни, их поток усиливался по мере того, как флотилия приближалась к вулкану. Адмирал не только не испугался происходящего, но и, сохраняя хладнокровие, велел записывать все изменения, происходяшие с вулканом. Подойти к берегу оказалось невозможным: вход в бухту был завален каменными обломками. Моряки уговаривали адмирала вернуться назад, пока не поздно, однако упрямый и бесстрашный Плиний решил немного изменить курс и плыть к Стабиям. По пути он сохранял бесстрастный вид, стараясь подбодрить свой экипаж. В это время Помпеи уже исчезли с лица земли, на их месте были видны горы пепла. В Стабиях Плиний заночевал у приятеля, который также не смог покинуть город по суше. Море в это время сильно штормило, и они не могли сразу же пересечь залив. Адмирал принял ванну и поел, подбодрив своего друга, который был сильно обеспокоен, а затем он преспокойно лёг спать. Однако в течение ночи поток камней и пепла шёл так сильно, что друзья, опасаясь, что адмирала просто засыплет в его спальне и он не сможет выбраться наружу, разбудили его на рассвете. Хотя и наступило утро 25 августа, на улице было темно, как ночью. Взяв факелы и масленые лампы, Помпей и его спутники пошли на берег. Чтобы защититься от дождя из пемзы, мелкой, но в то же время способной поранить, они привязали к головам подушки. Море по-прежнему сильно штормило, невозможно было уплыть. В это время Плинию сложно стало дышать из-за ядовитых паров, исходящих от вулкана. Говорят, у Плиния было слабое горло и у него возникали ранее проблемы с дыханием. Ему расстелили простыню на земле, на которую он прилёг отдохнуть. Несколько раз он просил воды. Когда ему наконец помогли подняться, он неожиданно упал и умер.

Схема распространения извержения 79 года

Солнечный свет вернулся снова только через два дня. Лишь с возвращением света стал ясен масштаб катастрофы. Верхний конус Везувия обрушился под влиянием пирокластического потока, южные и западные склоны горы, где было расположено множество богатых вилл, исчезли, на их месте находилась серая пустыня. Погибло несколько городов, в числе которых были Геркуланум, Помпеи и Стабии. В Помпеях над пеплом и камнями возвышались лишь кончики крыш.

Письма Плиния Младшего точно и правильно воспроизводят процесс извержения Везувия, как замечают учёные нашего времени. Хотя в то время многие ему не верили, считая некоторые моменты в его описании выдумкой. Так, Плиний описывает огромную тучу, похожую на гриб или зонтик и расширявшуюся кверху, которая вскоре отделилась от основания и начала спускаться на города. В этой туче были видны огромные огненные молнии. Люди слышали страшный треск и грохот, похожий на грозу, но намного сильнее – это вулканические газы прорывались наружу и сотрясали землю. С жутким грохотом была выбита в кратере Везувия «пробка» затвердевшей сверху лавы, корка, образовавшаяся от прошлого извержения. Огромный столб газов, земли, камня, пепла и дыма поднялся над Везувием на высоту двадцати километров. Когда Плиний Младший вместе с матерью уезжал из города, огромная туча внезапно закрыла солнце, из-за чего потемнело так, как бывает, когда в комнате резко выключают свет. Началось сильное землетрясение, повозки и людей кидало из стороны в сторону. В кромешной темноте в ужасе истошно кричали, плакали и стонали взрослые и дети, они метались и сталкивались друг с другом. Многие были уверены в сверхъестественном характере происходящего, извержение воспринимали как кару богов. Есть свидетельства того, что в Помпеях некоторые жители в момент смерти приносили жертвы и молились богам, ища у них защиты и спасения.

В картинах, книгах и фильмах, например, в недавней картине показывается как будто города были затоплены потоком лавы, на самом деле раскопки и свидетельства очевидцев указывают на обратное. Если бы Помпеи пострадали от потоков магмы, то многие деревянные постройки и предметы просто бы сгорели, а камни расплавились. Сейчас же видно, что предметы и здания лишь слегка обуглились. Можно совершенно точно сказать, что причиной смерти большинства жертв были потоки пемзы и горячего пепла, которые начали идти в небе над Помпеями приблизительно с часа дня и позднее дошли и до Геркуланума. Многие авторы художественных произведений показывают события так, будто всё население Помпей было уничтожено и что извержение для людей было внезапным. Опять же, это неправда. По оценкам историков, в Помпеях по разным причинам погибло около двух тысяч человек, плюс несколько сот скелетов найдено в Геркулануме. Всё же население Помпей, по разным оценкам, составляло 20-30 тысяч человек. Большая часть жителей успела вовремя покинуть города, остались те, кто почему-то не мог сам уехать или же те, кто решил переждать извержение под крышами домов. Кто-то слишком медлил с побегом, кто-то вернулся домой за деньгами и ценными вещами и умер рядом с золотыми монетами или под грузом вещей.

