Open
Close

Владелец вим авиа мурсекаев рашид. Совладелец "вим-авиа" покинул россию. Уход от кредиторов

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мурсекаева Рашида Мавияевича

Мурсекаев Рашид Мавияевич – российский бизнесмен, владеющий вместе с супругой Светланой компанией «ВИМ-Авиа».

Начало трудового пути

Рашид Мавияевич родом из Барнаула. В столице Алтайского края он появлялся на свет в 1965 году. Начинал свою деятельность в начале 90-х голов прошлого столетия с импорта товаров из азиатских стран.

Впоследствии делал состояние на операциях с акциями оборонных предприятий, занимался инвестиционным бизнесом. Рашиду Мурсекаеву удалось стать главным акционером Дальневосточного морского пароходства, сосредоточив в своих руках 68% ценных бумаг этой компании. Позже он избавился от них, получив 60 миллионов долларов.

По словам предпринимателей, имевших дело с Рашидом Мурсекаевым, он всегда отличался взрывным и непредсказуемым характером. В бизнесе нередко делал ставку на спонтанные решения.

Элитное жилье

По данным представителей СМИ, владелец «ВИМ-Авиа» приобрел роскошную недвижимость на столичном Арбате. В этом районе всегда предпочитали селиться, в числе прочих, солидные предприниматели. В Большом Афанасьевском переулке соседями Рашида Мурсекаева стали многие успешные топ-менеджеры, в частности совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман. Согласно информации риелторов, стоимость квадратного метра в арбатских апартаментах может достигать 45 тысяч долларов.

«ВИМ-Авиа»

Авиакомпания, учрежденная осенью 2002 года, досталась Мурсекаеву «в наследство» от руководителя фирмы «Аэрофрахт» Меркулова. В названии использованы инициалы прежнего владельца, скончавшегося четыре года спустя.

Первый тревожный звоночек для «ВИМ-Авиа» прозвучал в ноябре 2007 года, когда глава Росавиации обвинил компанию в частых задержках рейсов. Ведомство даже подготовило штрафную санкцию для авиаперевозчика в виде ограничения количества чартерных рейсов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Тем не менее, самолеты компании продолжали осуществлять регулярные и чартерные перевозки, хотя жалобы от клиентов время от времени появлялись. Заявлениями возмущенных пассажиров занималась транспортная прокуратура.

Очередная черная полоса для авиакомпании появилась осенью 2017 года. В СМИ стали публиковаться материалы о том, что ситуация с задержками рейсов в «ВИМ-Авиа» приобрела катастрофический масштаб. Стало ясно, что компания столкнулась с очень серьезными трудностями финансового характера.

В Росавиации пришли к выводу, что «ВИМ-Авиа» лишена возможности продолжать свою деятельность, поскольку не имеет средств для закупки топлива. Кроме того, компания задолжала приличные суммы своим партнерам, которые стали предпринимать усилия для ареста лайнеров через суд.

В ситуацию пришлось вмешаться Следственному комитету РФ. Было возбуждено уголовное дело, в рамках расследования которого отрабатывалась версия о крупном мошенничестве.

Проблемы в компании привлекли внимание также президента России. Владимир Путин поручил всем заинтересованным инстанциям оперативно их решить. На следующий день после заявления главы государства правоохранительные органы задержали генерального директора и главного бухгалтера. Со своей стороны, глава российского правительства Дмитрий Медведев распорядился о выделении на реанимацию «ВИМ-Авиа» десятков миллионов рублей.

Владельца компании начали приглашать на беседы в силовые структуры. В СМИ стали появляться материалы о том, что чета Мурсекаевых покинула пределы родины. По предположениям журналистов Рашид Мавияевич вместе с супругой бежал в Турцию.

Хоровод денег. Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан , а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию. Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург – там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

Рашид Мурсекаев

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он – сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова . Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России – "Дальневосточным морским пароходством". Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых – сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск – маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС – для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

– Основной заработок там – заправка вертолётов и самолётов, – считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак .

