Open
Close

Сергиев Посад (Загорск) и его топонимика и история. Загорск, Московская область: история и достопримечательности Стены и башни

Се́ргиев Поса́д - город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

  • 80
    лет

    80 лет назад
    1 февраля 1940 года комплекс Загорского историко-художественного музея был объявлен музеем-заповедником республиканского значения

  • 95
    лет
  • 93
    года
  • 93
    года
    • «В 1340-х годах - описывает Епифаний Премудрый, составивший в начале XV века жизнеописание Сергия Радонежского, - в глухом лесу на холме Маковец у слияния речки Кончуры с лесным ручьем Вондюгой братьями Варфоломеем (в монашестве Сергий) и Стефаном была срублена келья и небольшая церковь в честь Троицы.» Вокруг кельи и церкви образовался небольшой монастырь в виде городка, обнесённого оградой, где несли службу монахи, последователи Сергия Радонежского.
    • В 1380 г. князь Дмитрий Донской, по позднейшему недостоверному преданию, прибыл в обитель Сергия Радонежского за благословением перед битвой на Куликовом поле с войскам Золотой Орды.
    • Преподобный Сергий скончался в 1392 г. В 1422 г. состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой внутри монастыря.
    • В 1408 году монастырь был дотла сожжен татарским ханом Едигеем, предпринявшим очередной опустошительный поход на Москву и ее окрестности.
    • В монастыре был крещён Иван Грозный, который способствовал превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное оборонное значение для Московского региона. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня. Иван Грозный по завещанию был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.
    • В 1608-1610 гг. монастырь 16 месяцев находился в осаде польско-литовских войск.
    • Пётр I сохранял значение царской и важной государственной крепости и не раз посещал монастырь, а в 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве юный Пётр укрылся за стенами монастыря.
    • В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почётного звания Лавры, что укрепляло статусную роль среди других церковных учреждений.
    • В 1845 г. было проложено шоссе, соединившее Сергиевский Посад с Москвой.
    • В 1862 год Саввой Морозовым была проложена железнодорожная ветка, включившая в себя станцию «Сергиев посад».
    • В 1919 г. город назвали Сергиев, он стал центром Сергиевского уезда.
    • В 1930 г. был переименован в Загорск в честь революционного деятеля В. М. Загорского.
    • 20 января 1930 года город Сергиев был переименован в Загорск, а район - в Загорский район.
    • 20 мая 1930 года из Щёлковского района в Загорский были переданы Булаковский и Новленский с/с.
    • 13 ноября 1931 года был упразднён Троице-Слободский с/с.
    • 10 мая 1935 года упразднён Язвицкий с/с.
    • 27 октября Булаковский и Новленский с/с были возвращены в Щёлковский район.
    • 5 апреля 1936 года были упразднены Малыгинский и Ярыгинский с/с.
    • 26 декабря 1938 года был образован рабочий посёлок Хотьково. Хотьковский с/с при этом упразднён.
    • 17 июля 1939 года были упразднены Богородский, Вихревский, Григорковский, Деулинский, Зубцовский, Новинковский, Сменовский, Чижевский и Яковлевский с/с. Козицынский с/с был переименован в Березняковский, Торгашинский - в Охотинский, Сабуровский - в Алферьевский.
    • 19 сентября посёлок завода № 11 был преобразован в р.п. Краснозаводский.
    • 6 июля 1940 года был образован дачный посёлок Семхоз.
    • 7 октября р.п. Краснозаводский преобразован в город Краснозаводск .
    • 7 марта 1941 года Загорск получил статус города областного подчинения.
    • 5 марта 1943 года из Струнинского района Ивановской области в Загорский район был передан завод «Красный факел» и посёлок Муханово при нём.
    • 22 апреля Муханово получило статус рабочего посёлка.
    • 27 июля 1949 года р.п. Хотьково получил статус города.
    • 22 мая 1952 года был образован д.п. Абрамцево .
    • 14 июня 1954 года были упразднены Алферьевский, Горбуновский, Дивовский, Душищевский, Ерёминский, Иудинский, Леоновский, Малинниковский, Морозовский, Озерецкий, Охотинский, Репиховский, Сватковский, Соснинский, Тешиловский и Шараповский с/с. Образованы Бужаниновский, Каменский и Митинский с/с.
    • 7 декабря 1957 года к Загорскому району были присоединены Богородский, Веригинский, Заболотьевский, Сковородинский, Константиновский, Кузьминский, Новошурмовский, Селковский, Хребтовский и Ченцовский с/с с/с упразднённого Константиновского района.
    • 30 декабря 1959 года были упразднены Ахтырский, Заболотьевский, Новошурмовский и Сельковский с/с. Хребтовский с/с был переименован в Торгашинский.
    • 1 февраля 1963 года Загорский район был упразднён. При этом входившие в него города, дачные и рабочие посёлки были переданы в подчинение городу Загорску, а сельсоветы - в Мытищинский укрупнённый сельский район.
    • 22 января 1965 года Загорский район был восстановлен в прежнем составе.
    • 2 декабря 1976 года были упразднены Воронцовский и Марьинский с/с.
    • 25 октября 1984 года были образованы р.п. Богородское .
    • 14 сентября 2004 года д.п. Семхоз был присоединён к Сергиеву Посаду. Одновременно д.п. Абрамцево и р.п. Муханово были преобразованы в сельские населённые пункты.
    «Золотое кольцо». Живописный, пропитанный историей. Сергиев Посад. Московская область.

    Город Сергиев Посад расположен в Московской области в 52 км от центра Москвы. Является административным центром Сергиево-Посадского района Московской области. На территории района расположено более 250-ти памятников архитектуры, из них более 50 - действующие церкви. Население – 107525 человек (2009 год), площадь – 30,88 кв.км. В настоящее время Город Сергиев Посад - крупный административный, промышленный, культурный и туристический центр, жемчужина Золотого Кольца.

    Герб города Сергиев Посад

    История города началась с Троицкого монастыря, основанного Сергием Радонежским. Вокруг монастыря в конце 14 века появляются первые поселения. В начале 18 века они слились в одно торгово-промышленное селение – посад, названное 22 марта 1782 года по указу Екатерины II Сергиевским Посадом в честь его основателя. В 1919 году Сергиевский Посад получил статус города. С 1930 по 1991 гг. носил имя Загорск в честь революционного деятеля В.М. Лубоцкого (Загорского), а с 1991 года стал называться Сергиевым Посадом.

    Памятник поставлен в честь подвига крестьян Клементьевской слободы Шилова и Слоты. В 1608 году войска польских интервентов подошли к стенам Троицко-Сергиевой лавры. Нападение не стало неожиданным. Царь Василий Шуйский прислал сюда полутысячное войско стрельцов, они вместе с монахами и жителями близлежащих деревень и сел в течение шестнадцати месяцев удерживали оборону монастыря. Врагу, не смотря на шестикратное превосходство в численности, пришлось уйти. Враг решил пойти на хитрость, сделать подкоп под Пятницкую башню. Она защищала южные подступы. Не раз огонь ружей и пушек с нее срывал атаки. Хитрый маневр противника обнаружили крестьяне Шилов и Слота.




    Администрация города Сергиев Посад

    В центральной части города располагаются основные церковные, административные, культурные и социальные объекты города - Троице-Сергиева Лавра, железнодорожный вокзал, администрация города и района. Рабочий посёлок, расположенный в северо-восточной части города изначально заселялся рабочими Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ), отчего и получил своё название. Значительную его часть занимает сам оптико-механический завод.




    Автовокзал на площади ж.д.вокзала


    Отель "Посадский"










    центральная улица города




    Гостиница "Русский дворик"








    Деревянная архитектура Сергиева посада








    Самой популярной достопримечательностью Сергиева Посада является ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России. Монастырь построен на реке Кончуре. Все достопримечательности Сергиева Посада в какой-то степени относятся к Лавре.

