Open
Close

Разработка атласа экскурсионных маршрутов. Составление методической разработки. Рассказ и индивидуальный текст

Треть территории страны ее площадь 2076 км занимают леса. Он занимает площадь более 200 квадратных километров. В маршрут вошли следующие экскурсионные объекты: Привокзальная площадь На одной из сторон площади современное здание нового железнодорожного вокзала 2000 арх. Площадь независимости Площадь Независимости – главная площадь нашего государства.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5178. Разработка международного маршрута перевозки груза 1 MB
В данной работе будет разработан международный маршрут. Необходимо перевезти груз (пиломатериалы) в экспортном направлении (из Сергиева Посада в Сербию, г.Ниш), а также в импортном направлении вывезти груз (минвата) из Софии в Москву автомобильным транспортом. В качестве транспортных средств был выбран автомобиль-тягач Volvo FH12 и полуприцеп Renders RSCC 12-27 All connections.
20714. Разработка технических особенностей проведения конного маршрута по Монголии 63.64 KB
Условия проведения конного маршрута по Монголии Физико-географическая характеристика Монголии Туристская инфраструктура сущность характеристика Гостиничная индустрия Транспортная инфраструктура Особенности национальной кухни Материально-техническая база конного туризма Снаряжение которое необходимо для лошади...
870. Разработка автобусного маршрута в Ломоносовском районе Ленинградской области с элементами анимационной деятельности 5.72 MB
Разнообразие и привлекательность для отдыха и туризма территорий и объектов природного и историко-культурного наследия, близость к Санкт-Петербургу –одному из туристских центров мирового уровня, позволяет предположить, что район имеет все возможности для развития этого направления. В прошлом году район посетили более 100 тысяч человек.
856. Продвижение туристических услуг Минска и Минской области на рынке Польши 23.58 KB
Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике поэтому необходимо стремиться к повышению доли дохода от туризма в бюджете страны. Беларусь и в частности Минская область имеют большой потенциал развития туризма.
6610. Проектирование операций и дополнение маршрута ТП 8.3 KB
Для проектирования операции необходимо знать следующее: маршрут обработки детали оборудование схему базирования и закрепления заготовки тип приспособления структуру операций размеры допуски припуски на обработку а также темп работы если операция проектируется для поточной линии. На данной стадии: выбирают типоразмер приспособления или дают заявку на его проектирование; выбирают СОЖ; дополняют условный маршрут обработки до технологического маршрута. При поточном методе обработки штучное время увязывают с темпом работы...
20533. АЗРАБОТКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПО ПРИГОРОДУ г. ВЛАДИВОСТОКА 1016.14 KB
Основные понятия и определения оздоровительного туризма. Организация и технология туризма. Приложение Г Введение Актуальность исследования организации оздоровительного туризма на мировых и отечественных рынках обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых уровень развития оздоровительного туризма важен для каждого человека.
20896. Выбор оптимального маршрута и вида транспорта для перевозки контейнерного груза 346.08 KB
Свою популярность данный вид перевозки завоевал засчет использования контейнера который дает возможность грузоотправителю не задумываться об упаковке груза и его маркировке также использование контейнера снижает затраты на погрузку и разгрузку при смешанной перевозке. В настоящее время более 90 товарно-штучного генерального груза перевозится с помощью контейнеров. Более того контейнер как способ упаковки и транспортировки груза можно считать самым экономичным и что не маловажно экологичным видом. Целью данной выпускной...
20574. ШТУРМАНСКАЯ ПРОРАБОТКА МАРШРУТА ПЕРЕХОДА СУДНА ПРОЕКТА CF-7200A-1 ПО МАРШРУТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ‒ КАЛИНИНГРАД 413.88 KB
Написание пояснительной записки и представление руководителю для ознакомления. Анализ требований к современному состоянию морских карт руководств и пособий для плавания. Описание порядка комплектования судна картами и пособиями для плавания. Подбор карт руководств пособий для плавания.
3612. Разработка проекта мультисервисной сети, выбор технологии сети, разработка ее структуры, установка оборудования и расчет его комплектации 6.93 MB
В данном дипломном проекте решена задача построения мультисервисной сети широкополосной передачи данных для предоставления услуги Triple Play, на основе технологии FTTB. Проведен анализ исходных данных. Предложено обоснование выбранной технологии и топологии сети, проведен расчет оборудования а также подбор его комплектации, расчет нагрузки на сеть, приведены технико-экономические показатели, разработаны мероприятия по безопасности жизнедеятельности.
4628. Разработка GSM сигнализации 706.93 KB
Принципиальная схема сигнализации. Сигнал от сработавшего датчика охранной или пожарной сигнализации с помощью сотовой связи отправляется на запрограммированный номер. В качестве основного исполнительного модуля сигнализации GSM используется 32 битный микроконтроллер...