Благодаря сохранённым формам людей и животных мы можем точно воссоздать картину произошедшего

Потоки пемзы и пепла вначале казались не особенно опасными, однако они выпадали в таком количестве, что под их весом проламывались крыши зданий, погребая под собой жителей. Те, кто оставался вначале в доме, потом просто не мог открыть дверь и выйти на улицу, т.к. выход был завален камнями и пеплом. Пирокластический поток, состоящий из горячего газа, пепла и камня, так плотно запечатал здания в Геркулануме и близлежащих виллах, что внутри не осталось воздуха, и люди просто задыхались. Плиний Младший, находившийся дальше от Везувия, пишет о том, что им приходилось то и дело стряхивать с себя пепел, чтобы не упасть под его тяжестью. Раскопки показывают, что многие тела найдены в верхних слоях пепла. Люди, понявшие наконец, что надо срочно выбираться из города, делали это слишком поздно. Они выходили на улицы, где им приходилось пробираться по горам камней и пепла, в которых их ноги увязали. Пошедший вскоре горячий дождь превратил тонны пепла в жидкую грязь, по которой сложно было продвигаться и которая запечатывала все щели в зданиях.

Мумифицированное тело собаки, погибшей при извержении

Множество тел (около 300) было найдено в том месте, где раньше, предположительно, располагалась гавань. Люди в отчаянии пытались спастись на кораблях через залив, однако когда они пришли в гавань, то увидели, что корабли и порт также засыпало каменными обломками. Они хотели спрятаться от каменного дождя в лёгких постройках на берегу, где засыпали и никогда уже не просыпались – к вечеру на города опустилось ядовитое облако газов и дыма, вдыхая которые, люди умирали от удушья, точно так же, как и Плиний Старший.

Когда свет наконец-то появился и извержение прекратилось, сбежавшие от извержения горожане возвращались назад. Ориентируясь по торчавшим над вулканическими породами крышам домов, они откапывали свои дома, что было в то время совсем несложно, проламывали стены и крыши и забирали те ценные вещи, которые могли найти, поэтому в погибших городах сохранилось мало золотых и серебряных предметов, домашней утвари. Некоторые увозили с собой и большие вещи, даже статуи, находившиеся когда-то на форуме. Спасшиеся люди расселялись затем по другим городам, находящимся поблизости. Римская власть ничего не сделала для того, чтобы помочь пострадавшим. Вначале император Тит планировал создать какую-то комиссию для раскопок, но дело на этом и остановилось, а про погребённые вулканом города через какое-то время вообще забыли и не вспоминали ещё тысячу лет. Оставались в памяти лишь названия городов, но было забыто даже точное место, где они находились, поэтому неожиданное их открытие было совершенно случайным. За то время, пока Помпеи и Геркуланум пролежали под пеплом и камнем, над ними успели возникнуть толстые слои земли и были построены новые поселения. Над бывшими городами раскинулись пышные зелёные покровы и плодородные поля.

История раскопок и изучения городов

На самом деле местные жители все эти столетия, в том числе и в Средневековье, бывало, находили здесь ценные предметы, древние вещи. Можно сказать, что первыми раскопками занялись грабители и разбойники, кладоискатели, которые натыкались временами на крыши античных домов, без всякой жалости проламывали их, забирались внутрь и уходили оттуда с чем-нибудь ценным. Всё это просто продавалось и попадало в том числе и в другие страны. Средневековый кинжал, найденный в одной из античных построек, указывает на то, что внутри, возможно, прятался от преследования какой-то разбойник.

Впервые на остатки Помпей случайно наткнулся в конце 16-го века архитектор Доменико Фонтана. Он рыл водопровод, проходивший через Помпеи по диагонали и, к своему удивлению, обнаружил часть древней городской стены. Найденные надписи указывали на то, что землекопы нашли древние Помпеи, однако в то время ошибочно предположили, что здесь когда-то находилась всего лишь усадьба Помпея, противника Цезаря.