    Троице-Сергиева лавра

    Основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Преподобный Сергий, родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр и в крещении был назван Варфоломеем. В 1337 году, 23 лет от роду, после кончины родителей, он вместе со своим братом Стефаном в поисках уединения удалился в лесное урочище в окрестностях Радонежа и на небольшой, проросшей густым лесом возвышенности, названной позже Маковец, срубил келлию и малую церковь во имя Живоначальной Троицы. Так было положено начало обители, ставшей впоследствии одной из самых знаменитых на Руси.

    Прославленная обитель Живоначальной Троицы

    Основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

    Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря.


    бюст Николаю II на территории Успенского храма

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм)



    расположена на восточной стороне монастыря,над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в.

    Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.

    Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких

    Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.

    Справа Митрополичьи (Патриаршие) палаты 1778 г.

    Митрополичьи (ныне - Патриаршие) покои являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Здание Митрополичьих покоев, примыкающее к Трапезной палате церкви преподобного Сергия, было построено одновременно с ней, в 1687-1692 годах. Парадный фасад покоев был выполнен в 1778 году в стиле барокко.

    Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи (1693 - 1699)

    Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова. Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором.


    Справа Никоновский придел собора, слева - Серапионова палатка или «Палатка трёх мощей»

    Серапионова палатка - западный притвор Никоновского придела Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Устроена в 1559 г. над гробом новгородского епископа Серапиона, бывшего игуменом Троице-Сергиева монастыря с 1495 по 1506 гг. (умер в 1515 г.)

    Надкладезная часовня Троице-Сергиевой лавры. (1644 - кон. XVII в.)

    Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью.

    Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету; вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

    Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.) Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

    Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

    Воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители.
    Троицкий собор, построен силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле.


    Церковь Соленской иконы Божией Матери



    Петропавловская церковь

    Один из известных православных храмов города - Петропавловская церковь. Ее также часто называются церковью обновления храма Воскресения Христова, церковью Воскресения Словущего или просто Воскресенской. Храм Петра и Павла Сергиев Посад расположил в исторической части города (бывшей Каличьей слободе). Здание датируется 1818 годом.

    Черниговский храм (1886 - 1889)

    Композиционным центром архитектурного ансамбля скита служит Черниговский храм (1886 - 1889). Под ним помещается пещерная церковь, построенная в 1851. В 1856 - 1857 годах сооружается просторная трапезная пещерного храма со сводчатым потолком, так что первоначальная церковь 1851 года превращается в алтарь. Пещерная церковь к настоящему времени полностью восстановлена.

    Сергиево-Посадский историко-краеведческий музей

    В 1920 году был организован Историко-художественный музей-заповедник. В настоящее время он расположен в центре города, в здании банка. Здесь представлены уникальные произведения иконописи и художественного шитья, изделий из драгоценных металлов и народного искусства, коллекции декоративно-прикладного и изобразительного искусства.





    Экспонируются материалы по археологии и истории монастыря и города. Представлены произведения крестьянского искусства (резьба и роспись по дереву, набойка, металл, костюм, головные уборы).

    Музей русской матрёшки

    Мы же перемещаемся на другую сторону Лавры. В музейный комплекс «Конный двор». Когда-то давно в этом здании действительно держали лошадей, принадлежащих Лавре. Ныне же в Конном дворе разместилось несколько музеев. Чтобы продолжить игрушечную тематику мы начнем с матрешек.



    Можно было бы предположить, что матрешка на Руси существовала всегда. Однако это не так, игрушке немногим более ста лет. По самой распространенной версии в конце девятнадцатого века в абрамцевской усадьбе Мамонтовых появилась забавная японская игрушка.







    Игрушечная мастерская «Город Мастеров»

    После посещения музеев игрушек и матрешек Вы захотите увезти из Сергиева Посада именно игрушку. На память или в качестве сувенира. Рекомендуем зайти за покупками в игрушечную мастерскую «Город Мастеров» (проспект Красной Армии, дом 138/2). Мастерская находится в подвальчике, через дорогу от Лавры.



    Кроме всевозможных матрешек в мастерской продают новогодние игрушки, выточенные из липы и расписанные вручную. Продавец в этом заведении с удовольствием расскажет о технологии изготовления изделий. Любопытный посетитель магазина сможет узнать не меньше интересного чем в музее.

    Музей «Мир русской деревни»

    Надо признать, что основную площадь в «Конном дворе» занимает вовсе не музей матрешки, а этнографический музей деревенского быта. Здесь, в отличие от Суздальского скансена все экспонаты компактно собраны под одной крышей, что делает его чрезвычайно удобным для осмотра в осеннюю непогоду и зимнюю стужу.

    В музее можно посмотреть с близкого расстояния на лошадь и уточку, традиционные способы оформления конька крыши. Казалось бы, крестьяне были измождены суровыми неплодородными условиями нашего климата, все силы русского мужика уходили на борьбу за урожай летом и беспробудное пьянство зимой. Ан нет, душа хотела красоты.









    Здесь, как и в Хотьково, можно полюбоваться художественной резьбой по дереву. Но в отличие от музея абрамцевско-хотьковской резьбы фотосъемка тут разрешена.


    Интерьер русской избы

    В музее довольно большая коллекция крестьянской одежды из многих областей центральной и северной России. Яркая расцветка праздничных костюмов сразу заставляет вспомнить мотивы веселой кадрили.



    Интересно платье кормящей матери из Мезенского уезда Архангельской губернии, с прорезями в области груди. Можно было бы подумать, что мода на одежду для беременных появилась только недавно. Но в музее мы видим наглядное опровержение.



    Особое внимание в экспозиции уделено традициям русской свадьбы. Здесь выставлены свадебные и венчальные платья крестьян, сундуки для приданного и свадебная посуда. Рассказывается как развивались отношения жениха и невесты от сватовства до свадьбы. Обычно жених, приходя в гости к суженой, дарил ей сладости, недорогие украшения, мыло и красные чулочки.

    Прялки, кстати, были продукцией двойного, а то и тройного назначения. Женщины не только пряли нить, но и соревновались у кого прялка красивее. Зимой на прялках катались со снежных горок.

    Но конечно, лучше кататься на санках. Посмотрите с какой любовью их сделали. Все деревянные детали расписаны и скреплены железной полосой. Наверное, на них и сейчас можно скатиться с самой высокой горы не опасаясь, что от них что-нибудь отлетит в процессе.

    Водопад «Гремячий»

    Уникальным памятником природы, расположенном в 14 км к юго-востоку от Сергиева Посада, вблизи деревни Взгляднево, является водопад "Гремячий". По преданию, святая вода появилась среди безводной равнины по желанию Сергия Радонежского, ударившего посохом в скалу: преподобный Сергий со своим учеником Преподобным Романом по дороге в Киржач остановился на этом месте и молился об избавлении русского народа от иноземного ига.



    В знак того, что Господь внял молитве святого, из горы забил благодатный источник. Со всех концов России паломники и туристы стекаются к этому источнику и получают исцеление. Высота водопада 25 метров. Рядом со святым источником стоит часовня и деревянная церковь.

    Музей-заповедник «Абрамцево». Усадебный дом.

    Это изумительное место расположено в 20 км от Сергиева Посада и называется усадьба Абрамцево. Приехав сюда, вы попадете совсем в другой мир. Сохранилась загородная усадьба с большим парком и прудами, с настоящей избушкой на курьих ножках, каменными скифскими скульптурами тысячелетней давности.



    Абрамцево именно то место, где можно отдохнуть от сумасшедшего ритма большого города, полюбоваться красотой здешней природы. История усадьбы начинается с того момента, когда поместье Абрамцево приобрел для своей семьи писатель Сергей Аксаков. После смерти писателя хозяином усадьбы стал крупный промышленник, меценат Савва Мамонтов, который сделал это место центром русской культуры. Именно здесь были написаны картины, которые стали известны на весь мир.

    Сергиев Посад - город художников, резчиков по дереву, игрушечников. Огромное количество туристов и паломников ежедневно приезжают сюда, чтобы приложиться к святым мощам преподобного Сергия Радонежского, основавшего Троицкий монастырь в середине XIVв. Летом 2014 года Сергиев Посад отметит празднование 700-летия Сергия Радонежского.

