Open
Close

Типы судов - отечественная классификация. Речные и морские пассажирские суда Речные пассажирские суда

Средства морских пассажирских перевозок можно классифицировать следую­щим образом:

Рис.6.1. . Классификация пассажирских судов по функционалу

Морской круизный лайнер может вмещать несколько сотен пассажиров, а также многочисленный обслуживающий персонал и команду. На круизных лайнерах созданы все условия для полноценного отдыха путешествующих: есть рестораны, кафе, магазины, кинозалы, бассейны.

Рис.6.2. Круизные теплоходы

1 - прогулочная палуба; 2 - солнечная палуба; 3 - ресторан; 4 - бассейн; 5 - читальный зал; 6 - администрация/сувенирный киоск; 7 - сауна; 8 - солярий; 9 - навес от солнца; 10 - веранда/бар; 11 - мостик; 12 - верхняя палуба; 13 - главная палуба; 14 - панорамный салон.

Основными показателями комфортабельности кают на круизных лайнерах являются: количество комнат в каюте, расположение каюты на судне (по отношению к носу/середине/кормі судну; на разных палубах); вид из окон и другие факторы. В зависимости от комфортабельности каюты могут быть разных категорий: от наиболее престижных, расположенных на наивысших палубах судна, что имеют несколько комнат, к внутренним каютам без окон или иллюминаторов.

Как правило, круизное судно эксплуатируется не более 10 лет и один раз в 6-8 лет поддается реконструкции. Некоторые из судов являются 12-14-палубными «плавучими городами», которые вмещают 2- 6 тыс. пассажиров.

В настоящее время для круизного бизнеса характерный повышение качества и количества услуг на борту судна. Качество услуг обеспечивается достаточным числом обслуживающего персонала (соотношение - один человек на двох-трьох пассажиров) и их высокой квалификацией.

На современных круизных судах кроме традиционных услуг, таких, как бассейн, лифт, кино, видео, ресторан, сауна, солярий, предусмотренные площадки для волейбола и гольфа, теннисные корты и др. Круизы соединяют в себе морской и береговой отдых, в частности экскурсии. В зависимости от программы берегового отдыха принято различать две системы организации круизных поездок: европейскую и американскую.

Круизные суда сертифицируют по шести категориям (звездам). К последней категории, 6 звезд (супер-люкс), в мире относятся всего четыре судна. Стоимость круиза данного класса-8-10 тыс. дол. США за неделю. Питание на судах супер-люкс только индивидуальное с учетом конкретных запросов и привычек пассажиров.

По зарубежной классификации класс кают (Cabin class) на круизном теплоходе отражается таким образом:

Premium P-1 (2-3-местное размещение со всеми атрибутами комфорта - две комнаты, ванну, туалет, мини-бар и др.);

Premium P-2 (2-местное размещение с теми же атрибутами комфорта);

Standart SI (2-3-местное размещение с частичными удобствами);

Standart S2 (2-4-местное размещение с частичными удобствами);

Economy - Е (экономический класс с 2-4-6-местным размещением и частичными удобствами).

В ряде случаев классификация может быть другой.

По принципу движения суда делятся на:

    водоизмещающие, то есть плавающие по водной поверхности;

    глиссируючие, то есть что скользят по поверхности воды;

    суда на подводных крыльях, воздушной подушке и экраноплан, то есть что передвигаются над водной поверхностью.

При наличии у судоходных компаний новых пассажирских специальных средства туроператор для опрокидывания туристов из одного пункта маршрута путешествия в другой может воспользоваться аквапланами, судами на воздушной подушке и др.

Отметим, что принцип действия движителя судна на воздушной подушке предъявляет определенные требования к размещению и поведению на его борту пассажиров и туроператор должен с ними познакомить своих туристов.

В целом к речным и морским транспортным средствам, доступным и для перемещения туристов, относятся(табл.6.1):

Табл.6.1. Виды и средства водного транспорта

Речной транспорт:

лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

проворные лодки,

теплоходы,

суда на подводных крыльях,

суда на воздушной подушке

Морской транспорт:

суперлайнеры,

    теплоходы,

    суда на подводных крыльях,

    экраноплан,

    океанские яхты

Значительное число туристов на внутреннем водном транспорте пользуется маломерными судами, к которым Государственная инспекция (ГИМС) относит плавсредства водоизмещением до 80 регистровых тонн, пассажировместимостью до 12 человек, с подвесным мотором без ограничения мощности или стационарным 75 л.с.