Первые настоящие раскопки начались лишь в 18-ом веке и проходили они вовсе не из-за исторического, научного интереса, а имели, скорее, характер кладоискательства и грабежа. В самом конце 17-ого века один крестьянин, роя колодец на своей земле, обнаружил остатки древних построек. Австрийский князь Эльбеф, построивший себе великолепный дворец в Портичи, хотел украсить его античными произведениями искусства. Узнав о неожиданной находке, он тут же перекупил ту землю и начал рыть шахты. В 1709 году его рабочие наткнулись на остатки театра в Геркулануме, который князь тут же и ограбил для украшения собственного дома. Впрочем, в то время это не считалось чем-то преступным, отношение к древности было совсем другое. Князь не один занимался разграблением древних руин, вскоре к нему присоединились многие другие любители древностей из разных стран. Находки античных предметов через какое-то время уже перестали кого-либо удивлять, но никто точно не знал, что именно здесь находилось.

Новая волна интереса к раскопкам была вызвана тем, что Эльбеф, обставив антиками свой дворец, продал землю неаполитанскому правительству. Жена неаполитанского короля Карла III Бурбона, Мария Амалия Христина, была увлечена искусством и пришла в восторг от найденных вблизи Везувия античных статуй. Рокко Хоаккино де Алькубиерре, умный и деловой человек, талантливый инженер, но совершенно негодный археолог, не разбиравшийся в искусстве, стал руководить новыми раскопками. Алькубиерре в 1748 году уговорил Карла III проводить раскопки там, где некогда был вырыт колодец и были найдены античные руины. Там, по его предположению, находились когда-то Стабии. На самом деле же это были Помпеи. В распоряжение Алькубиерре были предоставлены 12 каторжников, которые и стали рыть шахты. Раскопки проводились случайным и грубым образом, рабочие прорубали стены и крыши, закладывали и взрывали динамит, из-за чего страдали и постройки. До 1763 года Алькубиерре не знал, что изучает не Стабии, лишь в этот год была найдена надпись, прямо говорящая о «городе помпейцев».

Всё время от 1748 года до 60-х годов 19-го века можно объединить в один период. В это время раскопки проводились грубым способом, никто из руководителей и рабочих не интересовался самим городом, его архитектурой, устройством. Люди искали в первую очередь ценные предметы, произведения искусства, которые можно было продать или отослать в музеи. Город не воспринимался как единый ансамбль, как часть истории. Раскопками руководили в основном не учёные, а инженеры и кладоискатели, знатные невежды, стремившиеся обогатить себя или обставить собственные дома и набить кошелёк. То же, что не соответствовало их представлениям о прекрасном, отвергалось и разрушалось. Не щадили стены построек и надписи, разбивались не очень искусные или разрушившиеся мозаики и настенные изображения, каменные плиты. Большая часть вещей попала к частным владельцам и ушла за границу Италии, приобретали ценности даже русские путешественники. Работу производили каторжники и заключённые в кандалах, получавшие ничтожную плату. Интерес к раскопкам то пробуждался, то снова угасал, менялось число землекопов. От десятка человек оно доходило до нескольких сотен, а затем опять сокращалось. Раскопанные здания при этом проверялось на наличие чего-либо ценного и снова засыпались. Найденную бронзовую колесницу с четвёркой лошадей расплавили и сделали из металла большую лошадь, поставив её во дворе музея. Несколько лучше дело пошло под руководством Михаила Ардити, талантливого и наблюдательного неаполитанского учёного, занявшегося раскопками в 1807 году. Он добился составился единого плана раскопок, потребовал лучшего финансирования и большего количества рабочих.