5. Маршрут учебно-тематической экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности учащихся. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Маршрут определяет порядок показа объектов, последовательность их осмотра. Построение маршрута находится в прямой зависимости от темы экскурсии, места и порядка расположения объектов, осмотр которых входит в экскурсию.

Существуют три варианта построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

В зависимости от темы объекты в экскурсии бывают основными и дополнительными. Основные объекты анализируются более глубоко и всесторонне.

6. Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки учебно-тематической экскурсии. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: ознакомление с планировкой трассы, улицами, площадями, объектами, по которым проложен маршрут; освоение подъезда на автобусе (пешеходных переходов) к объектам или местам стоянок; проведение хронометража времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также продолжительности экскурсии в целом.

7. Разработка технологической карты учебно-тематической экскурсии.

Технологическая карта экскурсии – это основной документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

Технологическая карта составляется на каждую тему учебно-тематической экскурсии с учетом группы экскурсантов. Технологическая карта учебно-тематической экскурсии оформляется следующим образом (Приложения № 1 и № 2):

– на титульном листе располагаются данные: наименование учреждения; дата утверждения учебно-тематической экскурсии; название темы экскурсии; вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах; фамилии и должности составителей.

– на следующей странице излагаются цель и задачи учебно-тематической экскурсии; вид экскурсии (по содержанию, по способу передвижения, по месту проведения, по составу и количеству участников); описываются основные объекты показа и маршрут учебно-тематической экскурсии.

Эффективность технологической карты экскурсии зависит от правильного заполнения всех восьми граф (Приложение № 3). Размер технологической карты: 6-12 страниц печатного текста, зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе «Маршрут экскурсии» указываются точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа экскурсионных объектов.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, в которых предусмотрен выход из автобуса, где предлагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка для пешеходной экскурсии.

В графе «Объекты показа» перечисляются те памятные места, основные и дополнительные, которые показывают группе на остановках, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В графе «Продолжительность остановки»

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, далее перечисляются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтем.

В графе «Продолжительность изложения подтемы» указывается время, которое затрачивается на показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение экскурсантов по маршруту.

В графе «Организационные указания» даются рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, правила поведения экскурсантов у памятников, требования по охране природы. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание», «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования» и т.д. При проведении производственных экскурсий приводятся рекомендации по технике безопасности.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Например, в учебно-тематической экскурсии «Храмы Белгорода» при раскрытии подтемы «Связь времен: история и современность» используется прием зрительной реконструкции для восстановления первоначального облика Соборной площади с помощью копий фотографий ХIХ века из «портфеля экскурсовода».

8. Составление карты-схемы маршрута.

Карта маршрута представляет собой схематично оформленный путь следования экскурсионной группы с указанием экскурсионных объектов.

9. Подготовка контрольного текста экскурсии.

Текст экскурсии представляет собой логически построенный рассказ, включающий в себя обязательный круг вопросов, которые надо освятить в экскурсии для полного и правильного раскрытия темы материал, т.е. полное раскрытие всех подтем, входящих в учебно-тематическую экскурсию. Контрольный текст призван обеспечить тематическую цельность рассказа педагога-экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена учебно-тематической экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Также в контрольный текст кроме материалов для рассказа экскурсовода включается материал, который должен составить содержание, вступительные и заключительные слова учебно-тематической экскурсии, логические переходы, цитаты и примеры.

