Open
Close

Сообщение об Уральских горах. Описание гор, общая характеристика. Основные понятия Цитаты про горы и альпинизм

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитатель предлагает детям посетить выставку фотографий, на которых изображены горы. Дети рассматривают фотографии, на которых и водопады, и горные озера, и леса. Воспитатель предлагает детям собрать картинку-пазл "Горы". Затем дети слушают музыку Эдварда Грига "В пещере Горного Короля" и рассказывают о своих впечатлениях и фантазиях. Воспитатель показывает детям письмо, которое прислала Хозяйка Медной Горы. Дети находят посылку и отгадывают содержимое посылки по загадке. В посылке оказались разные камни. Воспитатель предлагает детям стать геологами-исследователями. Каждый ребенок берет один камень, садится за стол и исследует камень. Результаты исследований записываются в таблицу. Затем несколько детей по результатам исследований рассказывают о своем камне. Динамическая пауза - подвижная игра - "Ветер, дождь, камень и гора". Под музыку к детям приходит Хозяйка Медной Горы и приносит в подарок разные самоцветы, которые дети используют в продуктивной деятельности. Дети украшают камнями вазочки, которые они сделали заранее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛМДОУ № 6 «СОЛНЫШКО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?»

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

ШТАТНОВА Е.В.

2010 год

ЦЕЛЬ:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.);

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Учить работать с таблицей и записывать результаты обследования;

5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя таблицу;

6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог);

6. Показать детям изделия из драгоценных камней;

7. Развивать мелкую моторику рук;

8. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

9. Повторить правила поведения в природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

1. Познакомить детей с новым словом – геолог;

2. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, низкие, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

1. Глобус;

2. «Ящик ощущений»;

3. Сосуды с водой;

4. Камни на каждого ребенка;

5. Салфетки;

6. Иллюстрации с изображением гор;

7. Разрезная картинка с изображением горы;

8. Вазочки из пластилина;

9. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

10. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы;

11. Загадки о камнях и о глобусе;

12. Таблицы исследования камней;

13. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;

14. Коробка с камнями для поделки;

15. Герой – «Хозяйка Медной горы».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

Собирание коллекции камней;

Создание выставки поделок из камня;

Чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

Экскурсия в библиотеку;

Беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;

Просмотр кинофильма по сказке П.Бажова «Каменный цветок»;

Проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Найди свой камень»;

Прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Воспитатель:

Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ).

Воспитатель:

Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Кавказ»:

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Воспитатель:

Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

Воспитатель:

Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий. Воспитатель комментирует рассматривание.

Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).

Воспитатель:

Вам понравились фотографии? (Да).

Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

А еще в горах есть чистейшие озера и реки. Ребята, а у меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Сейчас каждый возьмет по фрагменту картинки, и попробуем ее собрать.

Дети собирают пазл-картинку.

Воспитатель:

Что у нас получилось? (Горы и озеро).

Воспитатель:

А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.

Воспитатель:

Молодцы, вот какие вы фантазеры. А у меня для вас есть один сюрприз.

Воспитатель показывает детям письмо и говорит:

Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано?

Дети:

Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте.

Воспитатель:

Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада?

(Ответы детей).

Воспитатель читает вслух адрес на конверте:

Город Лосино-Петровский, улица Строителей, дом 7, подготовительная к школе группа № 5. Точно, письмо написано для нас.

Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух:

- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы любите все исследовать, поэтому отправляю вам посылку. Она квадратная, бордовая, с замочком, перевязана лентой. Я знаю, что посылку вам доставили, вам нужно ее найти. Хозяйка Медной горы». А кто такая – Хозяйка Медной горы? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их. Она из сказки).

Воспитатель:

Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы. Ну что ж, нужно искать посылку.

Дети находят посылку и отдают воспитателю.

Дети:

А здесь еще записка.

Воспитатель:

Да, ребята. Здесь еще записка.

- «Открыть посылку вы сможете, если отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети:

Это камень, разные камни.