    Много в нашей стране красивых городов, но именно Сергиев Посад называют сердцем России, центром русского Православия. Живописный, пропитанный историей город в ожерелье городов "Золотого кольца России". Убедиться в этом можно, лишь увидев красоты и достопримечательности Сергиево-Посадского района.

    Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26, Сальск-7. Что означают эти цифры, приписанные к областным центрам СССР? Города закрытого типа в СССР — засекреченные места, не отмеченные ни на одной карте. Ruposters рассказывает, как жили эти города в советское время, и что изменилось для них сейчас.

    ЗАТО в СССР

    Почему некоторые города в СССР обладали уникальным статусом, объясняется легко: там находились объекты государственной важности из энергетической, космической или военной отрасли. Знать о существовании ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) могли только те, кто имел право доступа к секретной информации. Под строжайшей секретностью там происходило все - от научных испытаний с вирусом лихорадки Эбола до рождения первой советской ядерной бомбы. Звучит страшно, но на деле жизни населения закрытых городов в СССР можно было только позавидовать.

    Просто так в закрытый город заехать было невозможно — только при наличии разового пропуска или командировочного предписания, которые проверяли на пункте КПП. Постоянные пропуска имели лишь лица, прописанные в закрытом городе или поселке. Нумерация автобусных маршрутов, домов и учреждений в ЗАТО велась не с начала, а продолжала введенную в областных городах, к которым относились ЗАТО. Население городов с охранным патрулем на въезде, за колючими проволоками и стенами, высота которых зависела от степени секретности города, было вынуждено конспирироваться, приписываясь к ближайшим областным центрам.

    Распространяться о месте своего проживания жители ЗАТО тоже не могли — они давали расписку о неразглашении, и ее нарушение могло привести к ответственности, вплоть до уголовной. За пределами города жителям предлагалось немного искажать реальность в общении с другими гражданами с помощью собственной "легенды". Например, если человек жил в секретном Челябинске-70 (ныне Снежинск), в ответе на вопрос о месте жительства он отбрасывал несущую в себе тайны цифру и, можно сказать, практически не врал.

    За терпение и выдержку хранителям гостайн полагались определенные бонусы в виде льгот и привилегий. Звучит неплохо для того времени: дефицитные товары, недоступные для остальных граждан страны, 20% надбавки к окладу независимо от сферы деятельности, процветающая социальная сфера, медицина и образование. Повышение уровня жизни компенсировало неудобства.

    ЗАТО в РФ

    После распада СССР туман секретности немного рассеялся: список ЗАТО был рассекречен, и их перечень утвержден специальным законом России. Города получили отдельные названия (раньше они были лишь пронумерованы). Многие из ЗАТО сегодня открыты для посещения, несмотря на особый режим защиты. Нужно всего-то получить приглашение от местного жителя, который при этом еще и должен быть твоим родственником (что естественно нужно доказать).

    Сегодня на территории России расположены 23 города закрытого типа: 10 "атомных" (Росатом), 13 относятся Министерству обороны, в ведении которого еще 32 ЗАТО с поселками. Секретные города России сконцентрированы в основном в Уральском регионе, Челябинском, Красноярском крае и Подмосковье.

    Совокупное население ЗАТО составляет более миллиона человек: почти каждый 100-й гражданин РФ сегодня проживает в закрытом городе или поселке и может открыто об этом заявлять. Государственной тайной остается лишь деятельность промышленных предприятий и военных объектов на изолированной территории — об этом жителям лучше умолчать.

    Загорск-6 и Загорск-7

    Всем хорошо известный подмосковный Сергиев Посад, который скорее ассоциируется с паломничеством, чем с наукой, до 1991 года назывался Загорском и включал себя несколько маленьких закрытых городков. В Загорске-6 располагался Вирусологический центр НИИ микробиологии, а в Загорске-7 Центральный физико-технический институт МО СССР. В Загорске-6 изготавливали бактериологическое оружие, а в открытом с 2001 года Загорске-7 — радиоактивное.

    Именно в Загорске-6 было создано оружие на основе вируса натуральной оспы, который завезли в СССР туристы из Индии в 1959 году. Помимо этого здесь разработали смертельное оружие на основе южноамериканских и южноафриканских вирусов, а еще — проверяли вирус знаменитой лихорадки Эбола. Неудивительно, что город закрыт и по сей день. Что интересно, поработать на загорских предприятиях могли только люди с самой кристальной биографией — не только личной, но и всех своих родственников.

    Сейчас в Загорске-6, который в народе зовут "шестеркой", более 6000 жителей. В большинстве своем бывшим военным и членам их семей, фактически оторванным от мира, живется довольно несладко. Они жалуются на свой статус "заложников", на дефицит продуктов и нестабильную сотовую связь. Дороги чистят редко, проблемами ЖКХ практически не занимаются. Командировочные части самостоятельно решают, каких предпринимателей пускать на территорию, а каких нет. Выбор продуктов питания довольно ограничен, в связи с чем жители поселка преодолевают десятикилометровые расстояния до магазинов с широким ассортиментом товаров.

    Родина атомной бомбы: Арзамас-16 (сейчас — закрытый ядерный центр Саров)

    В этом городе на месте поселка Сарова в Нижегородской области шли первые разработки советской атомной бомбы под секретным названием КБ-11. Ядерный центр был одним из самых закрытых городов и превращался для местного населения в ядерную тюрьму: до середины 50-х годов из города нельзя было выходить даже во время отпуска, исключение делалось только для командировок. Находился он под серьезной защитой: ряды колючей проволоки, контрольная полоса, современные средства слежения, досмотр транспорта.

    Заточение компенсировалось средней зарплатой в 200 рублей и изобилием на товарных прилавках: колбаса и сыр, красная и черная икра. Жителям областных центров такое и не снилось. Сегодня на первую советскую ядерную бомбу можно посмотреть в Музее ядерного оружия. В наши дни население города составляет почти 90 тысяч человек. О научных достижениях города напоминают в музее, где можно увидеть копии оборудования и ядерного оружия.

    Саров — город контрастов. Научные институты соседствуют здесь с известной святыней — Дивеевским монастырем, который основал преподобный Серафим Саровский. Закрытость была характерна для этих мест задолго до деятельности советских ученых: под монастырем расположены целые подземные города - катакомбы и коридоры, где монахи находили покой и уединение.

    Свердловск-45 (сейчас — Лесной)

    Город располагался вокруг завода, который занимался обогащением урана, где согласно некоторым источникам у подножия горы Шайтан трудились заключенные ГУЛАГа. Говорят, без трагических инцидентов не обходилось: возведение города унесло жизни нескольких десятков человек, погибших во время взрывных работ.

    По товарному изобилию город уступал Арзамасу-16, зато славился своим уютом и благоустроенностью, чему завидовали жители близлежащих городов. По слухам, жители секретного города даже подвергались нападениям на границе со стороны завистливых соседей. В 1960 году именно рядом со Свердловском-45 был сбит американский самолет-шпион У-2, а его пилот Пауэрс взят в плен.

    Сейчас город Лесной находится под покровительством "Росатома" и тоже открыт для любопытных глаз. Добраться до него можно на автобусе из Екатеринбурга, который идет до соседнего городка Нижняя Тура.

    Новоуральск (Свердловск-44)

    На городском предприятии ОАО "Уральский электрохимический комбинат" производят высокообогащенный уран. Город также славится своим природным богатством: скалой Висячий камень и горой Семь братьев. Обязана названием эта гора либо Ермаку, либо преследуемым старообрядцам. По легенде, Ермак превратил в каменных истуканов семерых колдунов, которые мешали ему покорять Сибирь. Вторая же легенда гласит, что советские времена была объявлена облава на старообрядцев, прятавшихся в уральских лесах. Семеро из них в попытке спастись от преследования бежали в горы, где в камень их заковал страх.

    Правда, чтобы полюбоваться на легендарные красоты, придется преодолеть немало трудностей: попасть в город можно только через лес неподалеку от деревни Белоречка.