Вступление подразделяется на две части: организационная и информационная.

В организационной части экскурсовод представляет себя, знакомит группу с водителем (в автобусной экскурсии), с темой экскурсии, её маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место её окончания. Затем следует инструктаж о правилах поведении и безопасности экскурсантов.

В информационной части кратко излагается содержание экскурсии и её задачи, при этом могут быть названы отдельные подтемы и некоторые объекты. Общее время на вступление 5-7 минут. Отличительная особенность вступительной части в том, что речь экскурсовода не сопровождается показом экскурсионных объектов.

Основная часть экскурсии – это показ и рассказ, раскрывающие тему, представляющие собой как бы сумму нескольких подтем (от четырех-пяти до десяти-двенадцати), соединенных логическими переходами. Каждая подтема раскрывается на одном или группе объектов, их показе и рассказе о событиях, связанных с ними.

В контрольном тексте материал излагается в той последовательности, в которой показываются объекты. При этом дается характеристика объекта, общий и локальный материал, описывающий или анализирующий события, связанные с данным объектом. Затем следуют обобщение, вывод и логический переход к следующей подтеме (объекту или объектам).

Логические переходы – очень важная, хотя и не имеющая самостоятельного характера часть экскурсии, придающая ей необходимую стройность и последовательность. Логический переход диктуется не показом экскурсионного объекта и его особенностей, а содержанием экскурсии, вернее, той её подтемы, после которой следует переход как логический словесный мостик к последующей подтеме.

В заключительной части педагог-экскурсовод подводит итоги того, что экскурсанты увидели и услышали, подчеркивает главное и дает задания для самостоятельной работы по данной теме.

10. Комплектование «Портфеля экскурсовода».

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения учебно-тематической экскурсии. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором построено осматриваемое здание. Более убедительной экскурсию делают демонстрация копий подлинных документов, рукописей. Наглядные пособия дают зрительное представление об объекте.

В «Портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и др. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии, наглядные пособия должны быть удобны для использования, количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра объектов, рассеивать их внимание. К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.

При современном подходе к подготовке «портфеля экскурсовода» Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий планирует шире использовать возможности экскурсионного автобуса (аудио- и видеосистема, 2 телевизора) и готовит «портфель экскурсовода» в электронном виде по разработанным ранее маршрутам.

6. Педагогическое значение учебно-тематических экскурсий
Учебно-тематические экскурсии являются важной формой гуманистического, патриотического, духовно-нравственного, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. На экскурсиях юные туристы изучают родной край, страну – Российскую Федерацию; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания образовательных учреждений, научных и других учреждений и организаций.

Педагогическое значение экскурсии очень велико. Учебно-тематическая экскурсия помогает учащимся установить взаимосвязь между содержанием изучаемого материала и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, о чем узнали от учителя, педагога дополнительного образования, руководителя кружка (объединения) или прочитали в книгах, т.е. учит ребят видеть историю вокруг себя. Без экскурсии фактически невозможна никакая исследовательская деятельность.

Объектом познания и воспитания, как правило, являются средства наглядности. Именно эта особенность делает экскурсию основным средством активизации познавательной деятельности учащихся, оказывая сильное эмоциональное воздействие.

По месту в учебной работе экскурсии можно условно разделить на следующие виды:


  • вводная . Предшествует изучению учебного материала на уроках, учебных занятиях кружка, объединения. Проводится с целью накопления фактического материала, готовит ребят к восприятию нового материала, вызывает интерес к последующим занятиям;

  • занятие-экскурсия . В процессе экскурсии учащиеся, продолжая изучать материал темы, получают новые знания с последующей их систематизацией и закреплением;

  • итоговая экскурсия . Проводится после изучения соответствующей темы на уроке, занятии кружка, объединения. Ее целью является установление связи между местным и историческим материалом, углубление и обобщение материала;

  • обзорная . Завершает изучение темы или ряда тем.
В образовательной деятельности чаще практикуются местные экскурсии – организованный выход учащихся за пределы образовательного учреждения для наблюдения изучаемых явлений на природе, производстве, в музеях, на выставках и т.д. с последующим анализом и обобщением полученной информации на уроках, занятиях кружка или других учебно-воспитательных мероприятиях.