Второй, более счастливый для изучения древних городов период, начался со сменой власти в Италии, в 1863 году, когда раскопками стал руководить археолог Джузеппе Фиорелли, которым мы так многим обязаны. Он сразу же заявил, что самое интересное в Помпеях – это сами Помпеи, чем тогда многих удивил. Он считал, что важно изучение не только форумов и богатых домов, но и самых обычных построек и улочек. Последовательное применение этого принципа в деле весьма способствовало успеху раскопок. Археологам при нём стали платить достойные деньги, к Помпеям перестали относиться как к руднику, кража древностей прекратилась. Стали постепенно разрывать проходы между домами, извлекая весь город из-под земли. Рыть стали слоями, причём стены домов сразу же укрепляли, детали домов, лестницы и балконы восстанавливали. Землю стали наконец-то вывозить за пределы раскопок с помощью хитроумно сделанной наклонной железной дороги и вагонов, двигавшихся под собственным весом. Кроме того, благодаря методу заливки пустот гипсом, применённому Фиорелли, мы получили слепки многих предметов. Он также применил эту технологию на отвердевших формах человеческих тел, сохраннённых затвердевшим пеплом и камнем, что позволило создать точные скульптурные изображения жертв извержения со всей их мимикой, жестами, в тех положениях, в которых они находились при гибели. Среди скульптурных фигур есть и люди, и животные, забытые хозяевами в домах или погибшие рядом с ними.

Фиорелли стал проводить первые экскурсии по этим местам, проводники следили за сохранностью предметов, всё объясняли посетителями и получали от них небольшую плату (в выходные же посещение руин было сделано бесплатным). Многие методы и принципы, придуманные Фиорелли, используются археологами и в наше время. В последующие годы и в 20-м веке археологи занимались уже восстановлением архитектуры, а предметы перестали увозить с места раскопок в отдельные музеи, став частью ансамбля. Стала изучаться сама история города. Вторая мировая война не пощадила и Помпеи: несколько снарядов попали сюда, был разрушен один из районов города, уничтожены лавки и харчевни, пострадал один из старейших домов и повреждён театр.

Раскопки Помпей и Геркуланума позволили пролить свет на многие аспекты жизни того времени, подарили нам замечательные произведения искусства прошлого, позволили в какой-то мере заглянуть в то время. Недалеко от Геркуланума в погибшей при извержении вилле была найдена уникальная частная библиотека с тысячами свитков, редкими сочинениями античности, сохранившихся до наших дней благодаря тому, что в здание на проникал воздух из-за затвердевших лавы и пепла, закупоривших помещения, и высокой температуры, испарившей воду. Многие из этих свитков ещё не расшифрованы из-за того, что с ними нужно проводить очень осторожную, длительную работу.

Извержения после 79 года

Извержение Везувия 79 года было самым мощным и страшным из известных нам, но оно не было последним. Жители Кампании были свидетелями ещё нескольких сильных извержений, от которых страдают сельскохозяйственные поля и растительность, рушатся города. Так, извержения происходили в 1631, 1872, 1906, 1913 и 1927 - 1929 годах. Везувий активен до сих пор, последнее серьёзное извержение было в 1944 году, тогда лавовый поток разрушил близлежащие селения, погибло 57 человек. Большие потери вызваны, правда, теперь не столько силой вулкана, которая с каждый разом иссякает, сколько большим количеством живущего там населения и ростом городов. В настоящее время за активностью Везувия ведётся наблюдение, там проводятся экскурсии. Место вокруг вулкана превращено в национальный парк.

*Для лучшего ознакомления с историей Помпей, жизнью древних римлян отсылаю интересующихся к книге Марии Ефимовны Сергеенко «Помпеи».

*В статье использованы изображения, рисунки и фотографии из перечисленных ниже книг.

Список источников
1. Connolly, P. Pompeii. Oxford University Press, 1990.
2. Грицак, Е.Н. Помпеи и Геркуланум. «Вече», 2004.
3. Сергеенко, М.Е. Помпеи. Издательский дом «Коло», Издательско-торговый дом «Летний Сад», Издательство «Журнал «Нева»». – Санкт-Петербург, 2004.

24 августа 79 года произошло одно из самых катастрофических извержений вулкана Везувий. Римские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, располагавшиеся у подножия вулкана, были уничтожены. Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 км, выделив при этом тепловую энергию, многократно превосходящую ту, которая выделилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.
Систематические раскопки в Помпеях начались в 1860 году, тогда же исследователями были найдены 40 погребённых под пеплом тел жителей города. Историки обнаружили, что окрестности Везувия были уничтожены пирокластическими потоками.
Меня всегда удивляла история Помпеи и Геркуланума - тысячи лет пролежать под неглубоким слоем пепла в одной из самый густонаселенных областей мира - подножие Везувия! Рядом находится крупнейший и старейший город Италии Неаполь и ни кто не догадался взять лопату и пойти покопаться... а вдруг чего полезного осталось!?