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан – давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund . Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум – что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов – её бенефициар. А владелец акций – некая структура под названием The Bearer. Примечательно, что одно из значений этого слова – "опора авиационного двигателя". Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

– Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), – рассказал Лайфу Кирилл Кабанов. По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

– Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, – отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого , скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

– Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, – предполагает Синицкий. – Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

– Осень – финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, – резюмирует собеседник. – Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК. Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" предположил, что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн. От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу – "скорой" или полиции. Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой. Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические – более чем в 200 млн – долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров . Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу , что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры – подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность капитализма

Путин устроил РАЗНОС министрам из-за проблемы с "ВИМ-Авиа" 28.09.2017

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

В своё время Рашид Мурсекаев активно развивал бизнес в разных уголках земного шара - в Германии, в Ирландии, в Арабских Эмиратах и Узбекистане. Поэтому не исключено, что у него остались там нужные связи или недвижимость.

По данным из открытых источников, у Мурсекаева как минимум до 2014-го оставался «самолётный» бизнес в Ирландии. Компания City Leasing Limited расположена в Дублине. Изначально она создавалась как лизинговый оператор - вероятно, планировалось через неё брать в аренду самолёты для «ВИМ-авиа».

Согласно бизнес-реестру Великобритании, последнюю финансовую отчётность она предоставляла только в 2014 году. И уже тогда можно было понять, что дела City Leasing идут не так хорошо, как на первых порах. Чистая стоимость активов в 2014-м равнялась €1,3 млн, тогда как ещё в 2010-м составляла €22 млн. На счетах компании в 2014-м лежало €1,1 млн налички.

Директором ирландской фирмы числился россиянин . Интересно, что человек с таким же именем годом ранее выступал инициатором банкротства авиакомпании «Башкортостан», которая задолжала структурам «ВИМ-авиа» крупную сумму.

СМИ со ссылкой на свои источники писали, что Рашид Мурсекаев улетел в Турцию ещё во вторник. Если это так, то из Турции Мурсекаеву ничего не стоит податься в Арабские Эмираты. По неподтверждённым данным, у него может быть там недвижимость. Вообще, Эмираты и Мурсекаева связывает многолетнее сотрудничество. Его авиакомпания арендует в Дубае шикарный офис под своё представительство. Да и широкофюзеляжные самолёты Рашид Мурсекаев взял в лизинг у авиакомпании Emirates, которую основало правительство ОАЭ.

Представительство авиакомпании открыто также и в Узбекистане, впрочем, подробных данных о деловой активности Мурсекаева в этом регионе в открытых источниках нет.

А вот в Германии он долгое время финансировал местную грузовую авиакомпанию Air Cargo Germany. Правда, в 2012-м её выкупила корпорация «Волга-Днепр». Как писали СМИ, опять же фактически за бесценок. Долгов у Air Cargo Germany к тому времени накопилось до €30 млн.

Недвижимость осталась у Мурсекаева и в России. Если с 2011 года он её не продал, то ему по-прежнему принадлежит квартира в центре Москвы, в Скатертном переулке.

Финансовый взлёт и падение Рашида Мурсекаева

52-летний Рашид Мурсекаев, который сейчас погряз в долгах, в своё время не слезал с топовых строчек Forbes. Символично, что собственную бизнес-империю он начинал строить на чужих долгах. Как писали СМИ, в 90-х он с деловым партнёром Сергеем Недорослевым занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из стран Азии в счёт долга за российское оружие и авиатехнику. Потом создал компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных заводов. К началу нулевых он уже владел большей частью Дальневосточного морского пароходства. В СМИ он никогда особенно не светится и большого количества интервью не раздаёт.