Воспитатель:

Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

Воспитатель открывает коробку:

Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы. Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).

Воспитатель:
- Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

Воспитатель:

Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. У вас на столе лежит таблица, в которую мы будем записывать результаты исследования камней.

Идет обследование камней и запись результатов в таблицу.

Воспитатель:

Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне?

Рассказ 2-3-х детей.

ВЫВОД:

Какой вывод мы можем сделать? Что мы узнали о камнях? (Бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

А мы с вами знаем игру «Ветер, дождь, камни и гора». Давайте поиграем. Будьте внимательны.

Игра на внимание «Ветер, дождь, камень и гора».

Воспитатель:

Вы все были очень внимательными. И гора у вас получилась высокая и крутая. Садимся на места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских),

Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы).

Звучит музыка и входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее малахитовая шкатулка.

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да, Хозяйка Медной горы).

Правильно, молодцы. Услышала я, что вы о моих сокровищах говорите, и не смогла усидеть в горе каменной. Вы мою загадку отгадали? (Да, это камни).

Хозяйка Медной горы:

Молодцы. А вы знаете, где используют камни? (Для строительства дорог и домов, для изготовления украшений).

Правильно. Принесла я вам свои самоцветы, посмотрите, какие они красивые. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Гостья показывает детям украшения из камней.

Хозяйка Медной горы:

У меня в горах много разных камней. И я принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они.

Гостья показывает детям разноцветные камешки.

Воспитатель:

Вот спасибо, а нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает воспитателю поднос, на котором стоят розетки с камешками. Воспитатель расставляет розетки детям на столы.

Воспитатель:

Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

Дети приступают к работе.

Гостья наблюдает за работой детей.

Воспитатель:

Ребята, заканчиваем.

Гостья рассматривает все вазочки и хвалит детей:

Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок, волшебные съедобные камешки. Вот он. Я отдам их Елене Викторовне, а она угостит ими вас в группе.

Гостья передает воспитателю вазочку с конфетами-камешками.

А мне пора. До свидания, до новых встреч.

Прощается и уходит.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.

Дети уходят из зала.


Виктория Попова
Конспект комплексного занятия «О чем рассказывают горы»

Тема : О чем рассказывают горы .

Образовательная- продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах : какие бывают горы , кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы ; Познакомить со словами –магма,жерло, лава.

Развивающая

Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта.

Воспитывающая :поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов.

-Отгадайте загадку :На ноге стоит одной, крутит вертит головой, нам показывает страны, горы , реки, океаны.

Что это? (Это глобус)

-Рассмотрим глобус . Почему глобус раскрашен разными цветами (коричневый цвет горы , зеленый –равнины и леса, синий- моря,желтый цвет- пустыни)

Покажите на глобусе горы . Включается видео сообщение в котором хозяйка гор приглашает детей открыть секреты, которые она спрятала в конверты.

Как вы думаете, что горы могут рассказать о себе ?

Дети подходят к столу, на котором лежит конверт, из него воспитатель достает задание.

Перед нами на столе лежат камни разной формы и величины. разложить их так, чтобы старые камни оказались в одной корзинке. А молодые в другой. (Дети рассматривают камни , распределяют по корзинкам)

Объясните свой выбор. (дети объясняют : остроконечные камни –молодые, а гладкие старые. Они такими стали от времени благодаря ветру и воде)

Ребята, а мы можем определить какие горы старые , а какие молодые (дети рассматривают фото с изображением гор, объясняя где старые горы , где молодые)

Теперь мы переходим к следующему конверту.

Посмотрите на эту схему. Что мы видим? Горы это гигантские складки земной коры, то есть кожи. Они состоят из пластов различных пород. Одни породы твердые, а другие мягкие. Мягкие породы легко поддаются воздействию дождя и ветра. Из – за этого в горах случаются обвалы, образуются ущелья, обрывы, каньоны.

-Твердые : гранит, каменный уголь, алмазы, кремний, малахит.

-Мягкие : мел, гипс, азбест.