В последнее время появилось огромное множество фотографий пострадавших городов, сделанных туристами. Поражает чудесная сохранность. Удивительным оказался факт того, что в конце 19 века на фото видны торчащие крыши засыпанных домов - то есть люди знали и помнили, что здесь были городки, жили люди и имели имущество... но ни кто даже и не копался!!! Берегли старину естественно!
Но меня особенно всегда поражало то что дата гибели Помпей известна до дня - 24 августа 79 года! Тысячи лет люди помнили об этой ужасной катастрофе.
Я решил покопаться а сколько еще было потом извержений которые отложились в памяти народной.
Начну с последнего - 1944 года, есть множество видео и фото документов.










Все то же самое - пепел, лава и человеческие жертвы.

Следующее в глубь времен было извержение 1906 года...от сюда https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post415512041/







Это фотография засыпанной вулканологической обсерватории основанной в 1841 - 1842 годах.



Вот что пишут историки про историю извержений Везувия...
"Предположительно вулкан Везувий появился 25000 лет назад в результате столкновения двух тектонических плит. Следы наиболее древнего из известных извержений датированы 6940 ± 100 годом до н. э.

Извержение, происшедшее 3800 лет назад, покрыло пирокластическими потоками территорию, охватывающую Неаполь.
Сильное (5 баллов по шкале извержений) извержение 79 года уничтожило несколько городов - Помпеи и Стабии были засыпаны вулканическим пеплом, местами толщиной до 8 м, а Геркуланум - грязевыми потоками из-за дождя, сопровождавшего извержение. Также существует версия о большом пирокластическом потоке, который разрушил Геркуланум и Помпеи. Пирокластический поток был настолько насыщен газами, что они плотно запечатали здания городов, оставив их без кислорода, вследствие чего останки жертв извержения не разложились, а застыли в вулканическом пепле.
Сильные извержения также были в 1631, 1794, 1822, 1872 и 1906 гг. Извержение 1631 года было в 10 раз слабее извержения 79 года, однако более высокая плотность населения прилегающих районов обусловило большое количество жертв, порядка 4000 человек. Во время извержения вулкан извергался в нескольких фазах. В результате извержения вулкан стал ниже на 168 м. В 1805 году извержение Везувия было относительно слабым, однако большая часть города Неаполь была разрушена почти полностью, а жертвами катастрофы стало около 26 тысяч человек.

Извержение 1872 года есть так же на фото - https://humus.livejournal.com/3408653.html
Оно было с разрушениями и жертвами но как бы не очень!
По историографии получается что следующие извержения в глубь веков это 1822 года, 1794 года и 1631 года и все полторы тысячи лет Везувий либо молчал либо особых бед не делал со дня гибели Помпеи... не логично как то... но ладно, давайте разбираться с последними тремя! Потому что именно в это время начинается страшная путаница в показаниях свидетелей:::-)))
В то время не было фотографов но в избытке были художники!
Картину последний день Помпеи написанную Карлом Брюлловым знают все, создал он её в 1830 - 1833 году.
Вот что пишут историки...
"В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом - «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел картины был связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло извержение Везувия . Для более точной и полной передачи трагедии Брюллов тщательно изучил многочисленные литературные источники, в которых рассказывалось о древней катастрофе, и побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур."
То есть тут показания свидетелей расходятся с официальными датами извержения Везувия - Брюллов наблюдал извержение в 1828 году лично! Остыла лава и пепел и как любой любопытный человек поехал посмотреть что же там получилось на местах трагедии... участвовал в раскопках... ну а что вполне по человечески помогал откапывать городок.

Хотя картина датирована 1817 годом но вот по официальной биографии не много не так все было...
"В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом городе, и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы." Ну это мелочи...

Вот еще один свидетель..."«Извержение Везувия» - повторяющаяся тема в четырёх картинах и минимум одном наброске английского художника Джозефа Райта, путешествовавшего по Италии в 1773-1775 годы. Одна из них, «Везувий из Портичи», находится в библиотеке Хантингтона в Калифорнии; вторая, «Извержение Везувия, с видом над островами в заливе Неаполя» - в лондонской галерее Тейт; третью, «Везувий с Посиллиппо», можно увидеть в Йольском центре британского искусства; четвёртая, известная под тем же названием, находится в частной коллекции.
В 1774 году Райт во время путешествия сделал набросок гуашью, который ныне хранится в Музее и художественной галерее Дерби.