А в 2003-м он как человек, никогда не занимавшийся авиаперевозками, совершил маленькую революцию на этом рынке. После развала Союза далеко не все российские авиакомпании могли летать за рубеж - старые, шумные и прожорливые российские самолёты попросту не пускали в некоторые страны. Тогда Рашид Мурсекаев за $160 млн купил 12 подержанных, но экологичных «боингов». Он заключил множество договоров с туроператорами и начал теснить конкурентов. Владельцами новорождённой авиакомпании стали Мурсекаев и его жена Светлана. Уже через два года «ВИМ-авиа» превратилась в крупнейшего чартерного оператора в стране.

Сейчас его компания в глубоком пике. После первой волны претензий от госорганов в мае-июне, когда задержали вылеты десятков рейсов, компании удалось удержаться на плаву. Во второй раз на компанию обрушились сразу все ведомства: Ространснадзор, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет.

Причём претензии последнего могут кончиться уголовными делами для топ-менеджмента. По заявлению представителей СКР, менеджмент авиакомпании заранее знал, что не сможет выполнять рейсы, но всё равно продавал билеты.

В понедельник, 25 сентября, в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-авиа» было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК России («Мошенничество»). Если совладельцы компании окажутся в деле и их вину докажут, это может грозить им сроком. Последней соломинкой, подломившей колени авиакомпании, оказались многомиллионные долги за топливо: только аэропорту Домодедово «ВИМ-авиа» задолжала более полумиллиарда рублей.

На этой неделе «ВИМ-авиа» прекратила все чартерные рейсы из-за долгов за обслуживание самолётов. Из-за этого десятки тысяч человек не смогли совершить вылет. Сегодня президент РФ Владимир Путин объявил неполное служебное соответствие министру транспорта Максиму Соколову , который допустил такую ситуацию в отрасли.

Рашид Мурсекаев заявил о готовности продать проблемную авиакомпанию за символическую сумму в один рубль. Об этом заявил глава Росавиации По его словам, «ему надоело работать в авиации, он готов за рубль продать свой бизнес и расстаться».

Чиновник пояснил, что в среду, 27 сентября, владельца перевозчика пригласили на совещание в связи с тем, что он обещал за счёт собственных средств покрыть текущие расходы для поддержания операционной деятельности компании. По словам главы Росавиации, речь идёт о 50 миллионах рублей. Нерадько добавил, что в настоящее время Рашид Мурсекаев не отвечает на звонки, и предположил, что предприниматель мог покинуть Россию.

Владельцы федерального перевозчика перерегистрировали «ВИМ-Авиа» в одном из успешных районов Татарстана

Как стало известно «Реальному времени», в феврале этого года Татарстан совершенно незаметно обзавелся еще одной авиакомпанией, по крайней мере, юридически. Международный перевозчик «ВИМ-Авиа», базирующийся в «Домодедово», сменил московскую прописку на… Сабинский район. Официально пока никто не комментирует причины произошедшего. Но эксперты теряются в догадках: идет ли речь о покупке второго перевозчика для осуществления международных рейсов или только о получении крупного налогоплательщика для татарстанского бюджета.

Поселковая международная авиакомпания

Как стало известно «Реальному времени», один из крупнейших российских авиаперевозчиков компания «ВИМ-Авиа» получила регистрацию в Татарстане (осуществляет международные перевозки, в настоящий момент летает 10 самолетов, в том числе 6 «Боинг-757», и заказано еще 12 самолетов «Эйрбас»). Изначально компания была зарегистрирована в Москве, на Дмитровском шоссе. В ноябре 2015 года юридический адрес был изменен на Багратионовский проезд, а 3 февраля 2016 года, согласно данным системы «Спарк», на улицу Строителей, д. 1А в поселке городского типа Богатые Сабы. Этот же адрес значится как юридический на сайте самой компании при сохранении прежнего фактического адреса в Москве.

Интересно, что в этом же здании в Богатых Сабах имеют регистрацию несколько других юридических лиц, в том числе на 100% принадлежащих исполкому Сабинского муниципального района. Однако в администрации района ситуацию с перерегистрацией авиаперевозчика никак не комментируют. К моменту публикации материала не был получен и официальный ответ от «ВИМ-Авиа».