    Мирный. "Город колясок"

    Военный городок в Архангельской области стал закрытым лишь в 1966 году благодаря испытательному космодрому Плесецк. Жителям благоустроенного и комфортного для жизни города повезло — они могли дышать свободно и не чувствовать себя в заточении. Мирный не был огражден колючей проволокой, а проверка документов осуществлялась только на проездных дорогах. За свою открытость город так и не поплатился, разве что за дефицитными товарами прибегали нежданные грибники и нелегалы.

    Интересно, что Мирный получил название "город колясок", из-за того, что выпускники военных академий стремились быстрее заводить в этом процветающем месте семью и детей, чтобы обосноваться надолго.

    Челябинск-65 (сейчас - Озерск)

    Несмотря на все привилегии, жизнь в некоторых закрытых городах была большим риском из-за близкого расположения опасных объектов. В 1957 году в Челябинске-65, секретность которого обусловлена предприятием по производству радиоактивных изотопов, произошла крупная утечка радиоактивных отходов, поставившая под угрозу жизнь 270 тысяч человек.

    На производственном объединении "Маяк", где впервые в СССР был создан плутониевый заряд для атомных бомб, взорвалась одна из емкостей, в которой хранились высокоактивные отходы. После взрыва поднялся столб дыма и пыли высотой до километра. Пыль мерцала оранжево-красным светом и оседала на зданиях и людях.

    Радиационная авария на Урале поставила перед наукой и практикой целый ряд совершенно новых задач: необходимо было разработать мероприятия радиационной защиты населения. Специалисты этого предприятия проходили строжайший многоступенчатый отбор, а в случае успешного прибытия на тайный объект в течение нескольких лет не могли даже вести переписку с родными, не говоря уже о встречах.

    Сегодня в Озерске проживают более 85 тысяч человек. Город до сих вносит свою лепту в отечественную промышленность: на его территории функционирует более 750 предприятий.

    Североморск

    Город Североморск, бывший поселок Ваенга, в Мурманской области - крупная российская военно-морская база, которая находится на берегу Кольского залива в Баренцевом море. Строительство базы ВМФ началось в середине 30-х годов, а закрытым город стал уже после распада СССР, в 1996 году.

    Особенно понравится здесь любителям моряков и истории флота: гигантский моряк-североморец Алеша на главной площади, памятник торпедному катеру ТК-12, который в годы Второй мировой войны потопил четыре вражеских корабля, музей Подводной лодки К-21.

    Зимой, с начала декабря до середины января, в Североморске за полярным кругом можно полюбоваться настоящей полярной ночью. Однако стоит опасаться местного климата: к ледяному ветру и высокой влажности не так просто адаптироваться.

    Снежинск — родина водородной бомбы

    На территории самого молодого закрытого города в СССР Снежинска находится Российский ядерный центр - институт технической физики имени Е. И. Забабахина.

    Первым посетителем ядерного центра Снежинска в ранге министра иностранных дел стал госсекретарь США Бейкер в 1992 году, а в 2000 году именно сюда совершил свою первую поездку в качестве президента Владимир Путин.

    В Снежинске была создана крупнейшая в мире термоядерная бомба, известная, как "Кузькина Мать", или "Царь-бомба". Испытания советской супербомбы прошли 30 октября 1961 года. "Кузькина Мать" сработала на высоте 4 километров над землей, а вспышка от взрыва составила 1% от "мощности" солнца. Взрывная волна трижды обогнула земной шар. Заряд "Царь-бомбы", которому посвящена отдельная глава книги рекордов Гиннеса, составлял 51,5 мегатонн. Для сравнения: самая большая американская водородная бомба, в марте 1954 года стершая с лица Земли остров Бикини, имела мощность "всего" 25 мегатонн.

    Некоторые верят, что в Снежинске существует подземный город или даже подземное метро. Самые смелые осуществляют диггерские подземные прогулки, а для тех, кто любит более традиционный отдых, недалеко от города расположен санаторий, где можно покататься на лыжах по склонам Вишневых гор, а летом - покупаться в озерах и позагорать.

    Совсем недалеко от Москвы, практически в 70 километрах , в необыкновенно живописном месте Среднерусской возвышенности обосновался небольшой городок Сергиев Посад , который завоевал несомненную популярность среди туристов своей основной достопримечательностью – Троице-Сергиевой Лаврой , основанной в 14 веке Преподобным Сергием Радонежским .

    Небольшой подмосковный Сергиев Посад с населением немного больше 100 тысячи человек является одним из удивительнейших городов Золотого кольца России . Кроме самой Лавры - уникальнейшего историко-архитектурного храмового комплекса достойного восхищения, в Сергиевом Посаде и его окрестностях есть очень много мест, связанных с именем Преподобного, его семьи и самой Лавры: Пятницкий колодец , Гремячий водопад, и многие другие.

    Сергиев посад (вид сверху)

    Покровский Хотьков женский монастырь

    Сергиев Посад удивительно уютный и живописный город, который любили Пришвин и Куприн, многие художники и философы. История города тесно связана с Лаврой, но, тем не менее, вполне самобытна и интересна. В городе сохранились памятники храмового зодчества 16-18 веков , гражданские здания эпохи позднего барокко, есть замечательные пруды и удивительные музеи . Одним словом, в этом городе можно хорошо отдохнуть и пополнить свой информационный и эстетический багаж.

    Но не стоит ограничиваться осмотром только самого Сергиева Посада. Очень привлекательны для посещения и его замечательные окрестности : Гефсиманский Черниговский скит , Музей-Усадьба в селе Абрамцево , Спасо-Вифанский монастырь , музейная усадьба в деревне Мураново .


    Поэтому на посещение Сергиева Посада нужно запланировать хотя бы 2-3 дня , чтобы в полной мере прочувствовать самобытность города с его доминирующей православной составляющей и посетить все возможные историко-культурные объекты самого города и его удивительных окрестностей. Конечно, много можно успеть увидеть и в течение всего 1 дня пребывания в городе, но лучше все-таки осматривать достопримечательности этого тихого русского городка не спеша.

    История Сергиева Посада кратко

    Возникновение и развитие этого города неразрывно связано с историей Сергиевой Лавры , и начинается она с небольшой монашеской обители, которую основал 20-летний Сергий Радонежский в 1337 году на совершенной безлюдной, поросшей дремучим лесом, горе Маковец .


    К святому Сергию стекались верующие, желающие посвятить свою жизнь моленьям, и вскоре образовался монашеский городок, вокруг которого в свою очередь стали возникать ремесленные слободы , сёла , деревеньки, а в них строились православные приходские храмы – так под Лаврой образовалось посадское поселение.

    Всего через два-три десятилетия после ухода из жизни Преподобного Сергия около Сергиевой Лавры , которая представляла собой белокаменный Троицкий собор плюс несколько деревянных монашеских келий, появились первые села. Назывались они Панино , Клементьево , Копнино и Кокуево . Село Панино погибло в пожаре во времена польского нашествия 17 века, продолжительное время сохраняя свое название в Подпанинской улице.


    Село Кокуево преобразовалось со временем в Кокуевскую слободу, а затем вошла в городскую территорию Сергиева Посада, также храня историческое прошлое в названии Кокуевской улицы.

    А вот село Клементьево выросло в крупный торговый центр, по численности населения превышая одно время Переславль-Залесский . Именно из этого села и вырос впоследствии город Сергиев Посад.

    Торгово-промышленному направлению развития села способствовало его удачное местоположение. Ведь через него шли все основные транспортные пути – из Москвы в Переславль Залесский, из Архангельска в Москву и т.д. К тому же, проведение многочисленных строительных работ в Троице-Сергиевой Лавре привлекало в вотчинное монастырское село Клементьево новых жителей – рабочих всех строительных специальностей.


    Кроме сёл, около Троице-Сергиевой Лавры оформились, так называемые, Служние Слободы – Нижняя и Верхняя. В 16 веке в Нижней слободе появились каменные Пятницкий и Введенский храмы , существующие до сих пор, а в Верхней – Рождественская деревянная церковь.