Но самый интересный это Пьер-Жак Волер, прозванный шевалье Волер (Pierre-Jacques Volaire; 1729 – 1799) – французский живописец-пейзажст.
Родился в Тулоне в семье официального городского художника (его дед был художником-декоратором в арсенале). Учился у Клода Жозефа Верне, с которым работал в течение восьми лет с 1754 по 1762 годы. Творчество Верне оказало решающее влияние на формирование стиля Волера.
В 1762 году Волер переехал в Рим, где стал членом Академии Святого Луки и получил почетное звание рыцаря. Но конкуренция на рынке искусства вынудила художника переехать в Неаполь в 1767 году. В Неаполе он прожил до самой своей смерти.









Судя по его картинам и датировкам Везувий извергался несколько лет...

Художников изобразивших извержение везувия огромное количество и в основном все картины приходятся на 20 - 30 е годы 19 века, вторая масса картин это конец 18 века, время в котором как бы и не было извержений запоминающихся.... однако судя по картинам это были грандиозные события!

Здесь куча фотографий Неаполя и Помпей и прочих окрестностей Везувия https://humus.livejournal.com/3997368.html

Так что я думаю что Кард Брюллов реально помогал откапывать свеже погребенные Помпеи!
Что самое интересно Помпеи засыпало только один раз и то не до конца.... крыши многих зданий торчали. На одной из фото есть вид Неаполя из Помпей, то есть городок то находится в реальной прямой видимости из Неаполя! На большинстве картин с изображенияви извержения Везувия в начале 19 века вид как раз из Неаполя а вся лава и камни летят на Помпеи... одна неувязочка - датировка! Но это как говорится вопрос к историкам!

: 40°49′17″ с. ш. 14°25′32″ в. д.  /  40.82139° с. ш. 14.42556° в. д.  / 40.82139; 14.42556 (G) (Я) (T)

Систематические раскопки в Помпеях начались в 1860 году , тогда же исследователями были найдены 40 погребённых под пеплом тел жителей города . Историки обнаружили, что окрестности Везувия были уничтожены пирокластическими потоками . Плиний Младший , древнеримский политический деятель и писатель, был свидетелем катастрофы и описал её в своих заметках -

…"огромное чёрное облако быстро надвигалось…из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного бо́льшие "…

Напишите отзыв о статье "Извержение Везувия (79)"

Ссылки

  • на YouTube (Проверено 1 апреля 2016) - реконструкция извержения, созданная для Мельбурнского музея Zero One Animation.

Примечания

  1. Randy Alfred. . Wired (4 февраля 2011). .
  2. Daniel Mendelsohn. . The New York Times (21 декабря 2003). Проверено 4 февраля 2011. .
  3. . Time (15 октября 1956). Проверено 4 февраля 2011. .
  4. Andrew Wallace-Hadrill. . BBC History (15 октября 2010). Проверено 4 февраля 2011. .
  5. . BBC (29 октября 2007). Проверено 4 февраля 2011. .
  6. Lindsey Doermann. . Cosmos (27 декабря 2010). Проверено 4 февраля 2011. .
  7. Daniel Williams. . Washington Post (13 октября 2004). Проверено 4 февраля 2011. .
  8. Raphael Kadushin. . Orlando Sentinel (13 сентября 2003). Проверено 3 февраля 2011. .
  9. Raffaello Cioni; Sara Levi; Roberto Sulpizio (2000). «» (Geological Society) v. 171 : 159–177. DOI :10.1144/GSL.SP.2000.171.01.13 .
  10. Haraldur Sigurdsson; Stanford Cashdollar; Stephen R. J. Sparks (January 1982). «The Eruption of Vesuvius in A. D. 79: Reconstruction from Historical and Volcanological Evidence». American Journal of Archaeology (American Journal of Archaeology, Vol. 86, No. 1) 86 (1): 39–51. DOI :10.2307/504292 .
  11. Dan Vergano. . USA Today (6 марта 2006). Проверено 5 февраля 2011. .
  12. John Roach. . MSNBC . Проверено 6 февраля 2011. .