Каких бы то ни было связей с Татарстаном у авиакомпании ранее не имелось, за исключением того, что ее нынешний совладелец Рашид Мурсекаев – этнический татарин.

Вообще Рашид Мурсекаев – татарин барнаульский, возможно, у него корни из Богатых Сабов – я не уточнял, – шутит Азат Хаким, директор компании «Тулпар». – Может, захотел помочь исторической родине налогами, а не отдавать все в Москву.

Однако наша республика - не родной для него регион, да и у авиакомпании гораздо больше связей с Башкирией, но об этом чуть позже. Правда, не так давно «ВИМ-Авиа» подавала заявку в Росавиацию на осуществление рейса Казань – Париж, но в феврале этого года в допуске было отказано . Других рейсов из Казани компания не имеет.

Одной из возможных причин перерегистрации мог стать уход от кредиторов. «Сбербанку» авиакомпания была должна 4 млрд руб. Фото epa.eu

Уход от кредиторов?

Одной из возможных причин перерегистрации мог стать уход от кредиторов. В прошлом году претензии компании предъявляли сначала ВТБ, а затем «Сбербанк». Более того, «Сбер» грозил перевозчику банкротством, обвиняя в неуплате долга более девяти месяцев. Тогда, по оценке банка, общий размер задолженности «ВИМ-Авиа» превысил 4,3 млрд руб., а непосредственно «Сбербанку» авиакомпания была должна 4 млрд руб.

Однако абсолютно все опрошенные «Реальным временем» эксперты уверены, что вряд ли долги стали причиной перерегистрации. Более того, большие кредиты – это нормальная ситуация для рынка авиаперевозок. Да и проблемы со «Сбером», видимо, были решены еще в прошлом году.

У меня была информация, что в прошлом году летом они все вопросы, связанные с банковскими взаимоотношениями, закрыли, и никаких там проблем нет, – рассказывает Петр Трубаев, генеральный директор авиакомпании «ЮВТ-аэро».

В самой компании также говорят, что история с претензиями «Сбера» – в прошлом.

Татарстан купил «ВИМ-Авиа»?

Неожиданное предположение о еще одной возможной причине перерегистрации высказал Азамат Сабиров, директор компании AVT:

Может быть, в республике задумались о том, что нужен свой мощный перевозчик? Возможно, речь идет о том, что «ВИМ-Авиа» купили. Если это действительно произошло, значит, власти Татарстана задумались о базовом перевозчике, который позволит расширить программу вылетов из Казани. Татарстан начинает расти в плане турпотока. Нужно более экстенсивно двигаться в этом направлении. Если это так, то это очень хороший шаг.

По словам Сабирова, такое решение напрашивалось давно, еще после закрытия авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро». На вопрос, чем не устраивает уже имеющаяся «ЮВТ-аэро», ответ так же логичен – отсутствием возможности осуществлять международные рейсы.

Была авиакомпания «Татарстан», имевшая сертификацию ИКАО (Международной организации гражданских авиалиний – прим.ред. ), – рассказывает Сабиров. – По известным причинам ее закрыли, хотя долги авиакомпании «Татарстан» были ничтожны по сравнению с долгами тех же «Ютэйр» и «Трансаэро». Долги авиакомпании «Татарстан» передали компании «Ак Барс Аэро», что усугубило и без того нелегкую ситуацию. Плюс там еще аэропорт Бугульмы висел на «Ак Барс Аэро». «Ак Барс Аэро» это не дало возможности прорваться, хотя обе эти компании имели возможность летать за рубеж. АК «Татарстан» имела доступ к широкофюзеляжным самолетам, «Ак Барс Аэро» думало о том, чтобы такой доступ получить. «ЮВТ» – новая авиакомпания, и у них нет пока возможности осуществлять международные рейсы, пока они не пролетают 2 года. Они при всем желании пока этого сделать не могут.