Полезные ископаемые добывают по разному. Одни в открытых карьерах, другие глубоко под землей в шахтах.

Ребята, а можно ли в горах найти ракушки? Оказывается можно. Горы когда-то были коралловыми рифами, а теперь находятся далеко от моря. С тех времен в горных породах сохранились ракушки. Самая высокая гора в мире –Эверест, она находится в Гималайских горах. А названия каких гор России вы знаете? (Кавказские горы ,Уральские) .

Вот и еще один секрет о полезных ископаемых открыт.

Переходим к следующему конверту.

Внимательно посмотрите на эти картинки. (на них изображены животные и птицы, деревья и кустарники находящиеся в горах) Скажите пожалуйста как эти картинки связаны с горами? (дети высказывают свои мнения.) Ответ очевиден – в горах есть не только камни но и растительность, животные и птицы.

Я вижу, вы немного устали. Предлагаю сделать разминку.

Дети выполняют характерные движения.

А сейчас на нашем пути следующий конверт. Открываем.

Посмотрите здесь предметы которыми пользовались кузнецы в древности. Я расскажу вам об огнедышащих горах. Эти горы называются вулканами. А назвали их вулканами потому что существовала легенда : (дети присаживаются на палас) Жил на свете бог по имени ВУЛКАН и был он кузнецом. Построил он себе кузнецу внутри высочайшей горы . Бил он тяжелым молотом по железу, раздувал огонь. А гора стояла посередине моря. Когда Вулкан работал молотом гора дрожала, грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Вулкан работает- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. Вот с тех пор и стали называть огнедышащие горы «вулканами» .

Сейчас на земле есть три вида вулканов : Спящие – которые могут проснуться взорваться огненной лавой в любой момент.

Действующие – постоянно извергающие фонтаны кипящей лавы.

Потухшие - те которые извергались очень давно,а сейчас потухли.

Подойдем к столу. На нем макет вулкана. Вулканы как мы с вами видим, это горы в форме конуса . Если посмотреть сверху,то можно увидеть яму- это кратер, большая чаша с крутыми склонами, а на дне ярко оранжевое – это жерло-дыра уходящая глубоко в землю. А огненная жидкость выходящая из вулкана - лава.

Вот и открылся нам исторический секрет гор.

Следующий секрет – конверт.

Хозяйка гор предлагает нам самостоятельно сделать вулкан.

Внутри макета пластиковый стаканчик из под йогурта. 1 чайная ложечка соды, немного краски гуашевой, лимонная кислота, 3 капли моющего средства. Последовательно смешали и наблюдаем. (Произойдет имитация извержения вулкана)

А вот на дне океана, когда происходит извержение застывшая лава может образовать конус такой высоты, что если вершина окажется над водой, то после того как вулкан потухнет останется остров. Многие острова в Тихом океане вулканического происхождения.

Как хорошо, что у всех получился вулкан. Понравился вам секрет горы ?

Включается видеосюжет в котором хозяйка гор говорит о том, что все справились с заданиями. Теперь их ждет награда за работу. Только в обмен надо вспомнить те секреты которые она нам открыла.

Я всех вас благодарю за сегодняшнюю работу.

Горы Урала протянулись на 2000 км с севера на юг, разделяя нашу страну на 2 части: европейскую и азиатскую. Начинаются они у Северного Ледовитого океана, пересекают Россию и заканчиваются в Казахстане. Это наглядно видно на карте. Самая высокая на Урале гора Народная. Она находится на севере, её высота 1894 метра. Ширина гор на всем протяжении колеблется от 40 до 150 км.

О существовании Уральских гор знали еще древние греки. Они считали, что именно за горами находится легендарная страна Гиперборея.

Геология Урала

Уральские горы не всегда были такими низкими. Их образование началось около 350 млн. лет назад. В период своей молодости горы достигали высоты примерно 6000 метров. Было время, когда здесь действовали вулканы, случались сильные землетрясения, изливалась магма, образовывались новые горные породы, закладывались будущие месторождения полезных ископаемых. С тех пор прошли сотни миллионов лет. Вулканы состарились, горы разрушились. Но изредка Урал вспоминает о своей бурной молодости, и тогда . Последнее из них случилось осенью 2015 года.