    Дома и церкви строились на первых порах в основном деревянные, да и строительство велось весьма хаотично, что приводило к многочисленным пожарам. Но шло время. Храмы и здания слобод и сёл перестраивались в камне. Развивались всевозможные ремесла . В 16 веке в посадских слободах было развито около 20 ремесел.

    Трагичным для жителей посада стало время осады Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими захватчиками с 1608 по 1610 годы . В саму Лавру враг не прошел, зато посадские хозяйства были жестоко разграблены и практически все сожжены.


    Когда впоследствии посад стал вновь отстраиваться, то его формирование шло уже более организованно. Возникали слободы ремесленников, занимающихся определенным направлением: Иконная , Стрелецкая , Пушкарская и т.д. Интересно, что одним из ремесел стало создание игрушек для детей.

    Продукция Сергиево-Посадских мастеров

    Сергиев посад появился на карте России в 1782 году , когда из всех поселений, расположенных вокруг Троице-Сергиевой Лавры по указу Екатерины Второй был учрежден населенный пункт с единым названием.

    Поскольку Сергиев посад располагался недалеко от Москвы и имел с ней определенные экономические связи, к тому же в монастырь постоянно прибывало большое количество верующих - возникла определенная транспортная проблема, которая и была решена промышленником Ф.Чижовым и известным меценатом Иваном Мамонтовым (отцом Саввы).


    В 1862 году началось движение по железнодорожной ветке Москва – Ярославль через Сергиев Посад. Однако паломники отвергали новое средство передвижения и продолжали ходить пешим ходом. Высшему духовенству Лавры пришлось своим примером продемонстрировать безопасность железной дороги.

    В дореволюционное время в городе практически не было промышленных предприятий и, следовательно, рабочего класса, хотя проживало здесь уже порядка девятнадцати тысяч человек.


    Во время Гражданской войны в Сергиев Посад было переведено Главное Военно-инженерное управление по снабжению Красной Армии. Монастырь был закрыт. В городе прочно установилась советская власть.

    В 1919 году Сергиев Посад официально получил статус города. Однако, в 30-х годах он переименовывается в Загорск . Так было увековечено имя выдающегося революционера, которому на главном проспекте города сооружен памятник.

    Тогда же в Сергиеве Посаде создаются первые предприятия промышленного направления: электромеханический и оптико-механический заводы. Созданная в начале 20 века фабрика матрешек теперь стала называться «Загорской фабрикой игрушек N 1» , а позже – «Художественные изделия и игрушки». Это предприятие до сих пор выпускает матрешек, неваляшек и т.д.

    Сергиево-Посадские матрешки

    Во время Великой Отечественной войны город стал прифронтовым, передовая проходила всего в 20-30 км от Загорска. Сергиев Посад подвергался бомбардировке, но враг в него не вошел. После войны экономическое и культурное развитие Загорского района пошло вперед быстрыми темпами.


    Историческая справедливость была восстановлена в 1991 году – Сергиеву Посаду было возвращено его первоначальное историческое название. Тогда же начались мощные реставрационные работы по восстановлению памятников архитектуры Троице-Сергиевой лавры . А в связи с возросшим к ней интереса активизировалась туристическая тропа в этот замечательный, наполненный мощным духовным потенциалом старинный русский город.


    Сергиев посад всегда славился своей пленительной красотой и живописностью. Недаром многие писатели и поэты так любили сюда приезжать: Достоевский и Гоголь, Лермонтов и Карамзин , Л.Н.Толстой и Куприн и т.д. Очень любил этот город Пришвин , который прожил здесь более 10 лет и написал много известных произведений. Дом, где он жил, сохранился, но музея этого известного писателя и удивительного человека в городе пока нет.

    Памятник писателю Пришвину в парке "Скитские пруды"

    Посещали город также многие выдающиеся художники, артисты и другие деятели культуры.

    Храмы и монастыри

    Троице-Сергиева Лавра

    Основным и самым притягательным магнитом в историко-архитектурном плане является прекрасный комплекс Троице-Сергиевой лавры , на территории которого сосредоточено несколько разновременных храмов. Их создание связано с именами многих российских правителей, начиная с русских князей и заканчивая императорами всея Руси.

    На Соборной площади

    Иван Грозный и Петр Первый , Анна Иоанновна и Екатерина Вторая – все приложили руку к созидательной деятельности по строительству храмового комплекса, который сегодня стремятся посетить и туристы и верующие паломники, ведь Лавра является центральным действующим православным монастырем России.

    Гефсиманский Черниговский скит (ул.Гефсиманские пруды,1)

    В середине 19 века от Лавры отделяется Гефсиманский скит, в котором уединяются отдельные монахи, желающие вести аскетический и отшельнический образ жизни. Гефсиманский скит создается из деревянных построек на окраине Сергиева посада в Исаковской роще . Окружающие скит овраги со временем частично были превращены в искусственные пруды, около которых сегодня организована зона отдыха – Парк «Скитские пруды» .

    Гефсиманский скит до революции

    А появление в Гефсиманском ските блаженного Филиппа способствовало появлению еще одного скитского поселения – Черниговского, организованного из подземных пещерных келий и храмов.

    Подземный храм Архангела Михаила в Черниговском скиту

    В постсоветсвое время Гефсиманский скит не восстановился, а вот Черниговский , вместе с его пещерным отделением, выстоял и сегодня полностью восстановлен и открыт для посещений.

    Активно восстанавливается и Боголюбская Киновия (ул.Новоорогодная, 40 А), основанная тем же Филиппом недалеко от Черниговского скита в качестве некрополя для служителей Сергиевой лавры.

    Служба в восстановленной Боголюбской киновии

    Спасо-Вифанский монастырь (ул.Маслиева, 25)

    Этот мужской монастырь основан в конце 18 века московским архиепископом Платоном . Здесь интересно посмотреть уникальный Спасо-Преображенский собор сооруженный в конце 18 века в форме овальной фигуры и имел два престола – верхний Преображения Господня и нижний – Воскрешения Лазаря.

    Спасо-Вифанский монастырь

    Алтарь Лазаревского престола оформлен в виде пещеры внизу горы Фавор. А вершиной этой горы является алтарь верхнего престола – Преображения Господня. Таким образом, визуально была иллюстрирована взаимосвязь двух новозаветских событий – воскресение из гроба в мир славы. Эта маленькая церковь очень контрастирует с Сергиевой лавры. Здесь малолюдно, тихо и спокойно. И главное, очень красиво.

    Храмы

    Кроме основных монастырских ансамблей Сергиев посад богат и различными приходскими церквями , которые строились на территории слобод и сел. Из самых старинных храмов интересны Введенский и Параскевы Пятницы , находящиеся на улице Красной Армии, 127. Оба этих каменных сооружения появились здесь к середине 16 века в многолюдном Подольском районе взамен существовавшей ранее деревянной Введенской с Пятничным пределом, возведенной еще при Преподобном Никоне в 14 веке.

    Создание этих небольших, но аккуратных церквей произошло благодаря материальной помощи боярского воеводы И.Хабарова , к концу жизни постригшемуся в монахи.

    Введенская и Пятницкая церкви

    Двухъярусный, одноглавый крестово-купольный Введенский храм (Введения во храм Пресвятой Богородицы) до второй половины 17 века являлась главным храмом мужского Подольского монастыря, после упразднения которого осталась просто приходской церковью. Когда-то создаваемая в духе псковской архитектуры, после многочисленных перестроек она воплотила в себе черты разных стилей и эпох.

    Легкая, нарядная и уютная Церковь Параскевы Пятницы украшена многочисленным декором и имеет колокольню. Она очень гармонично смотрится рядом с более приземленной Введенской, а вместе они образуют вполне законченную композицию. Пятницкий являлся храмом женского Подольского монастыря до его упразднения, так же как и Введенская.

    В советские годы церковные помещения использовались не по назначению, но чудом не были уничтожены. Возвращенные верующим в начале 90-х оба храма отреставрированы и снова проводят службы. В обе церкви имеет смысл зайти, чтобы ощутить дух давних времен, покой и умиротворение.