Возможно, компанию убедили какими-то преференциями перебазироваться в Казань, рассуждает Азамат Сабиров. Фото Максима Платонова

Татарстан в кризис заполучил большого налогоплательщика?

Логичным выглядит и, на первый взгляд, шутливое предположение Азата Хакима о помощи исторической родине налогами. Даже если Татарстан не купил «ВИМ-Авиа», а лишь убедил перерегистрироваться, в этом решении есть взаимная выгода. Республика получает налоги, а авиаперевозчик – дополнительные преференции.

Либо ее убедили какими-то преференциями перебазировать в Казань, – рассуждает Азамат Сабиров. – По большому счету, перерегистрация для авиакомпании – это возможность получения льгот. Но нужно понимать, что, если «ВИМ-Авиа» перерегистрируется в Казани, она сможет участвовать в программе льготного финансирования региональных перевозок. Но как только это произошло, в Росавиации заговорили о том, что Казань должна быть лишена льгот. Видимо, речь идет о том, что компания пытается оптимизировать расходы.

С точки зрения экономики республики выгода еще более очевидна – достаточно посмотреть на обороты компании. По данным на конец 2014 года (наиболее поздние доступные показатели), выручка ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» составила 12,6 млрд рублей. Этот результат вырос по сравнению с 2013 годом на треть (тогда он составлял 9,4 млрд рублей). Валовая прибыль составила 1,396 млрд рублей, здесь рост еще более заметный – в 6,5 раз – с 212 млн рублей. Однако благодаря увеличению процентов к уплате с 464 до 816 млн рублей и отложенных налоговых обязательств с 273 до 326 млн рублей чистая прибыль сократилась более чем втрое: со 133 млн рублей в 2013 году до 39 млн рублей в 2014 году.

Активы компании в конце 2014 года составили 13,2 млрд рублей (12,1 млрд рублей годом ранее). Долгосрочные обязательства увеличились с 7,9 млрд рублей до 8,3 млрд рублей. Выросла и кредиторская задолженность – с 1,5 млрд рублей до 2,1 млрд рублей. В целом краткосрочные обязательства выросли с 2,8 млрд рублей до 4 млрд рублей.

Однако 2015 год, несмотря на кризис, был явно успешен для компании и ознаменовался ее переходом на регулярные рейсы.

В 2004 году компания начала заменять свой флот, состоявший из самолетов Ил-62 и Ан-12, на Boeing 757. Фото airliners.net

Из чартерных – в регулярные

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была основана в 2002 году Виктором Меркуловым, директором фирмы «Аэрофрахт». В 2004 году начала заменять свой флот, состоявший из самолетов Ил-62 и Ан-12, на Boeing 757. Тогда же начала чартерные полеты в Италию и Испанию, а также регулярные – в Братск и Читу. В 2005 году запущены рейсы в Сочи и Уфу.

В 2006 году создано дочернее подразделение – авиакомпания «Башкортостан». К 2007 году стала крупнейшей российской авиакомпанией по пассажиропотоку на чартерных рейсах. К 2010 году осуществляла рейсы в 17 городов, включая Барселону, Неаполь, Салоники, Палермо, Римини, Малагу, Гянджу.

Занимается регулярными и чартерными перевозками, базируется в московском Домодедово. После ухода с рынка «Трансаэро» «ВИМ-Авиа» удалось получить новые направления регулярных перевозок. В итоге в 2015 году она перевезла рекордные для себя 1,6 млн пассажиров, выполнила более 11 тысяч рейсов, около 90% из которых – регулярные.