Природа

На протяжении 2000 км горы проходят несколько природных зон, начинаясь тундрой на севере, продолжаясь тайгой в середине и заканчиваясь степью на юге. Естественно, что и природа и животный мир везде разный. Если на севере можно встретить , то на юге распространены сурки и суслики. Когда на юге уже цветут тюльпаны, на севере ещё провожают зиму.

Горные склоны хоть и не крутые, но создают помеху ветрам, поэтому климат европейской части отличается от климата азиатской части.

Полезные ископаемые

В недрах Урала находится и добывается . Некоторые из них очень редкие и встречаются только здесь. Из самых известных можно назвать:

  • серебро;
  • медная руда;
  • поделочные камни;

Все знают поделки и украшения из красивого зелёного уральского камня - малахита. Изделия из него можно увидеть в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Много народных сказов о добыче ископаемых богатств обработал сказочник Бажов П. П.

Население

Большинство населения проживает в крупных промышленных городах. По национальному составу это в основном русские. Дальше идут татары, башкиры, украинцы, казахи и другие национальности.

Промышленность

В Уральском регионе самыми распространенными отраслями являются металлургия и машиностроение. Ещё 5 тысяч лет назад здесь добывали медную руду. Современный период развития металлургии начался при Петре I. Cамый известный промышленный город - Челябинск. Если Екатеринбург называют столицей Урала, то Челябинск - столицей Южного Урала. Между всеми городами региона хорошо налажено железнодорожное, автомобильное и авиационное сообщение. Высокоразвитая промышленность имеет и отрицательные стороны: в городах региона очень грязная атмосфера.

О зарождении и развитии промышленности Урала написаны книги и сняты художественные фильмы. В годы Великой Отечественной войны Урал принял предприятия с западной части Советского Союза. Здесь трудились и стар и мал, снабжая фронт боеприпасами. В городах были созданы военные госпитали, в которых лечили раненых бойцов.

Уральские горы хранят ещё много нераскрытых загадок, которые смогут открыть будущие историки, натуралисты, геологи, зоологи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Повседневность, быт, суматоха, железобетонные города мешают нам наблюдать за красотой, которой мы окружены, мегаполисы гудят словно пчелиный улей. Спешка и беготня перечеркивают внимание к окружающему миру и собственным мыслям. Альпинизм же предоставляет возможность уйти от всего этого и, волей не волей, заставляет тебя не спешить, наблюдать за погодой и природой, быть размеренным в мыслях и в действиях. Видимо, поэтому меня так привлекает этот вид спорта (Иван Квашнин).

14 июля 2017 сотрудники магазина АльпИндустрия в московском ТЦ Авиапарк Иван Квашнин и Алексей Преображенский взошли на вершину Казбека, осуществив свою мечту. С восхождения парни привезли несколько плёнок удивительных фотографий и море впечатлений, два разных взгляда на восхождение. Итак, про горы и про мысли.

Алексей Преображенский

О чём думает человек на высоте 3000 метров, шаг за шагом поднимаясь в гору с тяжёлым рюкзаком за спиной? Для меня, пожалуй, это был самый главный и решающий вопрос в этом путешествии.

В июле 2017 мы с коллегой Ваней совершили восхождение на Казбек с грузинской стороны. Я не хочу рассказывать про технические моменты нашего восхождения, приводить точные цифры и описывать, как и что нами использовалось из снаряжения. Для меня было важно другое - мысли. И как они могут повлиять на восприятие окружающей среды и поведение человека в экстремальных условиях.

Именно сила мысли помогала мне подниматься выше и осознавать, зачем это нужно. Времени на раздумья и копание в себе в подобном путешествии предостаточно. Монотонный подъём с выверенным шагом - что-то сродни медитации. Мозг отдаёт команды мышцам: «Иди», «Иди», «Ещё шаг», «Второй». И параллельно задаёт настрой: «Ты должен!», «Ты сможешь!», «Ты справишься!».