Подготовка к учебно-тематической экскурсии включает в себя следующие организационные моменты:

– знакомство самого педагога с экскурсионным объектом, определение важных деталей экскурсии;

– распределение обязанностей со специалистом-экскурсоводом во время экскурсии;

– подготовка нужных людей к беседе с ребятами;

– оформление необходимой документации (приказ директора школы, список участников, оформление медицинского допуска, разрешения (доверенности) родителей).

План проведения экскурсии составляется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению информации и возможной физической нагрузке и включает следующие пункты:

– цель экскурсии (познавательная, воспитательная, практическая);

– маршрут движения группы, выявление опасных для жизни и здоровья детей участки;

– контрольные сроки экскурсии;

– средства передвижения во время экскурсии, пешие переходы;

– знакомство с правилами поведения и техникой безопасности;

– одежда, питание, снаряжение, оборудование, приборы: фотоаппарат, магнитофон, аптечка, бинокли и т.д.;

– предварительная подготовка ребят к экскурсии (занятия, беседы, краеведческая литература, обобщение поисковой работы);

– проблемные ситуации, познавательные задания и вопросы, индивидуальные и групповые задания: ведение дневника экскурсии (запись рассказа экскурсовода, собственные наблюдения и впечатления от экскурсии), сбор экспонатов для школьного краеведческого музея, запись на магнитофон рассказа экскурсовода, фотографирование хода экскурсии, зарисовка памятных мест;

– формы подведения итогов экскурсии:

Для подведения итогов экскурсии могут использоваться:

а) итоговая беседа. Не всегда ее нужно проводить непосредственно на объекте, тем более, когда учащиеся стесняются непривычной обстановки и вяло участвуют в беседе. Лучше проводить беседу на следующем занятии;

б) вечер;

в) конференция;

г) конкурс-выставка на лучший дневник, лучшие заметки, очерки, фотографии и рисунки, творческие работы;

д) исследовательские работы.

Опрос знаний, полученных в ходе учебно-тематических экскурсий, может быть устным и письменным. Устный осуществляется методом опроса, беседы, слушания сообщений и докладов. Письменный – методом анкетирования и написания творческих работ. Над составлением докладов ребята могут работать небольшими группами. Эти группы получают конкретное задание еще до учебно-тематической экскурсии, а во время ее фиксируют материал, необходимый к теме доклада. После проверки доклады заслушиваются, обсуждаются, уточняются и оформляются для выступлений перед учащимися школ и т.д.

Работа над оформлением материалов повышает интерес к экскурсии. Ребятам наглядно виден ее итог. Оформленные материалы могут служить наглядным пособием на уроках географии, истории, биологии, литературы и т.д. Из собранных и оформленных материалов экскурсии можно организовать краеведческий уголок, пополнить материалы школьного музея. Учебно-тематические экскурсии, проведенные без подведения итогов, теряют свое воспитательное и образовательное значение.

Результатом экскурсии может стать организация шефства над памятниками и другими объектами экскурсий.

Эффективна экскурсия, когда экскурсоводами выступают сами учащиеся. Это очень сложная форма краеведческой работы с учащимися, но она им посильна, особенно старшеклассникам. Трудность ее состоит не только в том, что она требует от педагога длительной и объемной предварительной работы с будущими экскурсоводами в теоретическом и методическом отношении, но и значительных усилий учащихся. При подготовке к такой экскурсии педагог подбирает экскурсоводов, распределяет между ними задания, рекомендует литературу, источники, определяет этапы подготовки учащихся, проверяет текст экскурсий, степень овладения им экскурсоводами, уточняет знание маршрута, проводит специальные занятия по ознакомлению юных экскурсоводов с методикой, контролирует качество проводимой экскурсии. Занимаясь такой работой, ребята не только расширяют и углубляют свои знания, но и приобретают навыки самостоятельной работы с разнообразными источниками, беседы с людьми, общения с аудиторией, применения полученных знаний на практике.