Катера, яхты и лодки, используемые для отдыха и путешествий водным путем, являются маломерными судами.

В путешествии маломерным судном часто сталкиваются с необходимостью иметь значительный запас топлива - специальных заправок для маломерных судов на берегу нет, недостаточно и оборудованных мест для стоянки.Маломерные суда за рубежом используются весьма часто, например, в Финляндии на 5 млн. жителей зарегистрировано 15 млн. плавсредств. В 2010 году общий североамериканский рынок круизных перевозок оценивается в $ 15.95 млрд. долларов. Это включает у себя североамериканских пассажиров (5% из Канады) и иностранных туристов, которые выходят из портов Северной Америки

Рис.6.3.Схема круизного судна лайнера «Radiance of the sea»

Суда в качестве средства перевозки пассажиров стали использоваться во времена массового переселения и путешествий в Соединенные Штаты Америки. Начало регулярным пассажирским рейсам в Северной Атлантике положили ходившие под парусами пакетботы.

С конца 40-х г. XIX в. между Нью-Йорком и Гамбургом курсировали суда, принадлежащие компании «ГАПАГ». Чтобы получать от рейсов хороший доход, они были оборудованы не только для транспортировки почтового груза, но и для перевозки людей.

Каждый пакетбот, принадлежащий компании, принимал двадцать пассажиров первого класса и размещал две сотни европейских эмигрантов на твиндеке.

В те же годы между Нью-Йорком и Бременом курсировали океанские пароходы компании «Ошен стимшип навигейшен ком-пани», которую позже сменил Северогерманский Ллойд. В сфере трансатлантических перевозок наиболее активно конкурировали англичане. Заполучить наибольшее количество пассажиров, а следовательно, хорошо заработать стремились разнообразными способами. Именно тогда началось состязание за право называться самым красивым, комфортабельным, быстроходным и надежным судном трансатлантической линии.

В 1909 г. самым быстроходным лайнером считалась «Мавритания», принадлежащая компании «Кунарн Лайн». Рейс из Европы в Америку она совершила с максимальной скоростью 26,6 узла.

Одним из последних представителей блистательного числа океанских суперлайнеров, созданных в период между двумя мировыми войнами, было знаменитое судно «Иль де Франс». Оно представляло собой плавучий гигант с изысканными ресторанами и увеселительными заведениями. За свой комфорт лайнер получил почетный неофициальный титул «Рю де ля Не» - по аналогии с известной фешенебельной улицей Парижа. Длина «Иль де Франса» составляла 241 м, ширина - 28 м. По морским просторам корабль скользил со скоростью 23 узла.

Тридцать два года, с 1927 по 1959 г., судно бесперебойно обслуживало линию Гавр - Нью-Йорк. Не было ни одного случая, чтобы пустовало хоть одно из его 1345 пассажирских мест - преимущественно кают на две персоны.

На этом лайнере совершали путешествия по Атлантическому океану многие знаменитости: Морис Шевалье, Артуро Тоскани-ни, Федор Шаляпин, Анна Павлова и др. В 1959 г. «Иль де Франс», который к тому времени уже являлся обладателем «Рыцарского креста за заслуги на море» и 85 дипломов за лучшую кухню, совершил свой последний рейс и был продан японцам за 1,2 млн. долларов на слом.

Но на этом судьба плавучего гиганта не закончилась. Когда судно шло к месту разборки, его приметил один американский кинопродюсер. Впоследствии он платил японскому владельцу по 4000 долларов в день за право снимать на «Иль де Франс» сцены гибели для фильма «Последний рейс».