Погружаясь в себя, я думал о жизни внизу, о каких-то маленьких радостях и о том, что мы совсем не замечаем красоту вокруг себя и принимаем как должное то, что имеем. Думал о близких мне людях, о том, что мог бы сделать их счастливее, просто подарив немного больше своего внимания... И с набором высоты мне казалось, что мысли становились всё более чистыми и правильными.

Когда изможденный, обессилевший организм тревожно сигнализирует мозгу «Всё! Стоп! Это выше моих сил. Если продолжишь в том же духе, ты сломаешься», в дело вступает сила мысли: «Это не предел! Ты сможешь! Ты не хуже других! Ты должен дойти!». И ты проходишь ещё столько же.

Труднее всего было на стоянках, когда мозг понимал, что физические нагрузки закончились, и больше не держал мышцы в тонусе. Тело расслаблялось и не слушалось, когда его хотели занять какими-то бытовыми делами. Там же, на стоянках, давала о себе знать горная болезнь, вызванная недостатком кислорода, у меня постоянно болела голова. Хотелось ли мне в эти минуты вниз, в комфорт, в цивилизацию? Нет. Я понимал, что это мой осознанный выбор, что это происходит здесь и сейчас и, возможно, никогда больше не повторится. Все эти мысли, надежно зафиксированные в сознании, помогали двигаться вперед и наполняли подъём к вершине смыслом. Хотя для меня не столь важна была конечная точка нашего восхождения, сколько сам процесс. Может, именно поэтому наибольшее впечатление на меня произвел пик Майли-хох, восхождение на который мы совершили накануне штурма вершины. Отправившись туда вчетвером, мы были первыми, кто поднялся туда за последние дни. Интересный маршрут и потрясающий вид с вершины надолго отложатся в моей памяти и будут напоминать обо всём нашем путешествии.

Что же касается самого ответственного и долгожданного события - штурма - как я уже говорил, вершина не была самоцелью. Конечная точка моего путешествия находилась где-то глубоко во мне, скрываясь за предрассудками и ограничениями, над которыми мне предстояло подняться и посмотреть на всё с новой высоты.

Иван Квашнин

Лёша у нас большой романтик, а уж горы ещё сильнее сподвигают на это. Он действительно хорошо описывает то, что происходит внутри почти каждого человека во время пребывания на высоте.

Но я хочу погрузить вас не в духовный мир, а, наверно, больше приблизить к реалиям и тому, каким я видел «настоящего» Лёху, а не того летающего в своих мыслях и поиска истины романтика. Ну что ж, как сказал Гагарин, поехали!

День №1

Проскочив границу на Верхнем Ларсе, мы приехали в городок Степанцминда (Казбеги). В первый же вечер окунулись с головой в грузинскую кухню, с мыслями о том, что последующие дней десять будем питаться только сублиматами и кашами.

Ели всё и помногу. Как говорила бабушка моего друга, если чешется — чеши, будет радость для души! После этих слов Лёха заказал себе двойную порцию овощей на мангале и лимонад.

На подъёме к нашему хостелу Казбек раскрыл себя во всей своей красе. Ночь стояла звёздная. Со Степанцминды гора смотрится очень грозно и мощно. В хостеле комната досталась с видом на вершину, и я не мог уснуть до 3:00, в предвкушении глядя на неё в окно. Затем противно зазвенел будильник, и наступил следующий день.

День №2

Договорились с местными о трансфере до Гергетской церкви. Трансфером оказалась Митсубиши Делика. Собственно, Степанцминда — это город этих машин. На протяжении всей дороги мы любовались пейзажами, а обрывы в нескольких сантиметрах от бортов машины порой щекотали нам нервы и добавляли остроты нашим приключениям.