    Ильинский храм

    На берегу искусственного Келарского пруда находится памятник архитектуры, относящийся ко второй половине 18 столетия – Ильинская церковь , сооруженная в стиле московского барокко. Этот храм красив снаружи и внутри. В него стоит зайти, чтобы полюбоваться его расписанными стенами, увидеть позолоченный пятиярусный иконостас, и удивиться тому, что в советские года эта церковь оставалась единственной действующей в Сергиеве Посаде. Сегодня в качестве памятника архитектуры она охраняется государством.

    Есть еще замечательный Храм Вознесения Господня на прос.Красной Армии, 88а относящийся также во второй половине 18 тысячелетия, выполненный в барочном стиле.

    Храм Вознесения Господня

    Из церковных сооружений первой половины 19 века интересна Петропавловская церковь , которую называют также Воскресенской (ул.1- Ударной Армии,17 А). Она является единственной городской церковью эпохи классицизма.

    Воскресенская или Петропавловская церковь

    Всех святых храмов Сергиева посада перечисли не возможно. Все они - и старой постройки и современные украшают город и создают в нем русскую православную атмосферу. Но все же, еще об одном объекте хочется сказать буквально несколько слов - о Святом источнике Саввы Сторожевского , сподвижническом ученике Преподобного Сергия (ул.Пархоменко).

    Во время одной его молитвы с северной окраины Сергиева монастыря открылся чудодейственный источник. Сегодня здесь построена Часовенка , где можно попить воды или взять ее с собой, и Купель с большими раздевалками. Поплавать в благодатной Купели сможет любой желающий в любое время года, рубашка для купания легко приобретается в находящемся рядом ларьке.

    Источник Саввы Сторожевского

    Чтобы найти Источник, нужно обойти Лавру с ее Северной стороны и по мостику над ручеем уйти налево до указателя.

    Музеи

    Хотя Сергиев посад совсем небольшой городок, здесь есть и другие достопримечательности , помимо храмов и монастырей.

    Историко-краеведческий Музей заповедник

    Сергиево-Посадский исторический музей является самым большим музейным комплексом города, который объединяет четыре отдельно находящихся музея. Все их можно посетить со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00 . Понедельник и вторник являются выходными днями.

    Главный корпус Исторического музея

    Главный музейный корпус (пр.Красной Армии, 144) заменяет собой художественную галерею города. В нем можно увидеть произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, проводятся выставки и различные тематические мероприятия.

    В Главном музейном корпусе Исторического музея

    Ансамбль Конного двора

    Одноэтажные корпуса были замкнуты в прямоугольник , по углам которого располагались круглые башни с тесовыми кровлями, увенчанные деревянными шпилями с шарами. После революции в этих корпусах разместились различные советские организации, и из-за отсутствия должного ухода за стареющими сооружениями, они начали приходить в негодность.

    После реставрации «Конный двор» был практически полностью восстановлен, только на шпилях башен взамен шаров установили флюгеры с всадником на коне. На внутреннем дворе туристы смогут увидеть настоящую звонницу с колоколами, несколько пушек на лафетах, и красивые ажурно-декоративные решетки на воротах. Около всех этих экспонатов туристы любят фотографироваться на память.

    Стены с башнями Конного двора

    А в самих помещениях разместились музейные экспонаты, иллюстрирующие историю Лавры, Сергиева посада и всего края.

    Экспонаты "Конного двора"

    Можно здесь увидеть и экспонаты местного производства народных мастеров, изделия из Хохломы и Гжели, Жостова и Городца, костюмы крестьянок и крестьян различных народностей и выставку русских матрешек.

    Экспозиция Музея русских матрешек

    А еще можно попасть на один из проходящих здесь фестивалей или на проведение массового народного праздничного гуляния. В любом случае, впечатления от посещения музея будут яркие и незабываемые.


    Художественно-педагогический музей игрушки им. Н. Бартрама (пр.Красной Армии, 123)

    Этот музей интересен уже историей своего создания. Открывшись в 1918 году Москве, он мгновенно становится чрезвычайно популярным, его посещение в 20-х гг. можно было сравнивать с посещением Третьяковской галереи. Создатель музея Н.Бартрам находился на директорском посту бессменно до ухода из жизни, случавшимся в 1931 году . После смерти главного идейного вдохновителя и организатора музея, вся коллекция переезжает в Сергиев Посад, вернее в г.Загорск, и размещается в краснокирпичном здании бывшего особняка коммерческого училища в районе Сергиевой Лавры и Келарского пруда.

    Здание Музея игрушки

    В музейной экспозиции можно увидеть русскихнародных и советских, западноевропейских и восточных кукол . Кроме них, есть еще и другие детские игрушки различных времен и народов.

    Экспонаты Музея игрушек

    Ознакомиться с коллекцией данного музея туристы могут в любой день с 10.00 до 17.00 часов, кроме понедельников и вторников. В каждую последнюю пятницу месяца музей закрыт на санитарный день.

    Музей народных промыслов (пр.Красной Армии, 110)

    Этот один из самых молодых городских музеев предоставил свои площади мастерам народных промыслов, преимущественно изготовителям деревянных игрушек. Выставляются тут и живописные полотна местных художников.

    Экспонаты Музея народных промыслов

    Другие музеи

    Любители музейных посещений могут ознакомиться также с экспозицией Выставочного зала «Колокола Руси» (а улице Дружбы, 14 а). Но этот музей работает по предварительным заявкам. А на улице Валовая, в доме №22 можно ощутить атмосферу крестьянского быта в Музее «Жили-были» .

    В Музее "Колокола России"

    Когда лучше приехать в Сергиев Посад

    Поскольку все достопримечательности Сергиева Посада доступны для посещения независимо от времени года, то лучше всего ориентироваться на само время года . А может даже на проходящие в этот период православные праздники . Ведь увидеть их проведение в самой Сергиевой Лавре – дорого стоит!

    Зима

    Если вы хотите увидеть всю красоту русской зимней природы в тихом и спокойном месте, то зима – лучшее время для путешествия в Сергиев Посад. Гулять по завораживающим улицам искрящегося снегом городка, или ездить по его сказочным окрестностям уже само по себе удовольствие. В центре много замечательных прудов, которые в это время превращаются вкатки под открытым небом.

    А если ваше прибытие в этот уютный городок придется на праздничные православные мероприятия – то незабываемые впечатления гарантированы. В январе – это Рождество и Крещение господне .

    Очередь на купание в крещенской купели

    Даже если вы не особо верующий человек, быть в такие дни в Сергиевой Лавре и видеть торжественные церковные службы своими глазами очень интересно. Да и где ж купаться в Крещенскую ночь как не в священных купелях Сергиево-Посадского района!


    Весна

    Если вы хотите попасть на проведение Масленицы или на Пасху в Сергиев Посад, то надо сверять свое посещение с календарем православных празднеств на год.

    Масленичные гуляния в Парке "Скитские пруды"

    Пасхальные богослужения, изумительный колокольный звон , чаепитие с освещенными куличами – одним словом, море эмоций и впечатлений.

    Пасхальная служба

    Так же хорошо приезжать в весеннюю пору тем, кто хочет отдохнуть от суеты больших мегаполисов. Ведь весной еще не так много туристов, и можно осмотреть все достопримечательности в тихой спокойной обстановке.

    Лето

    Разгар туристического сезона! Тепло и комфортно. Прогулки вокруг прудов и катание на лодках. Но не забываем о святости места, и об удивительных праздниках, на которые можно попасть в это время года. На Троицу обычно проходит День города , сопровождаемый концертами, всевозможными ярмарками и другими интересными мероприятиями. А заканчивается этот день залпами праздничного салюта .

    На Фестивале воздушных шаров

    Проходит летом и традиционный удивительный летний праздник – Фестиваль воздушных шаров . На этом грандиозном зрелище хоть раз в жизни надо обязательно побывать! Огромные тепловые аэростаты различных форм и цветов взлетают над Сергиевой Лаврой , а множество людей с ликующими криками и возбужденными лицами с замиранием наблюдают за этим фантастическим полетом! А при желании можно и самому полетать на воздушном шаре.