В тот период подходила к завершению длившаяся 10 лет постройка нового чуда века - «Франса». На этом суперлюкс-судне был даже разбит искусственный парк. Скорость его хода составляла 30 узлов. А одним из быстрейших пассажирских лайнеров того времени считался «Юнайтед Стейтс». Вершина его скорости составляла 36,5 узла. На судне могло одновременно размещаться до 3 000 человек. На его борту находились прекрасно оснащенные танцевальные и спортивные залы, плавательные бассейны, такие общественные помещения, как музыкальный и курительные салоны, залы для работы и т. д.

Четыре турбины общей мощностью в 240 000 л. с. вращали четыре огромных винта, за счет которых судно бороздило водные пространства. «Юнайтед Стейтс» преодолевало Атлантику за четверо суток. На борту практически все изготавливалось из новых негорючих материалов, включая гардины, мягкие кресла и кровати. Лайнер также являлся первым судном, все надстройки которого были сделаны исключительно из алюминия.

В наши дни для трансатлантических пассажирских судов скорость не является первостепенным показателем. В этом плане вне конкуренции всегда останутся самолеты. Услугами лайнеров, теплоходов и т. д. пользуются те, кто не ограничен временем и предпочитает надежное, комфортабельное и более дешевое путешествие.

Морские пассажирские суда - в прежнем смысле этого слова - практически не сохранились. Современные лайнеры стали поистине плавающими курортами, предназначенными для туристических круизов и увеселительных рейсов.

Люди используют пассажирские суда для разных целей: кто-то путешествует, кто-то хочет переместиться из одной точки в пространстве в другую. Для разных целей есть разные виды пассажирского судна:

Круизный лайнер;
речной круизный лайнер;
круизный паром;
океанский лайнер;
комбинированные грузопассажирские суда.

Более технически описать эти суда могут типы:
линейные (лайнеры);
круизные;
линейно-круизные;
паромы.

Паромы также могут быть двух видов: автомобильно-пассажирские и железнодорожно-пассажирские. Вы можете приобрести в нашей компании.

Общие черты пассажирских судов

С середины 20 века, большие лайнеры (в том числе и океанские), а также суда для перевозки отошли на второй план из-за популяризации авиаперелётов, и используются, в основном, только для морских путешествий (круизов) или для очень коротких дистанций, для прогулочных поездок на реках и в заливах, для паромных перевозок людей и их багажа на острова или на другой берег реки.

Особенности всех пассажирских судов, это как правило, применение устройств для минимизации качки, а также воздействие на человека от неё, большое количество окон (иллюминаторов), снижение вибрации, а также воздействие на человека от них, повышенные требования к безопасности. Также важны: повышенная шумоизоляция, естественное (дневное) освещение в каютах, двойной борт, и большое количество отгораживающих перегородок.

Основными характеристиками судов для перевозки людей, преимущественно при длительных перевозках на большие расстояния, можно назвать: привлекательный внешний вид (в отличие от технических судов специального назначения, грузовых и буксирных судов, приветствуется использование материалов более высокого качества в дизайне), меньшая коррозия материалов судна, удобство при размещении (каюты могут быть как одноместными, так и многоместными), места для обслуживающего персонала.

Небольшие суда

Для речных перевозок и прогулок на короткие расстояния прекрасно подходят такие суда как: катер, паром, и прочие виды грузопассажирских и разъездных судов. Для спортивных и туристических целей, подходит, безусловно, яхта. Служебно-разъездные судна (обычно быстроходные), пассажировместимостью около 10 или более человек используются обычно для разных рабочих поездок начальствующего или рабочего состава организации, а также служат для связи между рабочим судном и берегом. Такое судно в крайнем случае может выступать как посыльное или спасательное.
Советуем Вам также ознакомиться с

В эту категорию не включают грузовые суда, которые способны перевозить ограниченное число пассажиров, однако большинство пассажирских судов способны перевозить дополнительно почту, а также различные грузы.

Несмотря на то, что пассажирские суда относятся к гражданскому флоту, их могут использовать в военных целях в качестве войсковых транспортов , госпитальных судов . Быстроходные пассажирские лайнеры также использовались в качестве вспомогательных крейсеров до середины Второй мировой войны .

Океанский лайнер – традиционный тип пассажирского судна. Однако с развитием авиации данный вид транспорта стал ненужным.