Доехав до места, мы, недолго думая, накинули рюкзаки и пошли до первого места ночевки под названием Зелёнка или, как ещё называют, Грин Хотел. Набрав немного высоты, зашли в облака. Поднялась влажность, и стало прохладно. Шаг за шагом мы отдалялись от грузинских кухонных изысков и погружались в реалии восхождения в альпийском стиле.

Когда мы добрались до Зелёнки, поднялся ветер и начал моросить дождь. Быстро поставив палатку, принялись готовить. Благо тут уже «веками» всё обустроено туристами. Есть небольшой родник, стоят ветрозащиты для палаток и «кухонь». Накинув на себя флис и , принялись готовить. Пока готовили, рассказывали смешные байки. Поели гречки с сушёными овощами, выпили пару чашек горячего чая, и на боковую после ходового дня.

День №3

Утром нас разбудил не будильник, а солнце. Перед нами предстала великолепная ясная погода с красивыми видами и снежной вершиной Казбека.

Я спросил Лёху, как ему спалось. Ответ был не самый бодрый: «Почти не спал». Я списал всё на то, что первая ночь в диких условиях всегда такая, да и тем более место в палатке ему досталось не самое ровное. Лёха махнул рукой со словами «То ли ещё будет!». Оптимизм и жизнелюбие брызжат из него, как свежевыжатый сок...

Погрелись на солнышке, позавтракали с видом на горные пейзажи и выдвинулись в путь до метеостанции. На подъёме от стоянки нам открылся вид на язык ледника Гергети и берущую от него начало реку Чхери, вымывшую ущелье. Этот вид производит неизгладимое впечатление, до мурашек по коже.

Перейдя вброд горную реку, водопадом впадающую в Чхери, мы уткнулись в первое препятствие — ледник Гергети. Он оказался полностью открытым и коварных опасностей в виде ненадежных мостов и закрытых трещин не таил. Солнце жарило во всю. Перебежав ледник, обходя трещины, мы оказались на метеостанции. Тут высота уже чувствуется, но не критично, 3600 м. Вымотанные солнцем и хождением в кошках по леднику, мы поставили палатку и пошли регистрироваться в «метео». Поужинали и приняли решения, что с 3600 штурмовать не будем - долго и нудно. Дойдем до 3800, посмотрим на состояние и, если все будет гуд, пойдём дальше на 4200. Выключили фонарики и начали слушать камнепады, пока не проснулись от духоты в палатке.

День №4

Погодка шепчет. Проснулись в 6 утра, в палатке дышать нечем, открываем молнию - солнце обжигает глаза. Воздух свежий воздух, можно откинутся назад и обдумать день.

Лёху я со всей искренностью прозвал пасечником, так как высота отразилась на его лице в виде одной сплошной опухоли.

Утро проходит как день сурка: собираем снарягу, овсянка, сэр, чай и в путь.

До 3800 дошли быстро. Состояние хорошее. Погода радует. Без раздумий двигаем на 4200. По дороге сделали привал с перекусом. По Лёхе видно, что высота действует, организм борется, как и его внутреннее эго. Из-за того, что долго собирались, солнце вышло на склоны, полетели вниз камни. Мы на кромке ледника. В голове слова В. Высоцкого:

Ты идёшь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины.
Но они с тебя не сводят глаз,
Будто бы тебе покой обещан,
Предостерегая всякий раз
Камнепадом и оскалом трещин.

Пробегаем этот опасный участок и ставим лагерь на 4200. Солнце просто выжигает. Мы фактически находимся в линзе. Надо окопаться и поставить лагерь. Даю Лёхе лопату: надо его немножко взбодрить. Да и физические нагрузки - всё лучше для акклимухи. Я вообще всегда стараюсь через не хочу во время акклиматизации что-то делать, поэтому решил дать лопату ему, тем самым привить ту же привычку:) А сам сел топить снег.

Лагерь водрузили, компота напились, перекусили. До конца солнечного дня было ещё долго, поэтому коротали время, играя в карты и принимая солнечные ванны.