Владельцы аэропортов и авиакомпаний

Впечатляет и весь бизнес ее нынешних владельцев – семьи Мурсекаевых. Согласно данным системы «Спарк», учредители «ВИМ-Авиа» – Светлана Мурсекаева (доля – 79%), лихтенштейнская компания Геркулес Партнерс Фонд Близнецы-Близнецы II (доля – 20%), еще 1% принадлежит Рашиду Мурсекаеву.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» ранее являлась стопроцентным учредителем ОАО «Аэрочита» (международный аэропорт «Чита» в Забайкальском крае), сейчас принадлежит кипрской компании T.S. Trans Siberia Co Limited, и ПАО «Аэробратск» (аэропорт «Братск» в Иркутской области), сейчас принадлежит московскому ООО «Технополис». Отметим, что зарегистрированное название ООО «Технополис» на латинице – VIM-Avia Finance, что позволяет сделать вывод о реальном сохранении контроля над предприятием структурами семьи Мурсекаевых. Кроме того, ранее ООО «Технополис» принадлежало авиакомпании «ВИМ-Авиа», а еще ранее, на 0,01%, Рашиду Мурсекаеву.

50% ОАО «ВИМ-Авиа Холдинг» принадлежит Рашиду Мурсекаеву (справа), которого называют владельцем авиакомпании. Фото bashinform.ru

Светлана Мурсекаева официально – основной владелец авиакомпании «ВИМ-Авиа», ей принадлежит 50% ОАО «ВИМ-Авиа Холдинг», оставшаяся половина принадлежит Рашиду Мурсекаеву, которого называют владельцем авиакомпании. Рашиду Мурсекаеву, кроме того, на 66% принадлежит ООО «ВИМ-Авиа Турс» (оставшиеся 34% принадлежат Юрию Фененко).

ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа» раньше владело 25% акций ООО «Билет Уфа», 100% акций ООО «Авиакомпания Башкортостан». Последняя вошла в состав «ВИМ-Авиа», как и авиакомпания «Русское небо», также принадлежавшая «ВИМ-Авиа» на 99,97%. Рашид Мурсекаев же был совладельцем ЗАО «Руслан Эйр» – еще одной авиакомпании, вошедшей в «ВИМ-Авиа». Кроме того, Мурсекаев владел 100% ныне не действующего уфимского ООО «БАЛ-Сервис», официально занимавшегося деятельностью терминалов аэропортов и управлением ими. Ранее 10% «БАЛ-Сервис» владел Константин Журавов, также владевший 22% ООО «Уфа-Аэро».

Помимо этого, Мурсекаев владел 49% ЗАО «Лизинг 757» из Республики Алтай, занимавшегося наземным обслуживанием судов.

Промышленник и банкир Минтранса

Согласно данным открытых источников, Рашид Мурсекаев родился в 1965 году, в начале 1990-х занимался поставками продуктов питания и товаров широкого потребления из Азии в счет долгов за российское орудие и авиатехнику совместно с Сергеем Недорослевым.

Недорослев – президент группы «КАСКОЛ», которая работает в различных сферах, включая производство и модернизацию самолетов МиГ, ледовое и атомное надводное судостроение, производство гидравлики и шасси для авиакосмической промышленности, а также занимается сверхтяжелыми грузоперевозками с авиакомпанией «Волга-Днепр», выходцем из которой был основатель «ВИМ-Авиа» Меркулов.

В конце 1990-ых Мурсекаев был генеральным директором ЗАО «Центральная сбытовая организация», с 1998 по 2004 годы – заместителем председателя правления ОАО «Морбанк» (отраслевой банк Минтранса). В 2001 году компания «Центр-Капитал» Мурсекаева получила контроль над Дальневосточным морским пароходством, а в 2002 году Мурсекаев купил часть «ВИМ-Авиа», а впоследствии получил и полный контроль над авиакомпанией.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев

В Следственном комитете сообщили, что совладельцы авиакомпании скрылись за рубежом. По данным СМИ, они улетели в Стамбул. Почему именно туда и как Мурсекаеву это удалось?

Владельцев «ВИМ-Авиа» Рашида и Светлану Мурсекаевых объявят в розыск. Следствие намерено потребовать для них заочного ареста, рассказал источник «Интерфакса».