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

– на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения;

– на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему «Тюмень – ворота в Сибирь»: «Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, т.е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А. С. Пушкина или цитатой-высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края». Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф (табл. 2.1). Размер разработки – 6–12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

Таблица 2.1 Образец методической разработки экскурсии

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги» или «Центральная площадь». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в Полтаве одна из подтем носит название «Полтава в Северной войне между Россией и Швецией». Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, – «Шведы на Украине» и «Полтавская битва». В подтеме «Новь старого города» раскрываются основные вопросы: «Жилищное строительство в городе», «Развитие культуры и искусства», «Строительство спортивного комплекса». Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей, с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Мемориальный комплекс “Хатынь по объекту ‘Линия обороны 100-й стрелковой дивизии’ ”» даются два методических указания: «При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР» и «Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия».

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины…», «При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов…» и т.д.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

1.3.4. Составление досье Добытую в ходе разработки человека информацию помещают в формализированное досье, заполняемое ради удобства по определенной схеме, сочетающей два основных раздела:- персонографические данные и факты из жизни,- характерные особенности личности

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основным методом разработки планов является балансовый. Он заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии равновесия, определении

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

7. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА Применяемая в конкретных условиях производства методика разработки оперативного плана зависит от типа производства, выделяемого по признакам широты номенклатуры и специализации рабочих мест. Различают три основных типа

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

52. СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАЗРАБОТКИ На основе сформированной стратегии руководство предприятия определяет политику, которая превращает разработанную стратегию в подробную декларацию направления деятельности. Конечная стратегия

Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна

59. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ПРОГРАММ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ Среди других программ такого плана можно выделить Project Expert и Forecast Expert. Программа Project Expert позволяет:1. Спроектировать стратегию развития бизнеса. Система дает возможность проанализировать несколько стратегий

Из книги 365 советов беременным и кормящим автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Животные автора Беспалов Юрий Гаврилович

Из книги Питание в туристском походе автора Алексеев Алексей Александрович

Составление меню Составляйте меню заранее. Обязательно сделайте список необходимых продуктов.Внимательно перечитайте рецепты, обращая внимание не на продукты, а на посуду, инструменты и другие материалы, которые вам понадобятся. Совет Любая хозяйка

Из книги автора

5. Части риторической разработки речи Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):1) нахождение или

Из книги автора

Составление распорядка дня Хороший распорядок дня представляет собой наиболее гармоничное сочетание физического труда и отдыха, умственного труда и отдыха, времени бодрствования и времени сна, времени приема пищи, приема водных закаливающих процедур, совершения

Из книги автора

Из книги автора

Составление раскладки Многие скажут: все, что написано выше, - теория. На практике так никто не делает - слишком много работы. Что же, отчасти это правда, но только отчасти.Разумеется, собираясь на однодневную прогулку, можно без всякой науки обойтись бутербродами и

Создание новой экскурсии - это сложный процесс, который протекает в 3 этапа:1)подготовительный; он включает в себя подбор материалов для будущей экскурсии, их изучения, отбор объектов, на которых будут строиться экскурсии.2)непосредственная разработка самой экскурсии. Он включает в себя составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала, работу над содержанием экскурсии и разработку индивидуального текста экскурсий. 3) Заключительный. Это прием или защита экскурсии на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова. У каждой экскурсии есть вступление, основная часть и заключение. Вступление, как правило, состоит из 2-ух частей: -организационной (знакомство с группой, инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути, поведение на маршруте); - информационные (краткое в 2-3 предложения сообщение о теме маршрута, его протяженности, о месте начала и окончания экскурсий). Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетании показа и рассказа, ее содержание включает в себя несколько подтем, объединенных в одну тему, количество подтем экскурсий, как правило, от 5 до 12. Особо важным является подбор объектов т.о., чтобы они решали основную задачу экскурсий.

Заключение, как и вступление не связано с экскурсионными объектами, оно должно занимать 5-7 мин. и состоять из двух частей:1-подведение итога основной темы экскурсий; 2-это информация о другой экскурсии и об экскурсоводе.