Зато стали популярными круизные суда для пассажиров, участвующих в групповой туристической программе с целью кратковременных туристических посещений согласно расписанию одного или нескольких портов, открытых для захода иностранных судов.

Также продолжают активно эксплуатироваться паромы , совершающие регулярные рейсы между несколькими портами. Кроме пассажиров паромы могут перевозить грузы и автомашины (как легковые, так и грузовые).

Напишите отзыв о статье "Пассажирское судно"

Отрывок, характеризующий Пассажирское судно

Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом.
Это то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.
Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.

Типы пассажирских судов

Пассажирские суда разделяют на несколько типов.

  • · Океанский лайнер - тип судна, которое идёт по заданному маршруту и доставляет пассажиров из одной части света в другую. Этот тип судов был очень популярен в прошлом веке в частности для пересечения Атлантики. Теперь океанские лайнеры переросли в современные круизные суда.
  • · Круизный лайнер - как правило, совершает международные рейсы и перевозит пассажиров из одной групповой туристической программы, то есть согласованно по расписанию с заходом в один или несколько портов. Современные круизные лайнеры совмещают в себе быстроходный океанский лайнер и роскошь туристического отеля.
  • · Речные круизные лайнеры совершают путешествия по внутренним водам одного государства с остановками в предусмотренных портах. Речные лайнеры намного меньше размером, чем океанские, они вмещают до 240 пассажиров.
  • · Круизный паром - разновидность судна, совмещающая в себе функции круизного лайнер и парома.

Речные пассажирские суда

Все речные суда можно поделить на две большие категории:

  • 1. Суда, оснащенные двигателем, то есть самоходные. Сюда относятся теплоходы, пароходы, катера, моторные лодки и т.д.
  • 2. Суда без двигателя, то есть, несамоходные. Это, прежде всего грузовые баржи, а также понтоны и другие конструкции.

Основным типом самоходного судна является сухогруз. Сухогрузы перевозят грузы в трюме, расположенном внутри корпуса корабля. Как видно из названия, на сухогрузах перевозятся грузы, которые не желательно подвергать воздействию влаги, поэтому сухогрузы оборудованы специальными люками.

Среди сухогрузов существует три вида судов:

  • 1. Ролкер (ро-ро). Это судно оснащено вертикальной погрузкой, на нем перевозятся автомобили и другая техника.
  • 2. Автомобили могут заезжать на судно своим ходом через откидные носовые аппарели.
  • 3. Балкер. Этот тип судов предназначен для перевозки насыпных, навалочных не тарных (а иногда и наливных) грузов. Например, если грузом является речной песок с доставкой, то вероятнее всего доставляться он будет именно на балкере.
  • 4. Наливной сухогруз. Такие сухогрузы перевозят различного типа жидкие грузы, такие как нефть, аммиак, жидкое топливо т.д.

Если говорить о несамоходных судах, то здесь лидером является грузовая баржа. Существует несколько разновидностей барж:

  • · Трюмные (закрытые и открытые), *
  • · Площадки для перевозок навалом,
  • · Тентованые,
  • · Саморазгружающиеся,
  • · Автомобилевозы,
  • · Цементовозы,

и другие. Однако, все эти виды относятся к сухогрузным баржам, существуют также и наливные баржи.

Преимущества перевозок речным транспортом

  • 1. Речные перевозки грузов обладают довольно низкой себестоимостью, и это является большим плюсом для заказчиков. Низкая себестоимость возможна благодаря невысокой скорости перевозки и наличия течения на реках.
  • 2. Отсутствие необходимости строить и, соответственно, ремонтировать транспортные пути, так, как это делают для авто и железнодорожного транспорта.

Недостатки речных перевозок

  • 1. Парадоксально, но то, что обеспечивает главное достоинство, является главным недостатком. Речь идет о низкой скорости речных судов и соответственно длительных сроках доставки.
  • 2. Сравнительно слабые возможности применительно к объемам перевозок.
  • 3. Ярко-выраженная сезонность перевозок, связанная с короткой навигацией. Другими словами, зимой реки замерзают и суда стоят на приколе.
  • 4. Различная глубина и ширина рек в разных местах и размеры судов накладывают дополнительные ограничения на перевозку.