Еще вечером в понедельник, 25 сентября, 52-летний Рашид Мурсекаев давал интервью на телекамеры в Москве. В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве. А во вторник, 26 сентября, как утверждают источники «Интерфакса», Мурсекаев улетел в Стамбул то ли из «Шереметьево», то ли из «Внуково». Но почему в Турцию, а не в Лондон или Монако? Свою версию Business FM изложил адвокат Александр Трещев, который ранее сталкивался с Мурсекаевым на судебных процессах:

Александр Трещев
адвокат

«Каким-то фантастическим образом ему удалось на регулярных турецких авиалиниях покинуть территорию РФ, где против неустановленной группы лиц уже было возбуждено уголовное дело. Почему в Турцию? Потому что у Мурсекаева есть недвижимость в Арабских Эмиратах, в Узбекистане и еще в ряде стран. Но я думаю, что он решил все-таки добраться до АЭ, рассчитывая на то, что из-за особых отношений, из-за лизинга самолетов у них арабы его не выдадут по запросу Генеральной прокуратуры или Следственного комитета».

У Мурсекаева квартира в Москве недалеко от Арбата, в Скатертном переулке, на одной площадке с квартирой Примакова. В том же переулке, по данным СМИ, живут Леонид Федун, Вагит Алекперов. Источник «Ленты.ру» и вовсе сообщал, что Мурсекаев никуда не уезжал, что он якобы находится в Казани, где расположен головной офис перевозчика. Мурсекаевых видели в Казани, но летом, говорит редактор казанского интернет-издания «Реальное время» Дмитрий Семягин:

Дмитрий Семягин
редактор казанского интернет-издания «Реальное время»

«О его пребывании в Казани сегодня, вчера или позавчера никому ничего не известно. Более того, в Казани головного офиса компании нет. И вообще, никакого офиса компании нет. Есть формально головной офис в Богатых Сабах, в районном центре Сабинского района, но это, по сути, формальный офис, там несколько квадратных метров они арендуют, и больше ничего».

В 1990-е Мурсекаев занимался поставками продуктов питания и ширпотреба из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику совместно с Сергеем Недорослевым, ныне президентом группы «КАСКОЛ». Потом Мурсекаев возглавил Морбанк — отраслевой банк Минтранса. Позже компания Мурсекаева получила контроль над Дальневосточным морским пароходством, в 2002 году бизнесмен купил часть «ВИМ-Авиа», а впоследствии получил и полный контроль над авиакомпанией. Он приобрел 12 подержанных Boeing, и «ВИМ-Авиа» превратилась в крупного чартерного оператора. Собеседники Forbes давали Мурсекаеву такую характеристику: «Великолепный профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо». Внезапный отъезд Мурсекаева прокомментировал банкир Александр Лебедев, в прошлом владелец авиакомпании Red Wings:

Александр Лебедев
председатель совета директоров Национальной резервной корпорации

«Понятна его реакция, там аресты начались, и, наверное, ему не очень хочется... Он хочет пережить этот тяжелый период за границей. Но то, что попадет в розыск, и то, что, скорее всего, в связи с вмешательством президента будут очень тщательно расследовать эту пирамидальную конструкцию, а она, конечно, пирамидальная... Понятно, что билетов продавалось гораздо больше, чем могла компания развезти. Понятно, что компания экономила на лизинговых платежах, на выплатах зарплаты и за керосин, брала кредиты. И часть этих денег — имеется в виду денежный поток — в кармане собственника. Не верю, что он мог спокойно сесть в самолет 26 числа. Кто-то предупредил. Может, какой-нибудь полковник Захарченко из тюрьмы продолжает предупреждать своих подшефных. Это я иронизирую. Полковники Захарченко и на свободе тоже есть. Никто же не отменял крыши».

Кстати, основной владелец «ВИМ-Авиа» — не Рашид Мурсекаев, а его жена Светлана. Правда, люди, имевшие деловые контакты с Мурсекаевым, говорят, что никогда не видели его жену, возможно, она — домохозяйка. Пока по делу о хищениях задержаны гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главбух Екатерина Пантелеева. Оба не признают вину и утверждают, что никаких хищений не было.