Готовя ужин из сублиматов, со вздохами вспоминали чахохбили, аджапсандали, оджахури на кеци и прочие кулинарные прелести Грузии. За этими мыслями и завершился вечер четвёртого дня.


День №5

Просыпаемся. Выхожу из палатки, понимаю, что солнцу по склону до нас ползти ещё как минимум часа 2, одеваюсь во всё теплое и начинаю готовить завтрак. Пока топили снег и собирались на радиальный выход, солнце дошло до нас и показало себя во всей красе.

Акклиматизационный выход у нас был на вершину Спартак. Мы не стали нарезать излишки пути без набора высоты и решили двинуть напрямик, обогнув его с правой стороны, где и начали подъём. Вот тут-то то самое красивое солнце, которого мы ждали всё утро, начало нас выжигать, как муравьёв линзой.

Дошли мы до вершины Спартака достаточно быстро, с одним привалом. Посидев на вершине (примерно 4500) и налюбовавшись красотами, приняли решение зайти на Майли, так как времени в запасе оставалось ещё много. На обратном пути Лёха провалился по пояс в трещину. Мы были в связке и технично отработали этот момент. Лёха из трещины вылетел, как пробка из-под шампанского, но гнетущее чувство опасности усилилось.

Пришли в штурмовой лагерь за пару часов до темноты. Палящее солнце очень утомило. Лёха весь на эмоциях после того, как застрял по пояс в трещине. За ужином глянули прогноз на последующие дни - он заставил задуматься. Взвесив силы, плохой прогноз и желание взойти, приняли решение штурмовать вершину завтра.

День №6

Подъём в 4 утра. Холодно, очень холодно… Кое-как начинаем готовить завтрак. Пару ложек овсянки и стакан горячего чая обязательно. Хорошо хоть термосы наполнили вчера. Пока топится снег, во всю собираемся. Ночь красивая, звёздная, спокойная. Долго я ждал этого ощущения, будто бы всё замерло. Нет ветра, запахов, движения, словно планета перестала вращаться...

К тому моменту как я стал активно собираться, Лёха уже сварил кашу и подогрел остатки вчерашнего чая в котелке. Перекусили, проверили снаряжение - и в путь. Отогрелись, только когда начали идти. Первые шаги давались с трудом: ещё сонный, каша не до конца провалилась, а Лёха сетовал на головную боль.

Постепенно набираем высоту. Встретили поляков, идущих на штурм без акклиматизации с 3600. Их состоянию я точно не завидовал.

С Лёхой шли одним темпом, делая остановки каждые 40 минут. Где-то на 4500 посчастливилось встретить рассвет. Виды, конечно, дух захватывает. Ради такого хочется снова и снова возвращаться в горы.

Пока шли, было два смешных момента: сначала надпись на снегу «Я ещё жива, твоя Тоня», потом вышел кто-то в эфир на нашу волну со словами «Джамшут! Быстро к воротам!».

На 4900 был очень красивый бергшрунд, нам удалось прогуляться внутри него. После отдыха двинули дальше. Дошли до перемычки. Погода просто класс, облаков нет, просматривается всё до горизонта! Остался предвершинный взлёт. Идём траверсом, доходим до камней, тех, что лежат с правой стороны. Дальше лёд. Недолго думая, кинули две верёвки перил. Последние шаги - и мы на вершине в 11:08. Радость нас наполнила с головы до ног. Но ликуем недолго: быстро закрывается окно, мы бежим вниз.

При достаточной решимости любой идиот может подняться на эту гору, — заметил Холл. — Но вся хитрость в том, чтобы спуститься назад живым.

Джон Кракауэр

По лицу бьёт ледяная крошка вперемешку с сильным ветром и плохой видимостью, под ногами лёд. Я замыкал и снимал перила. Лёху по-прежнему не отпускала головная боль. Про себя, всё, думаю, главное, до перемычки спуститься, главное, до перемычки, а там уже дойдём.