Отрывок, характеризующий Извержение Везувия (79)

«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.
28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта.
Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите. Под ним была ранена лошадь, и сам он был слегка оцарапан в руку пулей. В знак особой милости главнокомандующего он был послан с известием об этой победе к австрийскому двору, находившемуся уже не в Вене, которой угрожали французские войска, а в Брюнне. В ночь сражения, взволнованный, но не усталый(несмотря на свое несильное на вид сложение, князь Андрей мог переносить физическую усталость гораздо лучше самых сильных людей), верхом приехав с донесением от Дохтурова в Кремс к Кутузову, князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером в Брюнн. Отправление курьером, кроме наград, означало важный шаг к повышению.
Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. То перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатление, которое он произведет известием о победе, вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей, князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека, долго ждавшего и, наконец, достигшего начала желаемого счастия. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба ружей и орудий, которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. То ему начинало представляться, что русские бегут, что он сам убит; но он поспешно просыпался, со счастием как будто вновь узнавал, что ничего этого не было, и что, напротив, французы бежали. Он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения и, успокоившись, задремывал… После темной звездной ночи наступило яркое, веселое утро. Снег таял на солнце, лошади быстро скакали, и безразлично вправе и влеве проходили новые разнообразные леса, поля, деревни.
На одной из станций он обогнал обоз русских раненых. Русский офицер, ведший транспорт, развалясь на передней телеге, что то кричал, ругая грубыми словами солдата. В длинных немецких форшпанах тряслось по каменистой дороге по шести и более бледных, перевязанных и грязных раненых. Некоторые из них говорили (он слышал русский говор), другие ели хлеб, самые тяжелые молча, с кротким и болезненным детским участием, смотрели на скачущего мимо их курьера.
Князь Андрей велел остановиться и спросил у солдата, в каком деле ранены. «Позавчера на Дунаю», отвечал солдат. Князь Андрей достал кошелек и дал солдату три золотых.
– На всех, – прибавил он, обращаясь к подошедшему офицеру. – Поправляйтесь, ребята, – обратился он к солдатам, – еще дела много.
– Что, г. адъютант, какие новости? – спросил офицер, видимо желая разговориться.
– Хорошие! Вперед, – крикнул он ямщику и поскакал далее.
Уже было совсем темно, когда князь Андрей въехал в Брюнн и увидал себя окруженным высокими домами, огнями лавок, окон домов и фонарей, шумящими по мостовой красивыми экипажами и всею тою атмосферой большого оживленного города, которая всегда так привлекательна для военного человека после лагеря. Князь Андрей, несмотря на быструю езду и бессонную ночь, подъезжая ко дворцу, чувствовал себя еще более оживленным, чем накануне. Только глаза блестели лихорадочным блеском, и мысли изменялись с чрезвычайною быстротой и ясностью. Живо представились ему опять все подробности сражения уже не смутно, но определенно, в сжатом изложении, которое он в воображении делал императору Францу. Живо представились ему случайные вопросы, которые могли быть ему сделаны,и те ответы,которые он сделает на них.Он полагал,что его сейчас же представят императору. Но у большого подъезда дворца к нему выбежал чиновник и, узнав в нем курьера, проводил его на другой подъезд.
– Из коридора направо; там, Euer Hochgeboren, [Ваше высокородие,] найдете дежурного флигель адъютанта, – сказал ему чиновник. – Он проводит к военному министру.
Дежурный флигель адъютант, встретивший князя Андрея, попросил его подождать и пошел к военному министру. Через пять минут флигель адъютант вернулся и, особенно учтиво наклонясь и пропуская князя Андрея вперед себя, провел его через коридор в кабинет, где занимался военный министр. Флигель адъютант своею изысканною учтивостью, казалось, хотел оградить себя от попыток фамильярности русского адъютанта. Радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. Он почувствовал себя оскорбленным, и чувство оскорбления перешло в то же мгновенье незаметно для него самого в чувство презрения, ни на чем не основанного. Находчивый же ум в то же мгновение подсказал ему ту точку зрения, с которой он имел право презирать и адъютанта и военного министра. «Им, должно быть, очень легко покажется одерживать победы, не нюхая пороха!» подумал он. Глаза его презрительно прищурились; он особенно медленно вошел в кабинет военного министра. Чувство это еще более усилилось, когда он увидал военного министра, сидевшего над большим столом и первые две минуты не обращавшего внимания на вошедшего. Военный министр опустил свою лысую, с седыми висками, голову между двух восковых свечей и читал, отмечая карандашом, бумаги. Он дочитывал, не поднимая головы, в то время как отворилась дверь и послышались шаги.