Экскурсионный объект – это предмет или явление, дающее представление о характерных особенностях природы, развития общества, науки, культуры, искусства и т.д. и вызывающее интерес экскурсантов. В качестве объектов экскурсий могут быть:1) памятные места, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства; 2) здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения градостроительного искусства, жилые и общественные здания и т.д.;3) природные объекты: леса, парки, реки, озера, а также отдельные деревья и т.д.; 4)памятники археологии, городища, древние стоянки, поселения, курганы; 5) экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок; 6) памятники искусства- произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура и др.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:1)познавательная ценность; 2)известность объекта; 3) необычность объекта; 4)выразительность объекта; 5)сохранность объекта; 6)место нахождения объекта. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством объектов. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-3 академических часа. Экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов. В экскурсии могут входить объекты как одной группы (напр. только храмы), так и объекты разных групп. Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее состава группы. Важно избегать однообразие зрительных объектов. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Карточки прикрепляются к фото объекта, воспроизводящее его нынешний и прежний виды. Если карточка оформляется на архитектурный или археологический объект, то фоток может быть больше. Между объектами прорисовывается маршрут экскурсии.

Маршрут экскурсии -это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Существует 3 варианта построения маршрута: 1) хронологический; 2) тематический; 3) тематико-хронологический. Примером хронологического построения могут служить экскурсии, посвященные деятельности выдающихся людей. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы жизни города (курск литературный). Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. При разработке новой экскурсии могут быть использованы, как основные, так и дополнительные объекты. Дополнительные объекты показываются при переездах и переходах экскурсионной группы. Переезд или переход не должен занимать более 5-10 мин. Нельзя допускать длительных пауз при показе и рассказе.

При разработке автобусного маршрута важно учесть схему движения транспорта, километраж и время движения в час пик.

Обход или объезд маршрута экскурсовода является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. В данном случае экскурсовод знакомится с планировкой улиц, уточняет место расположения объекта, находит точку остановки группы, находит точки для показа, варианты расположения групп, потенциально опасные места.

На этой базе составляется текст экскурсии. Существует два вида текстов: контрольный и индивидуальный. Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный (со ссылками на источники) материал, изложенный в соответствии с требованиями научности для полного раскрытия темы экскурсии. Выполняя контрольные функции, он является директивным документом для экскурсоводов, проводящих экскурсии на данную тему. На основе контрольного текста экскурсовод самостоятельно составляет индивидуальный текст, отражающий структуру экскурсии и построенный в соответствии с ее маршрутом. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом – материалом, изложенным в соответствии со структурой, маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий. Требования к тексту: краткость, четкость, целесообразность фактического материала и литературный язык. Экскурсовод пишет текст экскурсии, используя цитаты, цифры, примеры и т.д.

Карточка объекта и текст экскурсии составляют портфель экскурсовода. Портфель экскурсовода – это условное обозначение комплекта наглядных пособий, используемых при проведении экскурсии. Он должен восстановить недостающие звенья при показе. Портфели экскурсовода могут быть: фото, схемы, макеты, образцы продукций. Содержание «портфеля» зависит от темы экскурсии.

Последним этапом будет выступать - прием (сдача) и утверждение экскурсии комиссией после ознакомления с ее текстом и методической разработкой, «портфелем экскурсовода», технологической картой и схемой трассы маршрута транспортной экскурсии, согласованной с ГАИ. Экскурсия принимается на маршруте или в учебной аудитории и утверждается комиссией в установленном порядке.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для этой экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителям маршрута — это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Архангельск строится», «Литературное Подмосковья» и др.)
Все городские обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала с хронологией в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемами.
Разработка маршрута экскурсии — сложная многоступенчатая процедура, которая требует достаточно высокой квалификации и является одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.
Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.
Основные объекты подвергаются более глубокого анализа, на них раскрываются подтемы экскурсии.
Отображение дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующее положение.
Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
— Список объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улицы, площади, моста, шоссе), то есть так называемых «петель»;
— наличие доступности объекта (площадки для его осмотра)
— Переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказы;
— наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.
Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:
1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым пролегает маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местах стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.