На перемычке нас ждало плотное непроглядное облако, ветер утих, перестала жечь снежная крошка. Остановились перевести дух и перекусить. А потом вниз, вниз и снова вниз. Шаг за шагом, медленно и уверенно, через усталость. Часам к 15:00 были в штурмовом лагере на 4200. Отъелись, отпились, отогрелись. Осознанность, что был на вершине, пока не приходит. Пока только усталость, и жажда. Быстро уснуть не удалось, говорили обо всём. Потом уже, когда стемнело, я провалился в сон.

День №7

Собираем вещи и бежим вниз, пока солнце не вышло на склоны. Спуск был долгим и достаточно утомительным, так как падали сразу в Степанцминду с 4200. В 16 часов были в хостеле, грязные, обгорелые, но счастливые.

В завершении хочу сказать, ходите в горы, любите горы. Но соблюдайте чистоту. Планета дарует нам жизнь, она - наш дом. Берегите её!

Сообщение на тему «Что такое горы» для детей кратко поможет Вам подготовиться к занятию по географии и углубить свои познания об этих крупных формах рельефа.

Сообщение о горах

Вы уже знаете, что поверхность планеты не идеально ровная. На ней есть возвышенности, каньоны, равнины и горы.Данные «неровности» все вместе именуются рельефом. И каждая местность характеризуется своим уникальным рельефом.

Горы – это большое возвышение рельефа Земли, которое можно увидеть за километры. Даже самая маленькая гора будет видна издалека. Кстати, со временем возвышения могут уменьшаться, так как ветра, обдувающие гору, уносят год за годом отколовшиеся от нее песчинки.

Горы состоят с:

  • Вершины – верхней части горы.
  • Склона – той части горы, по которой спускаются с вершины к подножию.
  • Подножия – нижней части горы. Здесь заканчивается склон и начинается обычная местность.

Форма гор может быть самой разной. Некоторые имеют острые пики, другие плоские вершины или похожи на овальные купола.

Чем выше гора, тем на ее вершине климат суровее и холоднее. И что самое интересное, у подножия может быть невероятная жара, а в тот же момент вершина горы покрыта огромной шапкой из снега и льда. Тогда с вершины начинают собираться маленькие ручейки и ближе к склону они превращаются в настоящую реку. Да, реки также размывают поверхность возвышения и уменьшают высоту горы.

Когда появились горы?

Они появились очень давно, миллионы лет назад, когда происходили страшные землетрясения на планете. Из земли сильно били фонтаны раскаленной лавы и застывали, превращаясь в горы. Сегодня такие горы еще существуют. Под ними все также кипит лава, которая в любой момент может вырваться наружу. Данный процесс называется извержением вулкана, а такие горы – действующим или спящим вулканом. А вот горы, под которыми лава не проявляет активности, именуются потухшим вулканом. Стоит отметить, что застывшая лава является источником полезных ископаемых, поэтому в горах ведутся работы по добыче металлов, руды или драгоценных камней.

Редко можно повстречать и подводные горы. Под водой из заметить нельзя, но из вод иногда торчит вершина подобной горы и напоминает скалистый остров.

Интересные факты о горах для детей:

  • Самая высокая в мире гора стоит на границе между Непалом и Китаем. Она называется Эверест. Высота ее вершины 8848 м.
  • Некоторые горы образовались на месте, где когда-то было море или океан. Произошло это в процессе сдвижения складок морского дна. К таким горам относятсяКарпатские горы, Гималаи и Альпы. В них можно найти останки морских организмов.
  • Африканская гора Килиманджаро сформировалась вследствие извержения лавы из-под земли.
  • Процесс старения, уменьшения или роста гор незаметен для человеческого глаза. Ведь данные процессы занимают миллионы лет.
  • В древние времена горы считались жилищем богов. Поэтому к священным горам даже подходить строго запрещалось.
  • Самые высокие вершины в мире это Эверест, Монблан и Эльбрус.

Надеемся, что сообщение о горах 4 класс смог использовать при подготовке к занятию. А краткий рассказ о горах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.