    Проводятся летом День любви , семьи и верности (Петра и Февронии), День Святых Петра и Павла, Медовый и Ореховый спасы и т.д.

    Осень

    Путешествия осенью в любой город средней полосы России – это гарантированные великолепные красочные пейзажи и отсутствие изматывающей жары.

    Осенью на Белом пруде

    К тому же осенью уменьшается поток туристов, что опять-таки благоприятно для тех, кто любит тишину и покой. Из православных праздников в Сергиевой Лавре на осень приходятся Рождество Пресвятой Богородицы , День памяти Преподобного Сергия и т.д.

    Кстати, обычные светские праздники тоже проходят в Сергиевом посаде довольно весело и креативно!

    Куда можно сходить в Сергиевом Посаде с детьми

    Если вы привлекаете к путешествию по городам России детей, то это очень похвально и педагогически верно. Во время путешествия вы имеете больше возможности общаться со своими детьми, чем в рядовые будни, а дети, кроме общения с вами, в ненавязчивой форме знакомятся с историей и культурой своей страны. Но, тем не менее, ребенок есть ребенок, и осмотр только исторических памятников ему быстро надоест. Поэтому надо заранее продумывать маршрут и места посещения.

    Конечно, посетить саму Сергиеву Ларву с детьми обязательно нужно. Экскурсию дети не всегда выдерживают, поэтому хоть какие-то интересные сведения о Сергии Радонежском , о строительстве Лавры и ее архитектурных объектах вы можете рассказать и сами.

    Росписи Жития Сергия Радонежского

    После Лавры с детьми хорошо погулять около Келарского пруда или посетить Парк «Скитские пруды» , где детям найдется множество развлечений. Отрокам школьного возраста будет интересно увидеть пещерные храмы Черниговского скита, находящиеся недалеко от Скитских прудов.

    В пещерном храме Черниговского монастыря

    Обязательно понравится им в Краеведческом корпусе Исторического музея и в Музейном комплексе «Конный двор» , где проводятся очень интересные детские экскурсии в игровой форме. Мероприятие можно выбрать в зависимости от возраста и интересов ребенка.

    Экспозиция Краеведческого корпуса Исторического музея

    Также можно сходить в Музей игрушки или в Музей народных промыслов . По возможности, детей надо свозить в село Абрамцево . Сказочная атмосфера этого места,проживание здесь автора "Аленького цветочка", красивая природа и изумительные произведения русских живописцев - все это обязательно произведет на детей очень хорошее впечатление.

    Один из интереснейших пунктов «Золотого коль­ца» - Сергиев Посад (Загорск). В последние десятилетия он буквально стал местом паломничества тысяч и тысяч российских и иностранных туристов. О Сергиев Посаде написан не один де­сяток книг, не одна сотня статей.

    Топоним Загорск очень молод. Это название появи­лось на карте страны только в 1930 г. Но нельзя ска­зать, что молод город, ныне называемый Загорском. Его история насчитывает не одну сотню лет.

    Попробуем установить «цепочку» изменений, кото­рые претерпевало название этого населенного пункта па протяжении столетий. Не будем забывать, что имя любого города никогда не бывает случайным, оно - ис­торично. Географические названия -это тот пласт лек­сики языка, в котором особенно отчетливо прослежива­ется связь языка и духовной культуры народа, языка и народного мировоззрения, языка и народного творче­ства. Серьезный анализ географических названий дает яркие подтверждения тому, что язык - составная часть и орудие культуры народа. Обратимся к истории ойконима Загорск в связи с историей называемого им населенного пункта, и прежде всего вспомним историю Троице-Сергиева монастыря.

    Троице-Сергиев монастырь возник в тяжелое для Руси время, когда, прерываемый татарскими набегами и княжескими усобицами, только начинался процесс единения русских земель вокруг Москвы. Именно в тот период (около 1330-1332 гг.) из Ростовской земли в Радонеж переселился боярин Кирилл, когда-то «Один из славных и нарочитых бояр», а к моменту переселения разорений набегами, междоусобицей, данями и т.д. Вместе с родителями в Радонеж переселился и отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. Имя Сергий, полученное им при пострижении в монахи, навсегда скрыло от людей мирское имя Варфоломей. Сергий основал монастырь, который первоначально считался «пустынью», т.е. обителью, удаленной от центров, от городов. Однако в 30-50-х годах XIV в. Радонежская земля интенсивно заселялалсь, и создание монастыря было частью процесса оформления и развития Радонежского удела. Думается, составитель «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый несколько романтизировал обстановку, в которой основался монастырь, когда писал следующее: «Не бе тогда окрест монастыря ни сел близ, ни дворов, все пусто, со вся страны лес бе, все пустыня».

    Монастырь, который основал Сергий Радонежский и игуменом которого он был, стал именоваться - по цен­тральному храму - Троицким. Популярность культа святой Троицы в XIV в. не может быть объяснена толь­ко лишь обострением догматических споров и оживле­нием выступлений против официального толкования троицы. Необходимо учитывать и конкретную

    историческую обстановку, начало объединительного процесса русских земель вокруг Москвы. Троица олицетворяла собой идею единства, преодоления распрей. Епифапий Премудрый писал, что Сергий основал монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждал­ся ненавистный страх розни сего мира». И Сергий, Ра­донежский, посвятив свой монастырь Троице, активно содействовал примирению князей, укреплению Руси перед лицом Золотой Орды.

    Несколько слов о том месте, которое выбрал Сергий для своей обители. Первоначально Сергий замыслил по­ставить монастырь в урочище Белые Бога, у бывшего языческого святилища, о чем красноречиво свидетель­ствует и сам микротопоним - название урочища; по­том у него было намерение поставить монастырь побли­зости от современного села Марфино (См. Ратшин А. В. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М., 1852, с. 178). Однако эти по­пытки ни к чему не привели: вероятно, Сергий натолк­нулся на сопротивление местных землевладельцев, что и заставило его искать относительно «пустынных», дру­гими словами, незанятых мест. Местом, где, наконец, монастырь был поставлен, стала возвышенность - холм Маковец. Уже сам этот микротопоним указывает на то, что Сергий поставил свой монастырь на довольно высо­ком месте. Заглянем в словарь В. И. Даля: «Маковица, маковка - …вершина, верхушка, самый верх здания, дерева или высокого предмета» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 2, с. 291). Слово маковка рус­ское. Первоначально оно обозначало только головку мака. В дальнейшем на основе сходства предметов по форме или по расположению частей название было пе­ренесено и на другие предметы, попав, в частности, и в сферу местной географической терминологии (См. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с. 253)

    Спустя два-три года к Сергию стали стекаться мо­нахи, и в 1347-1348 гг. их было уже 13 человек. В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, там утверждается общежитий­ный устав. По-новому организованный монастырь пре­вращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Начиная с 50-х годов XIV в. из Троице-Сергиева монастыря вышло более 20 устроителей но­вых монастырей, среди них Роман Киржачский (Бла­говещенский Киржачский монастырь), Андроник Спас­ский (Снасо-Андроньевский монастырь), Мефодий Песношский (Николо-Песношский монастырь), Федор Си­моновский (Симонов монастырь), Савва Звенигород­ский (Саввино-Сторожевский монастырь).

    Непосредственно свое название Троицкий мона­стырь получил

    по той маленькой церковке, которая была поставлена Сергием и его братом Стефаном в 1345 г. и посвящена Троице. Но в те бурные времена деревянные сооружения очень часто бывали недолго­вечны. И в 1408 г. Троице-Сергиев монастырь постигла печальная участь - во время нашествия хана Едигея он был сожжен. Новый этап в истории монастыря на­чался в 1422 г., когда произошла канонизация его ос­нователя Сергия Радонежского. Торжественно был за­ложен каменный Троицкий собор «в похвалу» Сергия. Писать иконы для этого собора и расписывать его сте­пы было поручено Андрею Рублеву и Даниилу Черно­му. Каменное строительство возобновилось в 1469 г., когда «в Сергееве монастыри у Троицы поставили тра­пезу каменну, а предстатель у нее был Василий Дмит­риев сын Ермолин» (См. Полное собрание русских летописей, т. XXIII, с. 158)

    В XVI в. Троице-Сергиев монастырь входит в систе­му оборонительных сооружений, форпостов вокруг Мо­сквы. В течение десяти лет, начиная с 1540 г., здесь возводятся каменные стены (общая длина- 1284 м), в оврагах вокруг горы Маковец устраиваются запруды. Большой интерес любителей топонимики наверняка вы­зовут названия некоторых башен монастыря. Если под­ходить к монастырю со стороны Москвы, то сразу же в глаза бросается одна из самых мощных башен - уг­ловая Пятницкая (названа по церкви Параскевы Пят­ницы 1547 г., что «на Подоле»), Самая красивая баш­ня - Утичья (или Уточья). Первоначально она. назы­валась Жйтничьей башней (поскольку находилась на­против Житного двора). Однако после надстройки в конца XVII в. получила новое название - Утичья. Со­хранилось предание о том, что молодой царь Петр стре­лял оттуда уток, плававших в соседнем пруду. Якобы именно в память этого факта на Шпиле башни было поставлено изображение утки. Однако нам кажется,

    что есть возможность для разработки гипоте­зы в ином направлении.

    Учитывая тот факт, что наиболее ранние источ­ники упоминают назва­ние. башни в форме Уточья, а также то, что под башней находятся ключи, водные источни­ки (что и позволило впоследствии провести в ней водопровод), веро­ятно, следует подумать о возможности связи названия башни именно с водными источниками, под ней расположенны­ми (сравните слова уте­кать, утека и другие у В. И. Даля).

    Более проста исто­рия названий остальных башен монастыря - Пивной (с обширными погребами), Конюшен­ной (или Каличьей), Плотиичьей, Звонковой (или Кузнечной), Сушильной, Красной, Луковой, Водя­ной, Келарской (келарь - в русских монастырях мо­нах, заведовавший хозяйственной частью). Этимоло­гия этих названий в большинстве случаев достаточно прозрачна: почти все названия связаны с назначением башни, спецификой ее использования в монастырском быту, расположенностью поблизости от какого-либо объекта внутри монастыря или за его пределами, внеш­ним обликом башни и т. д.

    В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присво­ено почетное наименование лавры. Лаврой (это слово древнегреческого происхождения, имевшее ряд значе­ний-«мощеная дорога», «здание», «квартал» и т. д.) называли наиболее крупные мужские православные монастыри, которые подчинялись непосредственно выс­шей церковной власти. В русской православной церкви до революции имелось четыре лавры: Киево-Печерская,

    Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Что касается Троицо-Соргиеной лавры, то возглавляет ее сам патриарх, а непосредственное руководство осу­ществляет наместник лавры архимандрит.

    Совершенно справедливо падать вопрос: какова ис­тория светской части того населенного пункта, которая сформировалась вокруг Троицо-Сергиевского монасты­ря, какими топонимическими данными относительно ее мы располагаем?

    Первые подмонастырские села появляются около Троице-Сергиева монастыря в конце XIV в. С начала XV в. возникают слободы. Их появление и развитие были связаны и с ростом монастырского хозяйства, и с проходившим здесь трактом. Древнейшим из них было село Клементьево, жители которого занимались ремес­лами и торговлей (в основе этого ойконима лежит лич­ное имя человека). В начале XV в. к востоку от мона­стыря выросла Служичья слобода, населенная «троиц­кими слугами» - доверенными лицами по управлению монастырскими вотчинами. Памятуя об осаде польско-литовских интервентов, монастырские власти набирают «охочих людей» в стрельцы и пушкари; так возникают Пушкарская и Стрелецкая слободы. К югу от монасты­ря в слободах жили мастера-строители. Посетивший в 1655 г. Троицу Павел Алеппский (спутник Макария, патриарха Антиохийского, в путешествии по России) писал, что вокруг монастыря «сады, идущие непрерыв­но один за другим, большой город… несколько монасты­рей и церквей, пруды и мельницы» (См. Павел Алепский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 4. М., 1898, с. 26).

    В 1782 г. окружавшие Троицкую лавру села и сло­боды были объявлены городом, который получил назва­ние Сергиев Посад. Так па карте России возник новый ойконим. Указ императрицы гласил: «…живущия в сло­бодах ведомства Коллегии экономии близ Свято-Троиц­кой Сергиевской лавры лежащих непахотным жите­лям, производящим торговлю и ремесла, позволить за­писаться по их желанию в купечество и мещанство, уч­реди для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу» (См. Собрание законов государства Российского, т. XXI, № 15371, с. 444 – указ от 22 марта 1782 г.). Первоначально слово посад в названии этого населенного пункта имело двойственную роль: оно оп­ределяло тип населенного пункта, его разновидность, одновременно являясь частью названия и приобретая в его составе все более твердое положение. Вскоре после указа был создан проект планировки Сергиева Посада. Центром города оставался ансамбль лавры, вокруг ко­торой значительная площадь освобождалась от застрой­ки. Сохранялись пять больших прудов: Белый - около Утичьей башни, Конюшенный - у северной стены монастыря, Пятницкий - близ Пятницкой церкви, Келарский и Клементьевский - к югу от монастыря.

    Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергие­вым Посадом, было закончено в 1845 г., а спустя сем­надцать лет было открыто движение по железной до­роге.

    В 1919 г. форма наименования изменилась: Сергиев Посад был преобразован в город Сергиев и стал район­ным центром, а с 1922 г.-уездным центром. А уже в 1930 г. город получил новое название - Загорск. Оно было дано в честь видного деятеля партии В. М. Загор­ского. Настоящая фамилия Владимира Михайловича Загорского была Лубоцкий (Загорский - это псевдо­ним); имел он и партийную кличку Денис. В. М. За­горский вступил в члены партии в 1905 г., в 1918 г. был избран одним из секретарей Московского комитета РКП(б). 25 сентября 1919 г. В. М. Загорского не ста­ло: он вместе с другими партийными активистами был убит взрывом бомбы, брошенной левыми эсерами в по­мещение МК РКП (б) в Леонтьевском переулке.

    Название Загорск — интересный топонимический казус. Оно образовано от антропонима Загорский, но теми людьми, которым неизвестна конкретная история его происхождения, оно воспринимается как название, относящееся к ряду ойконимов-ориентиров, указываю­щих на положение населенного пункта на местности относительно чего-либо. Русская топонимия достаточно богата такими примерами: Заречье, Заболотье, Заборье и, наконец, Загорье (есть и Подосинки, Залуги, Подберезное и др.). В результате поставленного нами неболь­шого эксперимента обнаружилось, что значительное число людей расценивают название Загорск как однотип­ное с топонимом Загорье.

    Другим любопытным фактом является то, что ойконим Загорск - пример усеченного слова (так же, как н Дзержинск, Жуковск и т. п.). Судите сами, суф­фикс -ск в названии Загорск не имеет никакого отношения к словообразованию самого наименования и относится к дотопонимическому уровню, являясь состав­ным элементом фамилии Загорский. Однако создается впечатление, что этот топоним стоит в одном ряду с такими, в составе которых -ск действительно словооб­разующий суффикс. Известно, что еще в IX-XII вв. ойконимы на -ск образовывались от основ, связанных с характеристикой природных особенностей, например Брянск (древний Дьбряпск, от дебрь - «лесная ча­ща»). Вплоть до настоящего времени с этим суффиксом образуются ойконимы как от нарицательных слов, на­пример Подоль-ск, Том-ск, Алтай-ск, Белоречен-ск, так и от фамилий: Киров-ск, Ворошилов-ск, Ленин-ск и др. Название Загорск, таким образом, служит примером усечения, что свидетельствует об устойчивой, сложив­шейся топонимизации суффикса -ск.